Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 06-01-2005
Ирина Наумовна Тартаковская Социологические исследования. 2003.  № 2. С. 87-96. 
Статья представляет собой развитие цикла исследований, посвященных репрезентации мужественности и женственности в советской и постсоветской прессе. Автором был уже опубликован ряд работ, анализирующих тендерные дискурсы советских и постсоветских периодических изданий. Главные выводы, которые позволил сделать такой дискурсивный анализ, состоят в следующем. Исследование советских газет выявило центральную роль государства как ключевого актора гендерной системы: отношения между мужчинами и женщинами формировались в соответствии с поставленной перед ними "высшей целью" - служением ему. В современной же ситуации, когда характер государства полностью изменился, мужчины и женщины оказались предоставленными самим себе, в результате чего сложившаяся в советскую эпоху гендерная система оказалась в состоянии кризиса. ------- Данная статья подготовлена в рамках проекта "Трансформация гендерных отношений постсоветской России" при финансовой поддержке INTAS (проект - INTAS-95-290).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Игорь Васильевич Грошев Социологические исследования. 1999.  № 4. С. 71-77. 
Автор представляет результаты исследования различного рода рекламной продукции на предмет применения в ней средств невербального общения. Речь идет о позах, жестах, мимике, контакте глаз, манипулятивной активности, паузации, уровне стереотипизированности речи и др. Особенности образов мужчины и женщины в гендеризованном физическом языке рекламы рассматриваются в таких аспектах, которые, по мнению автора, имеют и теоретическое значение, и практическую ценность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Виктория Анатольевна Суковатая Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 65-70. 
В постсоветской культуре телевидение и кино выступают в качестве важнейших и наиболее мощных стратегических средств формирования массового сознания, жизненных ценностей, стереотипов и идентичности. В статье на примере украинских СМИ анализируется гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении. Автор приходит к выводу, что украинская рекламная продукция ориентирована на наиболее патриархальные образцы украинского массового сознания, часто визуализирует фольклорные сюжеты, апеллирует к архаическим комплексам и инстинктам, отчуждая женщину от культуры, лишая ее статуса субъективности, автономии и манкируя любые попытки женской саморепрезентации в контексте "анти-национального" и "противоестественного".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Марина Юрьевна Сурмач Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 135-138. 
Доминирующие в Беларуси репродуктивные установки автор характеризует как низкие и отмечает господство модели малодетной семьи. Приводятся результаты реализации индивидуального исследовательского проекта "Пути решения проблем социальной, правовой, психологической и экономической незащищенности материнства в Беларуси (на примере Гродненского региона)", поддержанного Фондом Д. и К. Макартуров (2003-2004 гг.). Для выявления существующих гендерных стереотипов автор провела в Гродно опрос студентов 1-2 курсов городских вузов. По мнению опрошенных студенток, дискриминация женщины проявляется прежде всего в плане политической карьеры, затем следуют возможности трудоустройства, на третьем месте - ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Согласно данным опроса студентов дискриминация женщин наиболее заметна в отношении возможностей трудоустройства, на втором месте - политическая карьера, третье место то же, что в ответах девушек. Автор исследует также представления гродненских студентов об идеале женщины и жены, а студенток - об идеале мужчины и мужа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Борис Сергеевич Гладарев Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 68-76. 
В статье анализируются результаты полевого исследования: "Пользователи мобильных телефонов в России. Сетевая перспектива". Оно было проведено автором в Петербурге при поддержке France Telecom и Teleno, включало 14 глубинных интервью с 7 мужчинами и 7 женщинами (20-30 лет) и организацию ведения дневников повседневной коммуникации (записи в них вели информанты). Выявлены гендерные отличия в историях покупки мобильного телефона. Женские истории опираются на дискурсивную модель, обозначенную автором как "найди меня": сотовый телефон облегчает возможность быть "позванной" или "приглашенной". Мужские нарративы связаны с соображениями эффективности и престижа ("считалось очень престижно"; "захотелось выделиться в обществе"). Имеют место существенные отличия между мужчинами и женщинами в предпочтениях в отношении размеров, дизайна, оформления изделий (женщины чаще выбирают миниатюрные аппараты с откидной крышкой, яркой окраской и обилием аксессуаров). В ходе изучения дневников коммуникации автор установил следующее: 1. Женщины говорят по мобильным телефонам менее продолжительно, чем мужчины, но делают и принимают больше звонков. 2. Направление звонков и SMS характеризуется гетеросексуальной симметрией (женщины чаще общаются с мужчинами, а мужчины – с женщинами). 3. Анализ распределения звонков по ситуациям и целям общения ("координация совместных действий", "ухаживающие звонки", "помощь и консультации", "деловые ситуации") не позволил выявить заметных гендерных отличий. Автор соглашается с выводом норвежских исследователей Р. Линга и Б. Иттри, что в плане практического применения мобильные телефоны относятся к гендерно нейтральным технологиям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Виктория Рудольфовна Шмидт, Константин Викторович Шуршин Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 58-64. 
