Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 30-06-2007
Виктор Анатольевич Авксентьев, И.О. Бабкин, А.Ю. Хоц Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 41-47. 
Авторы анализируют результаты исследования проведенного в 2004 г. по теме «Конфликтный и деструктивный потенциал религиозной сферы Ставропольского края». По мнению ученых, в отличие от периода начала – середины 1990-х гг. сейчас происходит активное включение конфессионального фактора в этнополитические процессы в регионе, что позволяет говорить о формировании устойчивых этноконфессиональных политических идентичностей.
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Наталия Викторовна Фреик Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 10-18. 
Рассматривается подход известного польского социолога П. Штомпки к анализу содержания категории "доверие". Отмечается, что Штомпка определяет доверие как "ставку в отношении будущих неопределенных действий других", поскольку проблема доверия возникает в случае неопределенности и неконтролируемости будущих событий, в связанных с риском ситуациях. Показано, что его обращение к данной теме связано с рассмотрением социальных издержек от демократических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, драматически сказавшихся на жизни многих людей, поскольку климат доверя в обществе нарушается при радикальной реорганизации политических и социальных институтов. В онтологическом плане польский социолог выделил три измерения (уровня) доверия: 1) доверие как характеристика отношений (односторонних или взаимных); 2) доверие как личностная черта, рассматриваемая преимущественно в социально-психологической перспективе; 3) культурный контекст норм, сдерживающих или поощряющих проявление доверия. На первом, т.е. реляционном уровне ставится вопрос о том, в какой мере заслуживают доверия участники отношений. На втором уровне доверие выступает как психологическое качество. На третьем уровне речь идет о "культурах доверия" как ценностно-нормативных системах. Интересен подход Петра Штомпки к изучению культуры коммунистического и посткоммунистического периода. Здесь используется термин "блоковая культура", которым обозначается культура с резкой оппозицией двух жизненных сфер - частной и общественной (официальной). В таких условиях граждане аппатичны, пасссивны и подозрительны, недоверие присуще всему социальному порядку. С середины 1990-х Штомпка фиксирует устойчивую тенденцию польского общества к "демократической консолидации и восстановлению доверия".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Андрей Ильич Фурсов Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 31-36. 
Данная публикация подготовлена на базе выступления кандидата исторических наук и заведующего отделом ИНИОН РАН А.И. Фурсова на проведенной "Литературной газетой" (2005. № 32(6035)) дискуссии о результатах перестройки. С согласия автора материал данного выступления представлен в изложении. По сути оно явилось ответом на критические высказывания в его адрес со стороны философа и публициста, обозревателя Литературной Газеты Александра Ципко. Речь идет об оценках А.И. Фурсовым заслуг Советской России и его критики линии Горбачева как инициатора той политики, которая привела к гибели СССР. Он трактует суть перестройки как переход номенклатуры от не легитимного господства к легальной экономической и политической власти. Позиция автора однозначная: "Перестройка решила задачу представления групповых интересов в качестве общенародных. Под ту "сардинку" уничтожили "социалистическую субъектность". Тогда и выяснилось: именно она была гарантией советского населения от эксплуатации, нищеты, депопуляции, щитом от своих и заморских хищников" (с. 33). "Горбачевщина" трактуется А.И. Фурсовым как "акция прикрытия" этого переворота, а "Ельцинщина" - как его полная реализация. Если А. Ципко оценил перестройку Горбачева как не удавшуюся попытку "реставрации нормального общества, нормальной жизни", то автор усмотрел в ней начало "пути создания олигархического богатства" и "превращения номенклатуры в класс".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2007
Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 76-77. 
Публикация представляет данные о том, какие качества власти современные россияне считают типичными. Приводятся также наиболее распространенные в общественном мнении характеристики людей, находящихся у власти в настоящий момент, а, кроме того, сведения о том, как респонденты представляют себе изменения, которые за истекший год произошли во взаимоотношениях простых граждан с властью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Артур Ервандович Мкртичян Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 43-48. 
