Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 48

Опубликовано на портале: 04-05-2012
Алексей Владимирович Макаркин Полития. 2002.  № 1. С. 118-145. 
Целью статьи А.В. Макарки наявляется анализ истории и современного состояния организаций «альтернативного» православия в России, его истоки, динамика, перспективы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-09-2012
Виктор Михайлович Сергеев, С.Н. Саруханян Полития. 2012.  № 3.
Статья посвящена изучению причин провала «Белой революции» – политики модернизации, осуществлявшейся шахом ИранаМохаммедом Реза Пехлеви начиная с 60-х годов XXв. Тщательно проанализировав экономические, политические и социальные составляющие «Белой революции», В.Сергеев и С.Саруханян приходят к выводу о полной несостоятельности подхода, согласно которому иранская модернизация потерпела неудачу из-за реакционности и консервативности общества. Проведенное ими исследование убедительно доказывает, что роковую роль в судьбе модернизационного проекта сыграла неспособность (или нежелание) шаха модернизировать систему управления государством и модель взаимоотношений с обществом. Истоки крушения иранской монархии и проводимого ею курса, считают авторы, кроются в реакционности самой этой монархии, которая присвоила себе монополию на выражение «общественного блага», отказывая обществу в праве самому формулировать и представлять свои интересы.
Опубликовано на портале: 23-01-2012
Алексей Владимирович Ситников Полития. 2007.  № 3. С. 93-99. 
В статье представлены результаты исследования, нацеленного на выявление степени корреляции между принадлежностью к православной Церкви и социальной активностью и политическими предпочтениями граждан России. На основе анализа данных социологического опроса, проведенного в январе-марте 2006 г. в ряде светских и православных учебных заведений г. Москвы, автор показывает, что на политическую ориентацию и социальную активность верующих влияет не собственно православная религиозность, но определенная субкультура, обусловленная не столько вероучением, сколько особыми пластами околоцерковных идеологий и традиций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Екатерина Ходжаева, Елена Алексеевна Шумилова Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 106-108. 
Социологический опрос молодежи Татарстана с целью выявить уровень предмет ее религиозности (2001 г.) показал следующее. Сами по себе религиозные взгляды для основной части молодых людей нехарактерны: к традиционным мусульманам (придерживающимся основных канонов и предписаний своей религии) отнесло себя около ¼ респондентов. Для подавляющего большинства опрошенных принадлежность к исламу носит не столько конфессиональный характер, сколько выступает в качестве дополнительного, наряду с языком и традициями, определителя этнической принадлежности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2012
Михаил Олегович Шахов, Ольга Сергеевна Шутова Полития. 2003.  № 3. С. 158-178. 
В статье М.О. Шахова и О.С. Шутовой обобщаются разноплановые типологии, кото­рые используются исследователями государственно-конфессиональных отношений. Ав­торы предлагают собственную, так называемую «силовую» модель.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-09-2012
Михаил Александрович Краснов Полития. 2005.  № 4. С. 107-135. 
Статья М.А.Краснова представляет собой размышления автора о связи христианских принципов с принципами публичной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-09-2007
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 3-14. 
Теократия рассматривается в статье как та форма государственного управления, при которой политическая власть осуществляется с позиций религиозной регламентации государственной и общественной жизни. В зависимости от степени клерикализации государственной власти и способов регулирования отношений между государством и религиозными организациями выделен ряд групп стран. К первой группе отнесены государства, где власти не скрывают, что они проводят теократическую политику и где духовная и светская власть неразделимы. Вторая группа - страны, где приоритетом пользуется "господствующая" (государственная) религия. Третья группа - политконфессиональные государства, в которых глава правительства неизменно подчеркивает свою религиозность. Также выделены светские (внеконфессиональные и нерелигиозные) государства; конфессионально-религиозные государства; государства по преимуществу светские, но охваченные клерикальными процессами. Отмечаются угрозы, связанные с эксцесами религиозного экстремизма и фундаментализма. В заключение подчеркивается, что теократические религиозные государства нестабильны. Тем не менее, в ряде стран в современную эпоху происходит "ползучий процесс клерикализации и даже теократизации" (с. 14). Россия - не исключение, поскольку и в ней имеют место попытки реализации модели страны с господствующей (некоторые настаивают - государственной) религией.
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Нелли Александровна Романович Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 35-39. 
В статье представлен анализ отношения россиян к демократическим ценностям и дана попытка объяснения такого отношения. Автором используются материалы собственных опросов в г. Воронеже, а также материалы всероссийских опросов. На основании представленных данных автор делает однозначный вывод о том, что демократические ценности вообще и ценность свободы в частности не являются значимыми для большинства россиян. Автор объясняет это тем, что у россиян существует свое (не западное) представление о свободе, власти и государстве. Рядом набросков автор показывает отдельные стороны этого особенного представления. Такое отношение к свободе и демократии представляется автору внешним проявлением глубинных культурных ценностей, которые фактически неотчуждаемы от нашего народа. Основанное на этих ценностях своеобразное отношение к свободе автор прослеживает в православном наследии, в частности в писаниях святых отцов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
Б.В. Долгов Полития. 2007.  № 4. С. 122-138. 
В статье Б.В.Долгова исследуются проблемы совместимости мусульманского мира и демократии в ее современном западном понимании. 
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-02-2006
Сергей Васильевич Востриков Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 22-30. 
В статье исследуются идейные истоки германского нацизма, который синтезировал неоднородные, зачастую противоречивые элементы мистических и псевдонаучных доктрин (расовая теория, евгеника, теософия, социал-дарвинизм, физиогномистика и т.д.). Отмечается, что нацизм объявил себя врагом современной европейской «лженауки», римского права и христианства, а также борцом с пагубным влиянием «еврейского духа». Символом «нордической» науки стал австриец Г. Горбигер, проповедник «учения о мировом льде» и грядущей мутации нации. Его доктрина отвечала запросам теории арийской расы, будто бы сохранившей первозданную чистоту, чтобы господствовать над миром. Эти проповеди довели до крайности убеждения Гитлера в том, что узость западной науки расслабила немцев. Данное учение сплеталось с языческими культами древних германцев, учением Ницше о появлении «сильной личности» и романтическим идеалом человека будущего. «Арийская наука» получали «обоснование» в «теории», разработанной к 1937 году археологом Кисо, который якобы обнаружил в ряде отдаленных мест (Анды, Тибет, Гоби, Абиссиния) «неопровержимые свидетельства» существования более высоких цивилизаций. Направленность нацистской экспансии («Натиск на Восток») опиралась на эзотерическую «нордическую доктрину» и на традиции Тевтонского ордена. Автор констатирует: «Теософия нацизм помогла… породить сатанинское, но достаточно результативное движение…. Завершившаяся 60 лет тому назад война была не только сражением танков, самолетов. Линкоров, но и судьбоносной битвой сил добра и зла» (с. 29).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
Евгений Янович Сатановский Полития. 2007.  № 4. С. 35-54. 
Ситуация на Ближнем и Среднем Востоке рассматривается Е.Я. Сатановским прежде всего сквозь призму региональных проблем и конфликтного потенциала находящихся там стран. В работе последовательно анализируются реальные и потенциальные узлы противоречий в регионе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
С.Б. Дружиловский Полития. 2007.  № 4. С. 139-146. 
Основной акцент в статье С.Б.Дружиловского сделан на рассмотрении изменений в модели развития, которые произошли и продолжают происходить в стране со времени исламской революции конца 1970-х годов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
А.А. Игнатенко Полития. 2007.  № 4. С. 7-34. 
В статье А.А.Игнатенко предпринят критический анализ состояния и развития современного исламоведения. Автор констатирует существенное отставание исламоведения от тех изменений и трансформаций, которые происходят в исламе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2007
Рафаэль Гасанов Социологические исследования. 2003.  № 3. С. 96-101. 
Анализируя отношение азербайджанцев к религиозному буму, начавшемуся после восстановления независимости (активизация культово-обрядной и просветительской деятельности, появление политического ислама и пр.), автор приходит к обоснованному выводу. Исламский ренессанс в республике не играет такой существенной роли, как, например, на Ближнем Востоке. Это – важный, но не доминирующий фактор общественно-политической жизни Азербайджана. Для большинства населения страны возврат в ислам – это путь культурного и духовно-нравственного возрождения и консолидации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2012
В.И. Москаленко Полития. 2007.  № 4. С. 147-163. 
Существенное место в работе В.И.Москаленко отводится процессам, связанным с ростом исламского радикализма. Особую опасность автор видит в складывающемся союзе исламских фундаменталистов и этносоциальных партий, например, в населенных пуштунами северо-западных районах страны.
ресурс содержит прикрепленный файл