Предложенная гендерная типизация позволила проанализировать некоторые тенденции в развитии массовой и элитарной культуры. Последние, с точки зрения гендерного подхода, оказываются далеко не полным отражением многообразия проявлений гендерных типов. Массовая культура, сосредоточившись на взаимосвязи социостатуса и системы ценностей, минимизирует значение сексуального опыта. В элитарной культуре в тени остается соотношение социостатуса и пола с другими характеристиками гендер-типа. Открытым остается вопрос, является ли представленность разнообразных гендер-типов как в социуме, так и в массовом сознании одним из условий формирования столь необходимой нашему обществу терпимости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталия Николаевна Козлова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 134-141. 
В статье рассмотрено несколько недавно изданных учебников по социологии для вузов в целях выявления их гендерной составляющей. Фиксируется наличие гендерной асимметрии в используемом понятийном аппарате, а также в устойчивых словосочетаниях (авторы всех подобранных исследовательницей книг – мужчины). Показано, что в изучаемых книгах присутствует явная гендерная асимметрия. Так, в учебнике А.И. Кравченко при обозначении пар первым всегда указывается мужчина и отдается предпочтение терминам мужского рода. В учебнике под редакцией П.Д. Павленка в основном фигурирует обращение к мужской аудитории и апелляция к мужскому опыту. В используемой в учебнике С.С. Фролова лексике, как показывает исследовательница, проявляется традиционное для патриархальной картины мира отождествление понятий «человек» и «мужчина». Женщины в большинстве приведенных автором учебника примеров выступают «как носительницы сугубо женского опыта и представительницы своего пола». Отмечено, что С.С. Фролов «после упоминания статуса мужчины пишет в скобках статус женщины», квотируя этим, как полагает исследовательница, его вторичность. Один из выводов по анализу литературы: на индивидуальном уровне «функционирования гендерной проблематики в образовательном дискурсе» имеет место установка авторов на принижение социального статуса женщины, что выражается, в частности, в критике феминизма и в «откровенном сожалении о потере мужчинами лидирующих позиций в современном обществе» (с. 139). Для устранения гендерной асимметрии предлагается введение гендерной цензуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Андрей Александрович Давыдов Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 99-102. 
Статья подготовлена в рамках проекта "Структурная гармония и дисгармония социальных систем", реализуемого автором в Институте социологии АН СССР. В статье рассматривается статистика самоубийств с точки зрения гендерной проблематики, - как известно, число мужчин-самоубийц в разы превышает тот же показатель для женщин. Автор выдвигает оригинальную концепцию, согласно которой упомянутое соотношение отвечает пропорции золотого сечения в геометрии и является нормальным для социума. Приводятся сравнительные межстрановые данные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2005
Михаил Борисович Денисенко, Gianpiero Dalla Zuanna Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 83-87. 
Авторы предлагают ретроспективный взгляд на модели сексуального поведения в России на протяжении ХХ в. Отмечая общемировую тенденцию второй трети века к снижению возраста начала половой жизни, можно сказать, что она затронула и Советский Союз, однако это произошло несколько позже, с 1960-х годов. В постперестроечные годы сексуальные установки российской молодежи стали по большинству параметров более либеральными, чем у их ровесников на Западе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Галина Георгиевна Силласте Социологические исследования. 1995.  № 10. С. 88-95. 
В статье представлены результаты исследования «Женщины в российском обществе (общественное мнение женщин по социально-политическим и социокультурным вопросам)», проведенного в 1994 г. под руководством автора. Выборка квотная объемом 1105 женщин. Представлено городское и сельское население шести экономических зон: Москвы, Московской области, Северного, Северо-Западного, Центрального, Поволжского и Уральского регионов. Цель исследования – выявить воздействие новой социокультурной среды на духовный мир россиянок. Автор утверждает, что в постсоветское время произошли серьезные изменения в системе ценностей и сложилась принципиально новая социокультурная ситуация: "акценты в культурной жизни общества перенесены с формирования у населения высокохудожественных вкусов, уважения к национальным культурным ценностям и традициям на поощрение потребительских запросов в сферах досуга и развлечений. Произошла гипертрофия рекреационной функции искусства. Эти процессы имеют... в своей основе антинациональную концепцию "вестернизации" российской культуры, коммерциализацию всей духовной жизни общества и все большее подчинение ее рыночным отношениям и рыночным ценностям". Статья разбита на следующие тематические блоки: 1) отношение женщин к новым духовным ценностям, 2) представления женщин о счастье, 3) место СМИ в духовной жизни женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл