Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Полития

Выпуск N4 за 2011 год

Опубликовано на портале: 17-01-2012
Даниил Сергеевич Рязанов Полития. 2011.  № 4. С. 104-111. 
Статья посвящена проверке гипотезы о наличии причинно-следственных связей между бедностью, безработицей и терроризмом. Соотнеся количественные показатели указанных феноменов посредством статистического анализа, автор не обнаружил между ними значимой корреляции, что, по его мнению, ставит под вопрос адекватность концептуальной модели, напрямую связывающей терроризм с бедностью и безработицей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Леонид Владимирович Поляков Полития. 2011.  № 4. С. 5-18. 
Статья посвящена анализу тех проблем, с которыми сталкиваются отечественные исследователи при рассмотрении связки «идентичность и модернизация». Л.Поляков показывает, как из статуса «инструмента» кризис идентичности оказался переведен в статус ключевого актора модернизации. Модернизация объявляется невозможной, коль скоро существующий режим опирается на принципиально немодернизируемую и даже антимодернизационную идентичность, причем изменение последней, в свою очередь, связывается с модернизацией. По мнению Полякова, выход из возникшего в результате замкнутого круга предлагает оригинальная теория А.Ашкерова, трактующая Модерн и модернизацию не как отлитые в незыблемые и требующие подражания формы, а скорее в хабермасовской стилистике «незаконченного Проекта». Именно подобная установка открывает перспективу массового российского производства теоретических вариантов определения национальной идентичности через модернизацию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Николай Александрович Борисов Полития. 2011.  № 4. С. 93-103. 
В статье предпринята попытка классифицировать политические режимы постсоветского зарубежья (за исключением стран Балтии) с помощью таких критериев, как степень институционализации института президентства, степень консолидации политического режима, степень демократизации и уровень государственности. Методологической основой работы выступает новый институционализм, трактующий институты как формальные и неформальные «правила игры», которые создают рациональные индивиды, чтобы облегчить взаимодействие друг с другом. Методика исследования базируется на индексах государственности и институциональных основ демократии, разработанных авторами проекта «Политический атлас современности», а также на индексе демократизации «Freedom House» и авторском варианте индекса институционализации института президентства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Мария Андреевна Шебанова Полития. 2011.  № 4. С. 172-182. 
На основе сопоставления моделей социальной организации и практик разных эпох М. Шебанова приходит к заключению, что глобализация, с которой, как правило, ассоциируется появление транснациональных институтов, в действительности не формирует их, а лишь придает им новое качество. Проведенный ею анализ показывает, что новой является не столько транснационализация экономики и политики как таковая, сколько аналитическая призма, позволяющая зафиксировать соответствующие процессы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Полития. 2011.  № 4. С. 112-135. 
Публикуемый материал представляет собой сокращенную версию аналитического отчета Исследовательской группы ЦИРКОН по результатам всероссийского опроса, проведенного в рамках исследовательского проекта «Качества власти: восприятие и представления населения». Опрос проводился в 140 населенных пунктах 33 субъектов РФ. Общий объем выборочной совокупности – 1605 респондентов. Сбор информации осуществлялся посредством очного формализованного интервью с респондентами по месту жительства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Леонид Ефимович Бляхер, Константин Вадимович Григоричев Полития. 2011.  № 4. С. 35-60. 
На основе анализа ситуации в постсоветской Сибири и на Дальнем Востоке авторы показывают, что расхождения в миграционной политике, проводимой на разных уровнях, не в последнюю очередь обусловлены тем, что эти уровни ориентируются на разные общественные страхи и общественные интересы. Согласно их заключению, de facto в регионах сегодня реализуется отнюдь не федеральная миграционная политика и даже не более или менее консолидированная региональная система мер регулирования миграции. Едва ли не каждый из акторов проводит свою «миграционную политику», выстраиваемую исходя из собственных частных интересов. В итоге образуется некая сумма слабо связанных между собой «миграционных политик», лишь номинально вписывающихся в прокрустово ложе федерального законодательства. Такое положение вещей позволяет создать иллюзию пребывания в правовом поле, фактически выталкивая соответствующую деятельность в сферу неформальных практик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Алла Евгеньевна Чирикова Полития. 2011.  № 4. С. 61-73. 
Опираясь на материалы исследования, проведенного летом 2010 г. в Самарской области, А.Чирикова показывает, что отчетливо заметная переориентация Кремля на формирование губернаторского корпуса из людей, никак не связанных с местным сообществом, сама по себе не гарантирует эффективного функционирования «вертикали власти». Проанализировав на конкретном региональном случае, как приход губернатора-«варяга» отразился на ситуации в регионе, в том числе на положении местных элит и расстановке внутриэлитных сил, автор демонстрирует, что даже тотальная поддержка московского назначенца федеральным Центром не влечет за собой резкого повышения управляемости и растущее недовольство местных элит, даже если оно концентрируется в определенных политических институтах, ставит под вопрос устойчивость политической ситуации в регионе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Полития. 2011.  № 4. С. 136-154. 
Публикуемый материал представляет собой отчет о Пятых Губернаторских чтениях, прошедших 4 октября 2011 г. в Тюмени в рамках проекта, осуществляемого журналом «Полития» совместно с администрацией Тюменской области. Тема чтений – общественный запрос на модернизацию, лектор – генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения(ВЦИОМ),профессор Высшей школы экономики В.В. Федоров. Полный текст на сайте журнала.
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Илья Михайлович Локшин Полития. 2011.  № 4. С. 74-92. 
Статья посвящена исследованию воздействия режимных характеристик на качество функционирования государства. При помощи количественных методов анализа автор пытается ответить на вопросы, существует ли связь между качеством функционирования государства и уровнем демократичности политического режима и если да, то какую форму она принимает.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Сергей Маркович Хенкин Полития. 2011.  № 4. С. 155-171. 
В статье исследуется деятельность ЭТА – одной из старейших радикально-националистических террористических организаций в Западной Европе. Автор рассматривает истоки радикального баскского национализма и причины образования ЭТА, ее идейно-политические установки, стратегию и тактику, основные этапы деятельности. Особое внимание уделяется раскрытию психологии терроризма. В статье показано, что во второе десятилетие ХХI в. ЭТА вступила ослабленной, как никогда прежде. По заключению автора, вне зависимости от дальнейшей судьбы этой организации, жесткое противостояние между центральной властью Испании и радикальными баскскими националистами сохранится, но теперь оно будет развиваться в конституционно-правовом поле.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2012
Сергей Петрович Перегудов Полития. 2011.  № 4. С. 19-34. 
В статье анализируются особенности этноконфессиональных отношений в современной России, выявляются причины широкого распространения в стране как русского, так и нерусского национализма и обусловленные этим политические риски. Зафиксировав наличие потенциально опасной связи между положением в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений на городском и республиканском уровнях, С.Перегудов приходит к выводу, что ни один из предлагаемых сегодня вариантов разрешения существующих в РФ этноконфессиональных противоречий не только не даст желаемого результата, но и может привести к их углублению. Согласно его заключению, выработка действенной стратегии межнационального согласия, учитывающей сегодняшние политические реалии, возможна лишь в рамках конструктивного диалога между приверженцами идеи обновленной российской державности и сторонниками различных моделей мультикультурализма.
ресурс содержит прикрепленный файл