Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 14-02-2006
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 30-43. 
Приводятся результаты опросов населения США и Великобритании по вопросам отношения к СССР и к политике Сталина, проводившихся в 40-е годы. Отмечается, что в 1941 г. большинство американцев, несмотря на резкую антипатию по отношению к Гитлеру, все же надеялись, что их стране не придется воевать с фашистской Германией; порядка 69% американцев считали в тот момент наиболее целесообразным оказание военного противодействия экспансии Японии в Азии и на Тихом океане. Отмечается, что 24 июня 1941 г. президент США Рузвельт выступил с заявлением о готовности своей страны оказать помощь СССР, что вскоре после этого британский премьер-министр Черчилль заявлял о готовности Великобритании сотрудничать с любым противником Германии, включая СССР. В октябре 1941 г. только 22% американских респондентов согласились рассматривать СССР как равного (наряду с Британией) партнера в борьбе со странами «оси». На поворот в общественном мнении обеих стран кардинально повлиял перелом событий на советско-германском фронте. В феврале 1942 г. доля американцев, называвших Россию «полноправным союзником», достигла половины, а в ноябре 1942 г. она составляла 78%. Автор замечает, что в годы второй мировой войны антикоммунистические настроения в США не исчезли, а лишь временно ослабли и не проявлялись открыто. Отношение к СССР со стороны США заметно охладевает вскоре после победы над Германией. Подводя итоги рассмотрению динамики отношения западного, и, в частности, американского общественного мнения к СССР на протяжении 1941-45 гг., автор отмечает, что Советский Союз воспринимался правящей элитой США и Великобритании как временный союзник, ненадежный партнер и непременный соперник в недалеком будущем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Сергей Валентинович Кузнецов Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 104-108. 
Анализ событий, связанных с проведением парламентских выборов в ГДР в 1990 г., позволяет приблизиться к пониманию политических процессов, имеющих место в России. Автор опирается на материалы центральной избирательной комиссии ГДР, а также результаты опросов общественного мнения, проведенных накануне выборов Берлинской Академией общественных наук. Один из главных уроков выборов состоял в том, что проигрыш "партий власти" был определен экономически отсталыми регионами, сравнивающими свое положение с ситуацией в западногерманских землях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2005
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 30-41. 
Социально-политическая история Кавказа рассматривается через призму влияния на нее имперских соседей – таких, как Персия, Турция и Россия. По мнению В.П. Макаренко, политический анализ истории стран Кавказа важен с точки зрения перспективы демократии на Кавказе, поскольку Турция, Россия и Европа предлагают разные модели связи власти и собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2008
Сергей Александрович Кравченко Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 152-153. 
Рецензируется книга: Волкова Г.И., Дементьев А.В. ИСПАНИЯ. УЧЕБНЫЙ ИСПАНСКО-РУССКИЙ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК. М.: Высшая школа, 2006. 656 с.
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 3-15. 
По показателям качества демократии, конкурентоспособности экономики, развитости гражданского общества, электоральной активности граждан и некоторым другим характеристикам проведено сравнение семи стран – Финляндии, США, Германии, Италии, Южной Кореи, Бразилии и Российской Федерации. Рассмотрены статистические связи между значениями соответствующих показателей (по индексам и рейтингам стран, рассчитанным по опросам экспертов в 2000-2004 гг. в рамках реализации исследовательских проектов Программы развития ООН, Всемирного банка, Центра Фридом Хаус и др.). По большинству из них лидирует Финляндия; Россия значительно отстает от стран Запада и находится на уровне, близком к Бразилии, не имевшей до последнего времени устойчивых демократических традиций. Выявлена латентная зависимость между «качеством демократии» и «глобальной конкурентоспособностью» национальной экономики: в более конкурентоспособных обществах в целом лучше обеспечены гражданские и политические свободы, «больше прозрачности в принятии общественнозначимых решений и возможностей для выражения мнений бизнесменов, чем в обществах менее конкурентоспособных» (с. 7). Чем ниже оценивают эксперты влияние профсоюзов в стране, тем ниже рейтинг конкурентоспособности ее экономики. Между ВВП на душу населения и значениями индексов демократичности политического устройства имеется слабая положительная корреляция. В странах с невысоким жизненным стандартом низок индекс соблюдения законности, велик показатель коррумпированности, значительна разочарованность населения в отношении функционирования демократии. В заключительной части автор отмечает, что демократические институты препятствуют узурпации государства бизнесом и криминалом. Подчеркивается, что в условиях экономической глобализации необходима перманентная модернизация национальной экономики как условие, препятствующее смене роста спадом с превращением страны в неконкурентоспособную.
