Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 26

Опубликовано на портале: 02-06-2004
Rebecca Kay
Насколько опыт воспитания детей в неполных семьях отличается от воспитания в полной родительской семье? Автор статьи ищет ответ на этот вопрос в российском опыте родительства. Эмпирической базой исследования стали интервью с активистками низовых женских организаций и материалы из СМИ, посвященные роли женщин в обществе. С одной стороны, автор выделяет нормативное представление о «правильном» гендерном воспитании детей, которое формируется в СМИ и которое признается легитимным самими женщинами. С другой - рассматривает стратегии женщин различных семейных статусов относительно достижения идеала гендерного воспитания.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Ирина Наумовна Тартаковская Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 87-96. 
Статья представляет собой развитие цикла исследований, посвященных репрезентации мужественности и женственности в советской и постсоветской прессе. Автором был уже опубликован ряд работ, анализирующих тендерные дискурсы советских и постсоветских периодических изданий. Главные выводы, которые позволил сделать такой дискурсивный анализ, состоят в следующем. Исследование советских газет выявило центральную роль государства как ключевого актора гендерной системы: отношения между мужчинами и женщинами формировались в соответствии с поставленной перед ними "высшей целью" - служением ему. В современной же ситуации, когда характер государства полностью изменился, мужчины и женщины оказались предоставленными самим себе, в результате чего сложившаяся в советскую эпоху гендерная система оказалась в состоянии кризиса. ------- Данная статья подготовлена в рамках проекта "Трансформация гендерных отношений постсоветской России" при финансовой поддержке INTAS (проект - INTAS-95-290).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2004
Сергей Исаевич Голод Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 158-165. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
И.А. Едошина Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 152-161. 
Автор обращается к проблеме андрогина, являющейся основополагающей в художественном сознании модернизма. Деятельное “я” до модернизма традиционно мыслилось в мужском варианте, т. е. человек. Однако оставшись в антропоцентрической культуре наедине с самим собой, без опоры на внешний мир, человек-мужчина неминуемо должен был встретить ту, которая изначально составляла часть его самого, – человека-женщину, наделенную творческими способностями в не меньшей степени, чем он сам. Приход женщины в искусство в период формирования модернизма – своеобразное возвращение в мужское начало, с которым начало женское изначально составляло единство, идеально воплощенное в андрогинизирующем типе сознания. Христианское прочтение андрогинна принадлежит Я. Бёме. Он выделил в первом человеке, Адаме, две сущности – внутреннюю (духовную) и внешнюю (земную). Каждая из них соответствует: в первом случае мужскому, во втором – женскому началам. Адам тогда утратил “ангельский мир”, когда из него была “выделена” женская ипостась, соотносимая с Софией Премудростью Божьей. Мистерия мужчины и женщины, тайна двух полов разрешается в метафизическом единстве, в котором природное или душевное человека должно быть примирено с религиозным стремлением христианина. В таком облике понятие “андрогин” усваивается рубежным сознанием ХIХ–ХХ вв., в частности, Н. Бердяевым, который в своих размышлениях развивает положения Бёме.
Опубликовано на портале: 06-07-2004
М.С. Галина Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 184-192. 
Ни один крупный современный писатель-фантаст (К. Саймак, С. Лем, А. Азимов, И. Ефремов и др.) не обошел вниманием проблему взаимоотношения полов – бинарную оппозицию, формирующую одну из основных социально-культурных парадигм всех известных нам типов общества. Фантастическая литература, первоначально задавшись целью построить модель иного, несуществующего в реальности социума, неминуемо выходит на актуальные проблемы философского, онтологического порядка. И в этом смысле научная фантастика представляет одно из направлений комплексного анализ проблемы гендера «извне». Данный взгляд, в отличие от рассмотрения данной категории «изнутри», в контексте научного исследования, не отягощен расовыми, языковыми и культурологическими различиями, поэтому он позволяет лучше понять ее универсальное значение и роль.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Игорь Васильевич Грошев Социологические исследования. 1999.  № 4. С. 71-77. 
Автор представляет результаты исследования различного рода рекламной продукции на предмет применения в ней средств невербального общения. Речь идет о позах, жестах, мимике, контакте глаз, манипулятивной активности, паузации, уровне стереотипизированности речи и др. Особенности образов мужчины и женщины в гендеризованном физическом языке рекламы рассматриваются в таких аспектах, которые, по мнению автора, имеют и теоретическое значение, и практическую ценность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Виктория Анатольевна Суковатая Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 65-70. 