В статье констатируется, что советское общество отличалось устойчивостью и что в постсоветских обществах, в том числе в Армении, произошла утрата выполнения регулятивных функций традиционными институтами и группами. Общественная жизнь в Армении характеризуется, по оценке автора, большой степенью дезорганизации регулирования общественных процессов. Ставится вопрос о готовности государственных служащих принимать самостоятельные решения и нести моральную ответственность за их реализацию. В статье приводятся данные социологического опроса гражданских служащих Армении, представляющих министерства здравоохранения, транспорта и связи (N=149). Выявлено, что хотя респонденты отдают должное моральным ценностям, значительная их часть склонна считать, что для успеха в служебной карьере моральные характеристики не имеют особого значения. Только около 7% респондентов упоминают лояльность по отношению к государственной власти в ряду положительных доминантных характеристик поведения госслужащего. В заключение подчеркивается очевидность необходимости в формировании новой морали, адекватной постсоветскому обществу и требующей от людей наряду с пропагандой свободы индивидуального выбора также и ответственности за этот выбор.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Г.Т. Галиев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 148-149. 
КОНГРЕСС СОЦИОЛОГОВ ТЮРКСКОГО МИРА
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-04-2007
Евгений Викторович Реутов Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 72-78. 
В статье выявляются базовые ментальные и поведенческие установки населения по отношению к власти в регионе. Это ценностные представления о значимости и сущности власти; структурированность региональной власти в сознании сообщества, степень ее дифференцированности; представления о репрезентации интересов населения властными структурами; характеристика прямой и обратной связи между властью и обществом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Евгений Викторович Реутов Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 82-88. 
Автор исходит из того, что наиболее известные теоретические концепции (даются ссылки на работы Парсонса, Липсета и Лумана) сходятся на том, что критерием легитимности власти является соответствие ее действий общественным (общим) интересам и баланс между социальными ожиданиями сообщества и реальными действиями и решениями властных инстанций. На этом основании он считает возможным оценивать степень легитимности институтов политической власти по проявлениям согласия и несогласия граждан с властными решениями и действиями. Тема статьи - выяснение вопроса о наличии и о степени проявления кризиса легитимности власти в России на период с середины 2004 года по начало 2005 года. Именно на этот период пришлось повышение активности федерального центра и органов законодательной власти: замена социальных льгот денежными компенсациями, реформа избирательной системы в регионах, переносы праздничных дней 2 мая и 7 ноября, реформирование ЖКХ. Эмпирической базой исследования выступают данные опросов ВЦИОМ и Левада-Центра, в ходе которых выяснялось отношение респондентов к действиям властей (оно замерялось в основном по таким шкалам, как: одобрение - неодобрение, принятие - непринятие). Констатируется, что в августе 2004 г. опрос Левады-Центра зафиксировал неприятие большинством населения (53 % респондентов) монетизации льгот. Недовольство усилило повышение цен на услуги ЖКХ, что стало дополнительным делегитимирующим фактором по отношению к федеральному центру и к региональным и местным властям. Однако протестные акции не достигли широких масштабов, «а низкий рейтинг оппозиции позволяет утверждать о том, что власть в России является основным "системным" игроком на политическом поле и сохраняет "инерционную" или "вынужденную" легитимность» (с. 87).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Элик Евгеньевич Абдрашитов Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 131-135. 