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Александр Абрамович Галкин, Юрий Андреевич Красин Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 64-74. 
В статье рассмотрено влияние процессов глобализации на толерантность в современных обществах. Отмечается, что вопрос о толерантности – это, прежде всего, вопрос о том, как люди при глубоких различиях в положении, интересах и воззрениях могут прийти к взаимопониманию и наладить совместную жизнь. Необходимым условием толерантного отношения к частным интересам и к выражающим их группам и индивидам является признание естественности и неустранимости «инаковости». Авторы отмечают, что связанные с глобализацией процессы и постиндустриальные изменения различных обществ в тех формах, в которых они до сих пор осуществлялись, не дают решения социальных проблем. Они не стимулируют роста культуры толерантности ни на уровне отдельных стран, ни в масштабах мирового сообщества. Возникло явление, именуемое «новым национальным вопросом»: прибывающие в экономически развитую страну иммигранты из бедных стран зачастую и не стремятся овладевать языком страны пребывания, усваивать ее культуру, перенимать обычаи, образ жизни. Напротив, они там формируют новые национальные меньшинства, четко осознают свою этническую специфику и стремятся отстаивать собственные интересы. В результате также и на бытовом уровне отмечается настороженность коренных граждан к «чужакам», порой переходящая в нетерпимость. Это приводит, в частности, к усилению в развитых странах Запада праворадикальных и националистических партий. Профессор П. Бергер характеризует такого рода конфликты культур как «столкновение цивилизаций» внутри западных обществ. Тем не менее, в ряде стран Западной Европы предпринимаются попытки упрочить культуру толерантности. Отмечена определенная девальвация авторитета ООН и падения роли и эффективности существующих международных институтов. Рассматриваются также проблемы толерантности в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Piotr Sztompka Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 3-12. 
Автор рассматривает период трансформации социалистического режима в Польше в конце 1980-х годов в качестве иллюстрации концепции культурной травмы. Исчезновение с политической арены прежней власти потребовало компетентных акторов, способных действовать в демократическом обществе. Их отсутствие определяет трудности построения новых институтов власти, при этом различные факторы экзистенциальной неуверенности проявлялись в синдроме недоверия, политической апатии и ностальгии по прошлому.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2005
Jerzy Wiatr
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 15-21. 
Обобщаются итоги лонгитюдных исследований местного управления в Польше. Работы проводились в рамках международного исследования политических ценностей. Координаторы польской части проекта: Б. Джекоб, Е. Вятр, К. Островски, А. Ясинска-Каня, Г. Тюни. Результаты представлены в сборниках: «Местная власть и удовлетворение потребностей: обследование по шести городам» (1980); «Местная власть в условиях кризиса» (1983); «Местная власть в условиях демократии» (1998); «Местная власть после реформы самоуправления» (2002). Работы велись с 1966 г. до 2002 г. На начальном этапе установлено, что местные лидеры во многих аспектах не проявляли характерные для коммунистической идеологии установки и скептически относились к расширению участия граждан в управлении местными общностями. В 1989-1990 гг. в ходе исследования среди лидеров, пришедших к власти перед сменой режима, отмечен высокий уровень принятия ими демократических перемен, что связано с ростом эгалитарных настроений. В мае 1990 г. на местных выборах победу одержали комитеты Солидарности. Это были сторонники системы, основанной на частной собственности, но, как и их предшественники, они не стремились расширять участие граждан в управлении. Только после прихода в местные органы власти лидеров от партий левого центра (на выборах 1994 г.) местные власти стали ориентироваться на расширение местного самоуправления. В 1998 г. на местных выборах контроль перешел к партийным объединениям правой коалиции (Избирательная Акция Солидарность и Союз Свободы). Проведенный летом 2001 г. опрос населения зафиксировал снижение его удовлетворенности реформой самоуправления, что отличается от данных опроса среди местных лидеров: 57,1% из них заявили, что результаты реформы в целом явились позитивными для граждан. Такое расхождение можно интерпретировать двояко: 1. граждане оценивают местную власть по конечным результатам, а лидеры – в терминах механизма подготовки и исполнения решений; 2. Психологический механизм идентификации с выполняемой задачей приводит к тому, что местные лидеры видят реформу самоуправления в положительном свете. Анализируются итоги выборов местной власти 27 октября – 10 ноября 2002 г., отмечается наряду с успехом «Союза демократических левых сил» рост влияния партий: «Самообороны» и «Лиги польских семей» – противников вступления Польши в Евросоюз.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Виктор Павлович Маслов Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 75-82. 
Статья посвящена ретроспективному анализу ряда событий отечественной истории XIX и XX веков. Обсуждаются трудности системного моделирования социально-экономических явлений. Проводится аналогия между разработкой экспертных систем (составлением долгосрочных и текущих прогнозов и рецептов) с диагностикой и лечением в медицине. Течение хронической болезни часто имеет волнообразный периодический характер (ухудшение самочувствия, борьба со смертью, преодоление кризиса и улучшение, кажущееся полное выздоровление, новый срыв и т.д.). По мнению автора, аналогичным образом можно попытаться взглянуть на некоторые периоды российской истории (в качестве "моментов борьбы со смертью" предлагается рассматривать войны и революции). Указаны некоторые параллели из истории самодержавной России XIX века с историей Советской России. В 1807 г. царское правительство заключает мирный договор с Наполеоном о разделе сфер влияния. Это не предотвратило войну 1812 г., после которой российское самодержавие окрепло, во много раз усилилось и стало выступать в роли "жандарма Европы". Спустя почти пол века Россия освободила из-под власти Турции Молдавию и Валахию, что было прелюдией к новой локальной войне, которую она проиграла. Автор отмечает, что некоторые строки описания Е. Тарле Крымской войны "можно прямо отнести к введению войск в Афганистан в период застоя" (с. 76). После кризиса последовали реформы, включая освобождение крестьян…. Автор обращается также к рассмотрению малоизвестных страниц гражданской войны: анализирует действия Т. Масарика и генерала Сырова, главнокомандующего чехословацким корпусом (который в той ситуации выступал, по его мнению, в роли аналога миротворческого контингента), нацеленные на передачу власти правительству, созданному в Самаре на базе Комитета членов Учредительного собрания. Эти планы не реализовались не только из-за обреченной на провал авантюры Колчака...
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2007
Г.Т. Галиев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 148-149. 
КОНГРЕСС СОЦИОЛОГОВ ТЮРКСКОГО МИРА
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 147-151. 
Анализируется содержание книги В.Н. Иванова, посвященной социологическому рассмотрению проблем федерализма. Показано, что приводимое в ней определение федерализма противостоит встречающимся в отечественной литературе попыткам свести задачи его проведения в жизнь сугубо к вопросам формирования национальной политики, что «неоправданно выпячивает» одну из составляющих федерализма, а также ограничить его понимание «только кругом государственного строительства». Отмечено, что в работе В.Н. Иванова использовались конкретные социологические данные об отражении процессов федеративных отношений на уровне общественного сознания. Автор книги ограничивается анализом только отечественного исторического опыта. Во внутренней политике царской России рассматриваются проявления того, что вполне может быть отнесено к федерализму: предоставление особых прав Финляндии, Бухарскому эмирату, Тифлисской Губернии, Царству Польскому. Сильной стороной явилась глубина анализа советского опыта федерализма: представлены, в частности, факты появления в РСФСР не только национальных областей и округов, но и национальных городов, районов и даже сельсоветов, просуществовавших до середины 1930-х годов. По мнению Ж.Т. Тощенко, Советскую власть следует критиковать за последующее упразднение ряда этих форм в результате введения единой четырехуровневой системы государственного строительства (с. 149). Поддержана критическая позиция В.Н. Иванова в отношении принятой в 1997 г. концепции государственной национальной политики России и отмечено, что планы федеративного устройства терпят фиаско порой оттого, что политические деятели не всегда склонны считаться с тем, чего хотят и к чему стремятся люди.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
E.A. Tiryakian Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 26-34. 
Статья подготовлена на основе доклада, зачитанного на ХII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (9-13 июля 1990 г.). Автор выдвигает идею формирования современного мира как результата двух потоков демократических революций: 1968 и 1989 г. Обе эти даты являются annus mirabilis - годами "чудес", которые не были спрогнозированы ни одним социологом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2005
А.Г. Гуринович Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 154-159. 
В рамках данной статьи сделана попытка осмыслить вопросы функционирования представительных органов власти на уровне штатов (США) и – что актуально в связи с принятием новой Конституцией в России и реальной децентрализацией – то, насколько американский опыт соотношения законодательной и исполнительной власти возможен в России. Автор не делает однозначных выводов, но некоторые принципы, процедуры, характеристики общественных и политических структур, их функций, полномочий, форм деятельности и пр. представляют безусловный интерес для российских законодателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Joseph Wayne De Bolt Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 20-31. 
Автор отмечает распространенность взгляда на историю России как на развитие конфликта «модернизаторов» и «славянофилов». Он констатирует, что несмотря на декларируемую КПСС установку на модернизацию, с конца 1960-х годов в СССР неуклонно снижались темпы развития во всех сферах, за исключением оборонной промышленности и авиационно-космических технологий. Советское сельское хозяйство «никогда не было эффективным и неуклонно деградировало». Политическая элита в лице КПСС стала тормозом модернизации, несмотря на сильный первоначальный модернизационный толчок, сделанный в 1-й половине XX века. При выяснении причин неудач страны при проведении модернизации автор опирается на подход Эйзенштадта и Парсонса, в соответствии с которым успешно модернизируются общества с достаточно сильной институциональной дифференциацией. Чем адекватнее удовлетворяются функциональные потребности социальной системы, тем она лучше адаптируется к окружению, тем меньше затраты и выше вознаграждения (доходы) членов общества. Автор считает, что де-легитимация советской системы явилась следствием ее неспособности модернизироваться из-за ее внутренних ограничений развития, обусловленных доминированием политического института над всеми другими институтами, что препятствовало их дифференциации. Горбачев попытался реформировать систему и вернуть ее на рельсы модернизации, однако упорное сопротивление советской бюрократии привело к неудавшемуся перевороту августа 1991 г. и к быстрому распаду СССР. В заключение предпринята попытка выявления культурного ядра, приводящего к воспроизводству характерных для России социальных структур, мешающих ей стабильно развиваться. Речь идет о структурах "самодержавия, ортодоксии, экспансионизма и замкнутости" (с. 28).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Кусейн Исаевич Исаев, Сабыркуль Султановна Борсокбаева Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 116-123. 
Статья посвящена анализу политических процессов в Республике Кыргызстан периода правления прежнего президента Аскара Акаева, отстраненного от власти 24 марта 2005 г. в результате штурма "белого дома" оппозиционными массами в столице страны - городе Бишкек. Рассматриваются истоки и социально-экономические причины недавних событий; сообщается о коррумпированности и семейственности в окружении прежнего президента, которое по словам авторов пыталось разыграть схему передачи абсолютной власти от А. Акаева к его дочери. Некоторые политологи оценивают произошедшее как типичный политический переворот, смену власти одного кланана другим кланом. Авторы - напротив, рассматривают это событие как народную революцию, которая зародилась в глубинке и волны которой, нарастая, докатились до столицы и смяли антинародное правительство.
ресурс содержит прикрепленный файл