В постсоветской культуре телевидение и кино выступают в качестве важнейших и наиболее мощных стратегических средств формирования массового сознания, жизненных ценностей, стереотипов и идентичности. В статье на примере украинских СМИ анализируется гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении. Автор приходит к выводу, что украинская рекламная продукция ориентирована на наиболее патриархальные образцы украинского массового сознания, часто визуализирует фольклорные сюжеты, апеллирует к архаическим комплексам и инстинктам, отчуждая женщину от культуры, лишая ее статуса субъективности, автономии и манкируя любые попытки женской саморепрезентации в контексте "анти-национального" и "противоестественного".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
Александр Евгеньевич Чучин-Русов Общественные науки и современность. 1996.  № 6. С. 141-153. 
Обострение и выдвижение на первый план в середине ХХ в. гендерной проблематики совпадает с предощущением “новой архаики”, коей предшествовали события и явления, связанные со смешениями и смещением традиционных гендерных представлений: сексуальная революция конца 60-х, “биологизация” темы любви в искусстве (и параискусстве), феминизация мужчин и маскулинизация женщин, подъем феминистского движения, легализация проблем сексуальных меньшинств, сексуальные трансмутации (сексуальные трансвеститы) и т.д. Все это в совокупности с другими культурно-историческими признаками (приближение амплитуды историко-культурных колебаний между культурными эпохами W и M к нулевому значению, симультанизация и синкретизация – в том числе благодаря компьютерной технике – всей культуры) представляет собой, быть может, культурный вариант возвращения к архетипически-инвариантному гермафродиту-андрогину, библейскому человеку вообще, то есть к культурным истокам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Марина Юрьевна Сурмач Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 135-138. 
Доминирующие в Беларуси репродуктивные установки автор характеризует как низкие и отмечает господство модели малодетной семьи. Приводятся результаты реализации индивидуального исследовательского проекта "Пути решения проблем социальной, правовой, психологической и экономической незащищенности материнства в Беларуси (на примере Гродненского региона)", поддержанного Фондом Д. и К. Макартуров (2003-2004 гг.). Для выявления существующих гендерных стереотипов автор провела в Гродно опрос студентов 1-2 курсов городских вузов. По мнению опрошенных студенток, дискриминация женщины проявляется прежде всего в плане политической карьеры, затем следуют возможности трудоустройства, на третьем месте - ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Согласно данным опроса студентов дискриминация женщин наиболее заметна в отношении возможностей трудоустройства, на втором месте - политическая карьера, третье место то же, что в ответах девушек. Автор исследует также представления гродненских студентов об идеале женщины и жены, а студенток - об идеале мужчины и мужа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-06-2005
Виктория Анатольевна Суковатая Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1.
The author discusses gender policy in the Internet, analyzes periods of cyber-feminism development, reveals differences between cyber-feminism and liberal feminism of the past century. The article shows how the Internet, video-games and high computer technologies affect post-soviet gender identity and the mass consciousness.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2012
Наталья Александровна Демченко Диалог со временем. 2010.  № 31. С. 228-307. 
Статья посвящена биографии викторианского поэта и общественного деятеля Эдварда Карпентера, известного как своими политическими взглядами, так и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Посредством фигуры «необычного викторианца», автор исследует стереотипы и социальные нормы, а также способы их преодоления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2004
Сергей Исаевич Голод Рубеж (альманах социальных исследований). 1994.  № 5. С. 142-158. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Виктория Рудольфовна Шмидт, Константин Викторович Шуршин Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 58-64. 
Предложенная гендерная типизация позволила проанализировать некоторые тенденции в развитии массовой и элитарной культуры. Последние, с точки зрения гендерного подхода, оказываются далеко не полным отражением многообразия проявлений гендерных типов. Массовая культура, сосредоточившись на взаимосвязи социостатуса и системы ценностей, минимизирует значение сексуального опыта. В элитарной культуре в тени остается соотношение социостатуса и пола с другими характеристиками гендер-типа. Открытым остается вопрос, является ли представленность разнообразных гендер-типов как в социуме, так и в массовом сознании одним из условий формирования столь необходимой нашему обществу терпимости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 177-183. 
Религиозные учения повсеместно освещают неравноправное положение женщин в обществе, а потому автор считает вполне оправданным утверждение о том, что “религия не беспола: она мужского рода” (перефразированное высказывание В.Вулф). Сейчас, однако, реформаторски мыслящие теологи и церковное руководство под давлением феминистского движения, а главное – под влиянием изменений, происходящих в современном обществе, прибегают в ряде случаев к переинтерпретации Священного писания и христианских традиций, отказываясь от установок, наиболее откровенно дискриминирующих женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл