Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Полития

Выпуски:
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Ростислав Феликсович Туровский Полития. 2009.  № 2. С. 72-89. 
На основе анализа опыта назначения губернаторов в 2005–2008 гг. Р.Туровский показывает, что утвердившиеся подходы к формированию губернаторского корпуса усилили централизацию даже по сравнению с формальными нормами нового законодательства. Институт губернатора стал утрачивать свое значение в политической системе, превращаясь в структурное подразделение федеральной исполнительной власти на региональном уровне. По заключению автора, оба наиболее характерных на сегодняшний день сценария – консервация сложившейся системы управления и назначение «варяга» либо иного малоизвестного функционера – имеют одинаковые негативные стороны: они провоцируют нарастание скрытого недовольства местных элит и усиливают отчуждение власти от общества. Контроль центра над губернаторами увеличился, но ослаб контроль губернаторов над политическими процессами в регионах, что создает условия для выплеска протестных настроений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Е.Ю. Потапчук Полития. 2009.  № 4. С. 54-60. 
Проблема совместимости нравственности и политики, морали и власти, индивидуальной и политической этики занимает умы людей не одно тысячелетие. Не меньший интерес вызывают и нравственные основания поведения личности в пространстве власти. В поисках ответа на вопрос, что такое власть, как она соотносится со свободой, как влияет на индивида, а тот на нее, Е.Потапчук обращается к художественно-философскому опыту осмысления власти, представленному в романе А.И.Солженицына «В круге первом». По ее мнению, специфика предложенного в этом многогранном и многоплановом произведении подхода к власти заключается в том, что она рассматривается в тесной связи с выбором личностью ценностных ориентиров и, как следствие, способа существования. Включая личность в поле бытия, власть предполагает ее способность к свободному выбору, к акту неподчинения – в противном случае, даже находясь на вершине властной пирамиды, человек будет всего лишь рабом правителя, системы или какой-либо идеи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Виктор Сергеевич Мартьянов Полития. 2009.  № 4. С. 61-74. 
Статья посвящена обоснованию тезиса о необходимости принципиальной смены проблемного фокуса российской политической науки. Констатируя, что российская политология сегодня находится на развилке, В.Мартьянов выделяет несколько возможных направлений ее развития. Первый путь – удовлетвориться статусом «нормальной» (по отношению к существующим «универсальным» образцам) науки и тем самым обречь себя на вторичность и несамостоятельность в выборе ценностей и целей. Второй путь – замкнуться в себе, трактуя универсальное как национальное. Наконец, третий путь связан с верой в то, что наше политическое как особенное может стать интересным для остального мира, а следовательно – всеобщим, породить новые ценности и цели если не в настоящем, то в будущем. По мнению Мартьянова, Россия, безусловно, может выступить в роли генератора новых принципов глобального Модерна – но лишь в том случае, если предложит решения, рассчитанные не только и не столько на нее самоё, сколько на человечество в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Юрий Григорьевич Коргунюк Полития. 2009.  № 4. С. 103-142. 
На основе изучения электоральных размежеваний на выборах в Государственную Думу РФ по пропорциональной системе Ю.Коргунюк доказывает ошибочность как апологетического, так и гиперкритического подхода к обстоятельствам установления в России псевдодоминантной партийной системы. Проведенный им анализ территориальных различий в поддержке политических сил свидетельствует о том, что эта система носит «рукотворный» характер и ее формирование обусловлено административной экспансией в сферу публичной политики. В свою очередь, исследование сдвигов в предпочтениях российских избирателей указывает на то, что данная система зиждется не только на административном ресурсе, достаточно адекватно отражая настроения основной массы населения и умело подстраиваясь под них при каждом новом повороте конъюнктуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Андрей Владимирович Стародубцев Полития. 2009.  № 2. С. 90-101. 
Статья посвящена исследованию роли депутатов-одномандатников в лоббировании региональных интересов. Проанализировав влияние депутатов, избранных по системе большинства в одномандатных округах, на принятие решений в бюджетной сфере, А.Стародубцев приходит к выводу, что соответствующая часть депутатского корпуса действительно выполняла функции региональных лоббистов и утрата субъектами РФ этого канала представительства своих интересов неизбежно отразится на всей системе их отношений с федеральным центром. Согласно его оценке, одним из ее следствий с высокой долей вероятности станет замена открытой и доступной для наблюдения процедуры регионального лоббирования в рамках думских комитетов неформальным «торгом» между представителями федеральной и региональных элит.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Александр Абрамович Галкин Полития. 2009.  № 3. С. 6-25. 
В статье предпринята попытка дать общую характеристику нынешнему мировому кризису, представить его относительно цельную картину. По мнению автора, объективная оценка причин и последствий кризиса – решающее условие адекватной реакции на его вызовы. Рассмотрев спектр и динамику трактовок кризиса, А.Галкин концентрирует внимание на сущностных характеристиках сложившейся ситуации – в частности, на проблеме сменяющих друг друга циклов, их совпадений и переплетений. Особый интерес автора привлекает общественно-политический цикл, похоже, наложившийся на масштабные экономические сбои. В качестве источника новых серьезных противоречий в статье называется нынешняя модель глобализации, внесшая заметные коррективы в функции и регулятивные возможности национальных государств. А.Галкин оставляет открытым вопрос, существуют ли шансы на то, что в результате нынешнего кризиса возникнет новое общество, способное более адекватно реагировать на вызовы современности. Для того чтобы мир существенно обновился, утверждает автор, потребуются немалые усилия и продолжительное время.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-12-2011
Ирина Николаевна Гаврилова Полития. 2009.  № 1. С. 182-189. 
В статье дается обзор трактовок социальной справедливости в современной либеральной философской и политической мысли. В центре внимания И.Гавриловой находится теория справедливости Дж.Роулса, которая оценивается автором как наиболее перспективная. На основе ее анализа И.Гаврилова приходит к выводу, что современные теории социальной справедливости нацелены на поиск алгоритма решения нынешних социальных проблем, а также верного направления дальнейшего развития общества и государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-12-2011
К.И. Могилевский, К.А. Соловьев Полития. 2009.  № 1. С. 151-166. 
В статье представлена апологетическая трактовка столыпинских реформ как первой в отечественной истории попытки системной трансформации страны. По мнению авторов, уловив важнейшие тенденции пореформенной модернизации и придав им новый импульс, П.Столыпин не просто обозначил контуры «новостроящейся» России, но и заложил основы для качественных изменений. Позитивно оценивая все инициированные Столыпиным преобразования, К.Могилевский и К.Соловьев утверждают, что под их влиянием Россия начала преображаться в самих своих основаниях и превращаться в подлинно великую мировую державу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-12-2011
Юрий Григорьевич Коргунюк Полития. 2009.  № 1. С. 123-150. 
На основе детального анализа опыта организационного строительства «Единой России» Ю.Коргунюк убедительно доказывает, что за семь лет, прошедших с момента создания партии, из нее было вытравлены малейшие признаки политической субъектности. После тщательной селекции в руководстве «Единой России» осели люди, чьим главным достоинством было умение чутко улавливать пожелания высокого начальства и колебаться сообразно господствующим в верхах настроениям. Та же картина наблюдалась и на местах. Если поначалу в региональных организациях еще находились люди, способные бросить вызов губернаторам, то уже через пару лет им на смену пришли послушные исполнители. Одновременно региональные отделения «Единой России» продолжали оставаться ареной, на которой разворачивалось противоборство между Кремлем и главами субъектов РФ, а также между различными кланами местной элиты. По заключению Ю.Коргунюка, стремление добиться от «партии власти» абсолютной управляемости сделало ее абсолютно неэффективным политическим инструментом. В рамках партийной «вертикали власти», копирующей государственную чиновную иерархию, попытки повысить роль «Единой России», наделив ее функциями политического рекрутирования либо механизма обратной связи, неизбежно оказываются не более чем имитацией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Леонид Ефимович Бляхер, С.А. Кизима Полития. 2009.  № 1. С. 92-110. 
В статье анализируются пути формирования национальных государств на территории Центральной Азии. Одну из важнейших особенностей оформления государственности в регионе, как и на всем постсоветском пространстве, Л.Бляхер и С.Кизима видят в том, что государства модернистского типа здесь складываются в период постмодерна, глобальной реальности и становления надгосударственных политических структур. Несмотря на специфичность условий Центральной Азии, вызовы, с которыми сталкиваются государства региона, практически совпадают с теми, что возникают других постсоветских странах. Более того, отличительные черты процесса построения нации-государства, то есть нового политического периода Модерна, в постмодернистскую эпоху там проявляются наиболее четко и выражено. По заключению авторов, «казус» Центральной Азии – это не «уникальный случай», а, напротив, матрица изменений, происходящих на территории всего бывшего Советского Союза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Кирилл Коктыш Полития. 2009.  № 2. С. 39-59. 
В статье предпринята попытка на основе умозрительного моделирования выделить устойчивые типы цивилизаций со своими особыми моделями интеграции обществ. Отталкиваясь от постулата, что цивилизационные жизненные смыслы должны находить отражение в сложившейся институциональной архитектуре, собственно и осуществляющей формальное закрепление и перераспределение социальных статусов, К.Коктыш фокусирует внимание на политической архитектуре, которая задается взаимодействием властных, нормативных и экономических институтов. Проведенный им анализ возможных типов политической архитектуры указывает на наличие четырех типов цивилизаций с присущими им картинами мира и жизненными смыслами, определяющими конечные цели экономического, культурного и политического производства. Эти четыре спекулятивно выделенных типа автор соотносит с реально существующими цивилизациями: католической, протестантской, православной и даосско-конфуцианской и индуистско-буддистской.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Полития. 2009.  № 3. С. 170-178. 
В материале Исследовательской группы ЦИРКОН представлены первые результаты всероссийского исследования, посвященного динамике социального самочувствия граждан на фоне кризисных тенденций. Опрос населения был проведен в марте 2009 г. Выборка составила 1603 респондента в 132 населенных пунктах 30 субъектов РФ всех федеральных округов. Одновременно с общенациональным опросом по аналогичной анкете проводился выборочный опрос «среднего класса» (людей с высоким доходом, высокой самооценкой социального статуса и материального положения). В ходе исследования выяснялись оценки россиян в отношении длительности кризиса, перспектив собственного материального положения, представления о главных субъектах их социальной защиты и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Константин Михайлович Труевцев Полития. 2009.  № 3. С. 157-169. 
В фокусе внимания автора не только экономический кризис сам по себе, но и оценка возможностей его воздействия на дестабилизацию арабских режимов. В статье рассматриваются как особенности указанных процессов в отдельных странах, так и их глобальная проекция. Масштабы потерь исследуемого региона, вызванные кризисом, определяются К.Труевцевым в 2,5 трлн. долларов. Значительная их часть приходится на обесценение зарубежных инвестиций, падение стоимости акций и т.п. В арабских странах со средними доходами серьезный удар был нанесен прежде всего по темпам роста экономики, по проектам ее диверсификации. Тем не менее, заключает автор, ни в одной из ключевых странах региона кризис пока не создал диспропорций такого уровня, чтобы их можно было рассматривать в качестве реальных предпосылок для политических взрывов. К тому же как раз в предкризисные годы многим арабским режимам в ходе противоборства с неоисламистской опасностью удалось добиться реальных успехов. Автор называет это своеобразной «прививкой» от пандемии и считает возникновение стимулированного кризисом серьезного террористического вызова глобального масштаба, исходящего из арабского мира, весьма маловероятным.
ресурс содержит прикрепленный файл