В исследовании реконструируется социальная ностальгия российских военнопленных первой мировой войны в Германии и Австро-Венгрии. Отмечаются существенные отличия в положении русских военнопленных в кайзеровской Германии от положения советских пленных в Третьем рейхе. В первую мировую войну еще соблюдались международные конвенции и русские пленные снабжались (хотя и эпизодически) посылками от благотворительных организаций и родственников, инспектировались представителями Красного Креста. В Великую Отечественную Войну этого уже не было: советские военнопленные не подпадали под действие международных конвенций и не пользовались содействием Красного Креста. В первую мировую войну часть пленных легальным путем добивалась некоторой степени "свободы": чтение книг и газет, офицеров "отпускали" на прогулки в город, а солдаты направлялись на работы вне лагеря. Рассматриваются проявления тоски пленных по их прежним занятиям, по культуре и языку, по традиционным ценностям, по привычной жизни, русской местности (природе), по стабильности и т.д. Отмечается, что более глубокое понимание процессов того времени потребовало бы обстоятельного анализа литературного и архивного наследия времен первой мировой войны. Обращается внимание на то, что после Октябрьских событий 1917 г. часть пленных уже не стемились возвращаться на родину, продолжая считать себя русскими людьми. Даже те, кто вполне адаптировались к условиям жизни в Германии и создали здесь семьи (со временем браки пленных россиян с местными женщинами перестали восприниматься немецким населением как нечто зазорное), испытывали ностальгию по старой России, к которой вернуться уже было невозможно. Но было немало тех, кто приняли большевистский переворот и стремились попасть в новую Россию "без помещиков и жандармов".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-03-2007
Владислав Вячеславович Шевцов Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 111-113. 
Обращается внимание на возрастание среди юношей призывного возраста числа "отказников" и лиц, уклоняющихся от прохождения военной службы. Автор в 2004 г. провел по данной проблеме два социологических исследования среди школьников Тюмени , а также студентов пяти тюменских вузов в период прохождения ими учебно-полевых сборов. Полученные данные сопоставляются с результатами опроса в 1984 г. Сравнение показывает, что за 20 лет в 3,4 раза сократилось число школьников, и в 46 раз - студентов, проявляющих готовность к добровольному прохождению военной службы. Автор выделяет две подгруппы: тех, кто осознают необходимость "отслужить", и тех, кто стремятся любым путем уклониться от воинской службы. Среди студентов доля "уклонистов" в три раза выше, чем среди школьников. Вывод: негативное отношение учащихся к воинской службе за 20 лет увеличилось. Основными трудностями армейской службы школьники и студенты считают "неуставные отношения", а также большие физические и нервные нагрузки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 13-19. 
Статья представляет собой отклик на монографическую работу Ж.Т. Тощенко "Парадоксальный человек" (2001 г.), в которой парадоксальность многих явлений российской действительности рассматривается как "сочетаемое несочетаемого" и констатируется, что парадоксальные черты в поведении людей особенно отчетливо прослеживаются "в периоды кризисов и деформаций общественных отношений и нарушений социальных связей" (с. 13). Парадоксальный человек, вполне нормальный в психическом и физическом смысле, выступает носителем основных свойств парадоксальности того общества, в котором он живет. Автор настаивает на том, что кентаврическая парадоксальность сознания и поведения российских граждан выступает "свойством ментальности и национального характера" (с. 15). При выявлении особенностей русского национального характера он обратился к трудам Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского. По его мнению, именно парадоксальностью характера русского человека объясняет Бердяев присутствие в русском обществе двух взаимоисключающих начал. Бердяев отмечал: "русский народ - самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю", и он же утверждал, что "Россия - самая бюрократическая и самая государственная страна в мире". Россия - самая не шовинистическая страна в мире...", но она же "страна национальных эксцессов, национализма" (Бердяев Н.А. Душа России. М.: 1990). Еще одно сочетание несочетаемых крайностей, по мнению автора статьи, заключается в том, что в России "народный анархизм и есть порождение мирского, государственного духа народного этатизма" (с. 18). Делается вывод, что крайности этатизма и анархизма в русской жизни "не просто составляют единство, имеют единую основу, но и стимулируют друг друга" (с. 19).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2007
Виктор Константинович Левашев Социологические исследования. 2006.  № 8. С. 67-75. 
В статье проанализированы результаты Всероссийского социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», осуществленного под руководством автора в 2004 г. Эксперты и респонденты рассматривают феномен патриотизма в контексте реалий социалистического и капиталистического общественного устройства, оценивают перспективы и результаты социальных реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Юлия Альбертовна Зубок, Владимир Ильич Чупров Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 37-46. 
Авторы рассматривают круг вопросов, касающихся формирования у подростков (молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет) правосознания и правовой культуры. Выявляются противоречия, возникающие, с одной стороны, из-за несовершенства правовой системы в плане обеспечения реализации прав подростков, а с другой - из-за низкого уровня правосознания многих из них. Представлены результаты сравнительного исследования особенностей правовой культуры подростков в России и в Республике Беларусь, которое осуществлялось Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН по заказу Московского Бюро ЮНЕСКО с 2003 по 2005 год в России и в Республике Беларусь. Были проведены опросы учащейся молодежи (Москва, Воронеж; N=801); (Минск, Гомель; N=802) дополненные опросами экспертов (юристов, преподавателей ВУЗов и техникумов, учителей, работников правоохранительных органов). Согласно полученным результатам, российские подростки лучше их белорусских сверстников знакомы с правом на информацию и на свободу убеждений. Авторы отмечают, что белорусские подростки, проявляя лояльность к системе, в меньшей мере, чем их российские сверстники связывают причины нарушения собственных прав с недостатками в работе правоохранительных органов. Они в большей мере ихс вязывают с неумением постоять за себя, а также с недостаточно эффективной деятельностью общественных организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Joseph Wayne De Bolt Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 20-31. 
Автор отмечает распространенность взгляда на историю России как на развитие конфликта «модернизаторов» и «славянофилов». Он констатирует, что несмотря на декларируемую КПСС установку на модернизацию, с конца 1960-х годов в СССР неуклонно снижались темпы развития во всех сферах, за исключением оборонной промышленности и авиационно-космических технологий. Советское сельское хозяйство «никогда не было эффективным и неуклонно деградировало». Политическая элита в лице КПСС стала тормозом модернизации, несмотря на сильный первоначальный модернизационный толчок, сделанный в 1-й половине XX века. При выяснении причин неудач страны при проведении модернизации автор опирается на подход Эйзенштадта и Парсонса, в соответствии с которым успешно модернизируются общества с достаточно сильной институциональной дифференциацией. Чем адекватнее удовлетворяются функциональные потребности социальной системы, тем она лучше адаптируется к окружению, тем меньше затраты и выше вознаграждения (доходы) членов общества. Автор считает, что де-легитимация советской системы явилась следствием ее неспособности модернизироваться из-за ее внутренних ограничений развития, обусловленных доминированием политического института над всеми другими институтами, что препятствовало их дифференциации. Горбачев попытался реформировать систему и вернуть ее на рельсы модернизации, однако упорное сопротивление советской бюрократии привело к неудавшемуся перевороту августа 1991 г. и к быстрому распаду СССР. В заключение предпринята попытка выявления культурного ядра, приводящего к воспроизводству характерных для России социальных структур, мешающих ей стабильно развиваться. Речь идет о структурах "самодержавия, ортодоксии, экспансионизма и замкнутости" (с. 28).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Кусейн Исаевич Исаев, Сабыркуль Султановна Борсокбаева Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 116-123. 
Статья посвящена анализу политических процессов в Республике Кыргызстан периода правления прежнего президента Аскара Акаева, отстраненного от власти 24 марта 2005 г. в результате штурма "белого дома" оппозиционными массами в столице страны - городе Бишкек. Рассматриваются истоки и социально-экономические причины недавних событий; сообщается о коррумпированности и семейственности в окружении прежнего президента, которое по словам авторов пыталось разыграть схему передачи абсолютной власти от А. Акаева к его дочери. Некоторые политологи оценивают произошедшее как типичный политический переворот, смену власти одного кланана другим кланом. Авторы - напротив, рассматривают это событие как народную революцию, которая зародилась в глубинке и волны которой, нарастая, докатились до столицы и смяли антинародное правительство.
ресурс содержит прикрепленный файл