Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 2725

Опубликовано на портале: 08-12-2006
Андрей Васильевич Шипилов Общественные науки и современность. 2007.  № 1. С. 132-144. 
В статье социальные процессы в России XVIII в. прослеживаются в контексте тенденций перехода от равенства в рабстве к свободе в неравенстве. Показана разница между чинами и сословиями, а также процесс формирования дворянского сословия, в ходе которого дворянство обретало свободу как коррелят власти и, соответственно, ухудшалось положение частновладельческого крестьянства. Сопоставляются высокий сословный престиж и проблемное экономическое положение дворянства, прослеживаются стратегии дальнейшего укрепления статуса дворянства, в частности, образование, роль иностранных языков, престижное потребление (жилище, костюм, еда). Показано, что европеизация русской культуры во многом была функцией от стремления дворянства противопоставить себя "подлому" народу и утвердиться как "благородному сословию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2003
Елена Юрьевна Мелешкина ПОЛИС: Политические исследования. 2002.  № 5.
В статье анализируется опыт использования модели “воронки причинности” при исследовании электорального поведения. Детально разобрав “классический” вариант “воронки причинности”, предложенный в 1960 г. Э. Кэмпбеллом и его коллегами в монографии “Американский избиратель”, а также ее версию, разработанную Э. Оппенхойсом, автор конструирует собственную модель, адаптированную к российским условиям. Эта модель, по признанию автора, носит сугубо схематический характер, и для ее плодотворного применения при анализе поведения российских избирателей необходимы адекватная операционализация представленных в ней факторов и получение релевантных эмпирических данных.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-11-2008
Геннадий Иванович Козырев Социологические исследования. 2008.  Т. 7. № 1.
В статье анализируется проблема «врага» с точки зрения социологии конфликта. Последовательно рассматриваются генезис проблемы и понятия «враг», причины «враждебности» человека по отношению к «другим», проблема актуализации «врага» в массовом сознании в России. Автор статьи также призывает различать понятие «враг» и «образ врага». «Враг» – это актор (явление), представляющий собой реальную или мнимую угрозу самому существованию индивида, группы, социума, носитель антигуманных свойств и качеств. «Образ врага» – это качественная (оценочная) характеристика (имидж) «врага», сформированная в общественном сознании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2005
Ирина Петровна Попова Социологические исследования. 2003.  № 1. С. 144-147. 
"Круглый стол", прошедший в декабре 2001-го года в Тюмени был посвящен итогам десятилетия реформ в России. Условность деления общества на «выигравших» и «проигравших» не отменяет правомерности такого подхода для тех слоев и групп общества, которые включились в игру активной переориентации общесоциальных установок. Сама же социальная структура стала в достаточной мере аморфной за период реформ, поэтому корректно говорить о «выигравших» можно только в экономическом аспекте. Их материальное положение не подтверждено психологическим самоощущением и эти группы, как и большинство населения России, чувствуют свою социальную маргинальность.
Опубликовано на портале: 04-05-2010
Иосиф Михайлович Дзялошинский Бизнес.Общество.Власть. 2010.  № 3. С. 143-197. 
Автор этой книги поставил перед собой цель не только определить само понятие гражданских коммуникаций, но и исследовать состояние гражданских коммуникаций в России, их участие в обеспечении информационного взаимодействия между структурами гражданского общества, между гражданским обществом в целом и властью, бизнесом и населением, определить дальнейшее направление работы по повышению эффективности гражданских коммуникаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2003
Юрий Александрович Левада Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002.  № 3 (59). С. 9-13. 
В массовых социально-политических опросах мы, естественно, сталкиваемся преимущественно с диалогом "власти" с "людьми" и постоянно убеждаемся в том, что люди не получают полной и правдивой информации от власти, причем достаточно хорошо знают об этом и, более того, довольно охотно мирятся с этим. Это можно показать на примере несколько типовых ситуаций, возникших в ходе опросов в последние годы: восприятие общественным мнением трагедии АПЛ "Курск", чеченского конфликта, событий Отечественной войны, проблемы восстановления цензуры в СМИ. Недавние исследования показывают, что люди в наибольшей мере хотели бы знать "полную правду" о современных проблемах - экономическом положении, о деятельности президента, в меньшей степени - об исторических событиях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2005
Леонид Ефимович Гринин Социологические исследования. 2004.  № 12. С. 46-54. 
В статье раскрывается предметно-содержательная сторона понятия «личной известности», изучается влияние фактора личной известности на социальную структуру общества. Отмечается, что известность стала сегодня одним из факторов социальной дифференциации, поскольку открывает в системе неравенства доступ к таким благам, как власть, богатство, престиж, статус, привилегии. В традиционных обществах известность имела своим содержанием выделение человека среди людей общего круга (рыцари, мастера и т.д.). В Средние Века она имела результатом возвышение в своей сословной группе, но, как правило, не влияла фатально на социальное положение ни буржуа, ни дворянина. В современных обществах известность стала одним из видов социального и символического капитала (П. Бурдье). Ее наличие позволяет человеку привлекать к себе внимание многих людей и непосредственно влиять на них. Для известности такого рода (в отношении нее автор применяет термин «люди известности») характерно то, что здесь личная известность дополняется к «перечню благ, вокруг которых проходят главные линии неравенства». Особая тема – формирование того слоя, который автор квалифицирует как «профессионалов известности». В этом плане говорится о большой роли СМИ и рекламы. В заключительных разделах статьи дается характеристика новой элиты, ее морали, показано влияние ее на структуру общества. В России «пробивание» в круг «известных людей» имеет свою специфику: «расцвел фаворитизм»; по сравнению с Западом меньшую роль играют коммерческий заказ и отбор на конкурсной основе.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Костерина, Юлия Андреева Журнал исследований социальной политики. 2006.  Т. 4. № 3. С. 397-413. 
Споры о наличии гражданского общества в современной России и поиски субъектов, которые должны стать его движущей силой, вновь актуализируют «молодежный вопрос». В статье рассматривается проблема изменения статуса современной молодежи в контекстах понимания гражданской активности и стратегиях ее реализации. Представлены позиции политиков, общественных работников, правозащитников, для которых молодые - это решающая сила для создания и внедрения новой идеологии. Отдельно рассматривается позиция молодежи, не желающей быть ресурсом, предметом манипуляций, безликой электоральной массой или бесплатной помощью в решении социальных проблем. В основе статьи -данные эмпирических исследований НИЦ «Регион», касающиеся молодежной активности, правового сознания и гражданского участия молодежи, деятельности молодежных некоммерческих организаций (НКО).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-10-2006
Любовь Фридриховна Борусяк Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 5 (79). С. 17-29. 
Автор рассуждает о политической активности молодежи. В статье анализируются методы политической борьбы молодежных движений (НБП, «Идущие вместе»). Особое внимание уделяется анализу молодежного движения «Наши».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Александр Васильевич Новокрещенов Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 29-34. 
Автор статьи задается вопросом, действительно ли при наличии нужного количества ресурсов можно любого человека избрать на любой пост? Действительно ли электоратом можно управлять как угодно без всяких ограничений? Автор представляет результаты своего исследования, целью которого было определить, обладает ли местное сообщество каким-либо механизмом самозащиты от навязывания нужных власти кандидатов в ходе выборов. В основе исследования - опрос 700 человек в Новосибирске, проведенный в ноябре 2001 г. Оценивалось влияние биосоциальных факторов (пол, возраст, образование, социальный статус, продолжительность проживания в городе) на характер реакции электората на внешнее воздействие в ходе выборов. После анализа влияния каждого из указанных факторов делается вывод, что все они оказывают влияние на политические пристрастия избирателей и на их электоральную активность. Эти объективные факторы, а также еще добавленный автором фактор под названием «ментальность», ограничивают возможность манипуляции избирателями и являются частью защитного механизма общества от внешних воздействий. Этот механизм поддержания устойчивости автор не берется описать (в чем честно признается) и уподобляет его знаменитой «невидимой руке» Адама Смита, а также коллективному бессознательному.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2007
Евгений Григорьевич Андрющенко Социологические исследования. 2000.  № 5. С. 16-18. 
В статье рефлексируется десятилетний опыт выборов в России и участие/неучастие в этом процессе в качестве экспертов социологов. Автор отмечает, что наиболее грамотно с прогнозами результатов выборов выступают специалисты по проблемам изучения общественного мнения. Однако круг тех, кто постоянно оказывался в поле внимания СМИ, особенно телевидения, был ограничен руководителями двух центров: Ю. Левадой (ВЦИОМ) и А. Ослоном (Фонд "Общественное мнение"). Оба центра при этом оказались в финансовой зависимости от участников предвыборной гонки со стороны "партии власти".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
В. Алтухов Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 20-31. 
В условиях кризиса "реального социализма" многие предлагали "отделить" научную составляющую марксизма от его идеологизированного применения, тоталитарного социализма. Автор статьи полагает, что такая стратегия недостаточно учитывает связи науки и идеологии. К.Маркс одновременно трактовал идеологию как "ложное сознание" и предлагал вариант "научной идеологии". В результате его учение превратилось в развернутую идеологию, и его невозможно "очистить" от идеологических наслоений, не затрагивая общетеоретических, методологических и социально-философских выводов. Преодоление односторонности идеологии рассматривается как признание равностинности идеалов индивидуализма и коллективизма, достижений капитализма и социализма.
Опубликовано на портале: 06-08-2006
Виктор Петрович Степаненко Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 6 (80). С. 25-38. 
Автор анализирует результаты общеукраинского опроса общественного мнения. Делается вывод о том, что оценочные суждения по поводу "оранжевой революции" зависят от участия/неучастия в революционных событиях, регионе проживания, этнокультурной самоидентификации респондента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2005
Лариса Григорьевна Титаренко Социологические исследования. 2003.  № 12. С. 96-108. 
Эмпирической базой анализа массового сознания населения Беларуси, в первую очередь, особенностей восприятия идеалов и ценностей демократического политического строя, являются материалы двух опросов, проведенных в 2000 г. в рамках общеевропейского исследования ценностей и в 2002 г. в рамках международного исследования политической культуры. Основная гипотеза состоит в том, что, несмотря на нынешнее позитивное отношение белорусов к рынку и демократии в целом, оно парадоксальным образом соединяется с желанием масс сохранить все завоевания социализма и совместить их с рыночными ценностями. По мнению автора статьи, это и означает противоречивость, парадоксальность массового сознания населения, причудливо соединяющего в себе типичные ценности и нормы социализма с существенно отличными нормами и представлениями рыночного демократического общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2006
Анатолий Ручка Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 6 (80). С. 17-24. 
Автор показывает, что те граждане, которые считали себя "победителями" сразу после "оранжевой революции", через некоторое время разочаровались в политическом и экономическом курсах новых украинских властей. В то время как те, кто не поддерживал "оранжевую революцию", в большинстве своем считают, что их социально-экономическое положение не ухудшилось.
ресурс содержит прикрепленный файл