Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 54

Опубликовано на портале: 05-08-2004
Phillip E. Hammond, Howard H. Davis, Лилия Равильевна Низамова European Journal of Communication. 1998.  Vol. 13. No. 1. P. 77-97. 
Статья представлена в контексте дискуссий, ведущихся в рамках известного европейского журнала, посвященных трансформации журналистских практик, роли аудитории, политических, социокультурных и политэкономических факторов в развитии позднемодерного общества. Особый акцент делается на переходном характере социокультурных практик в условиях российских реформ, обусловливающих особенности стратегий отечественной журналистики. Еще более важно то, что авторы сосредотачиваются на региональном контексте таких изменений и на особенностях журналистики Татарстана как примера мирной эволюции социокультурных практик.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-01-2004
Monique de Saint-Martin, Pierre Bourdieu Actes de la Recherche en Sciences Sociales. 1982.  No. 44-45. . P. 2-54. 
Статья П.Бурдье и Де Сен-Мартэн "Святое семейство : Французский епископат в поле власти" исследует мир католических священников. Основная идея статьи показать, что этот мир стратифицирован, внутри него существует система иерархии, которая взаимосвязана со стратификацией внутри правящего класса. Такой взгляд на «епископат» расходится с самопрезентацией этой группы, которая настаивает на том, что сходства между служителями культа значительно важнее, чем различия между ними. Одна из особенностей этой группы – она сильно идеологизирована, следовательно, сопротивляется социологическому исследованию.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Наталья Сергеевна Скоробогатых Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 135-146. 
В статье на примере Австралийского Союза анализируется политика мультикультурализма – особой модели государственной поддержки сохранения этнокультурного своеобразия групп меньшинств (в первую очередь недавних иммигрантов из азиатских стран) в условиях естественного преобладания англо-австралийской культурной среды. Показано, что политика этнокультурного плюрализма, задуманная как механизм смягчения адаптационного шока у первого поколения мигрантов “неевропейского” цивилизационного ареала, со временем превратилась в систему предоставления меньшинствам необоснованных преференций за счет большинства. Делается заключение, что сублимация категории “этническое своеобразие” в ущерб категории “общегражданское единство” создает предпосылки для раскола, а не консолидации социума.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-06-2004
М.В. Рябов Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 123-133. 
Развитие ситуации в исламском мире демонстрирует неправомерность представлений о социальном прогрессе как однонаправленном процессе рационализации и нивелирования этнокультурных различий. Автор текста, рассматривая мусульманское вероучение как один из 12 системообразующих факторов социоприродного единства человека и окружающей среды, убедительно показывает: некого общего для всех мусульманских стран ислама не существует. Хотя эта религия и выступает как системный элемент высокого уровня, она не может не испытывать воздействие со стороны иных компонентов хозяйственно-культурного комплекса. Это обстоятельство объясняет не только всплески традиционализма в мусульманском культурном ареале, но «внутриисламский джихад», проявляющийся не только на межгосударственном уровне (Иран–Ирак), но и в пределах отдельной страны (межафганский и межтаджикский конфликты).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2011
Г.М. Аветов Экономические науки. 2010.  Т. 72. № 11. С. 51-55. 
Данная статья посвящена изучению предпринимательства в контексте выделения факторов, оказывавших основное воздействие на развитие данного института на территории России. Рассматривается история предпринимательства, и делается обзор научных подходов к его изучению в современной России. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Владимир Изявич Мукомель Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 56-66. 
Рассмотрены проявления фобий во взаимоотношениях между коренным населением и эмигрантскими меньшинствами. Массовая миграция часто вызывает межэтническую напряженность (в России наиболее настороженное отношение проявляется к чеченцам, цыганам и азербайджанцам). Антимигрантские настроения более всего ощутимы в крупных городах. Автор представил стереотипы негативного восприятия иноэтничности и показал, что в России социальные институты мало ориентированы на социализацию мигрантов. Препятствующим ей фактором выступает в первую очередь бюрократичность иммиграционных служб. Приезжие из ближнего зарубежья сталкиваются с ограничениями в наеме на работу, неравными условиями и дискриминацией в оплате труда. Сегрегации ряда этнических общин способствуют низкая адаптация трудовых мигрантов к городской среде и отсутствие опыта социализации у принимающего общества. Антимигрантские настроения тем явственнее, чем значительнее этнокультурные и конфессиональные различия между этнической группой приезжих и местным населением. Автор полагает, что конструктивная этносоциальная политика в регионах должна способствовать решению этих проблем. В ряде случаев власть на местах стремится воспрепятствовать незаконной миграции. Отмечены успехи национальной политики в Пермской и Самарской областях, а также в Республике Коми.
Опубликовано на портале: 07-02-2005
А. Сагадеев Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 171-174. 
Автор статьи считает, что гуманистические настроения – имманентная составляющая ислама, ибо это вероучение, не знавшее церкви и иерархически и территориально структурированного духовенства, оставляло человеку возможность самостоятельного решения вопроса о его месте в мире, при условии, что оно не будет противоречить букве священных текстов. На практике это означало возможность существования гуманистических тенденций и духа универсализма в мусульманском богословии, получивших наибольшее развитие в трудах Ибн Ади и Аль-Амири (Х в.), Ибн Рашид (Авероэс, XII в.) и Ибн Араби (XIII в.). Делается вывод, что гуманистические подходы представителей классической мусульманской культуры – первоисточник европейской мысли эпохи Возрождения, давший ей представление о едином человечестве, прогрессирующем в своем интеллектуальном развитии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
М. Степанянц Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 167-170. 
Ядро гуманистического мировосприятия – признание за человеком свободы во всем многообразии ее проявлений, которая противостоит приоритету и господству государства, доминированию религиозных институтов, традиционной социальной иерархии и т.д. В мусульманстве на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Андрей Васильевич Шипилов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 38-43. 
Представлены подходы западных исследователей к изучению условий формирования толерантности в межэтнических отношениях. Ю. Хабермас при обращении к данной теме исходил из того, что демократия, конституционализм и либеральная политическая культура не должны «основываться на фундаменте общих для всех граждан этнических, языковых и культурных истоков». Позиция Хабермаса, по мнению автора статьи, приводит к выводу о том, что демократия универсальна, антиэтнократична, не зависит от национального фактора. Другой немецкий исследователь - Г. Инглхарт напрямую связывает толерантность с уровнем материального благосостояния, с экономическим прогрессом, с типом культуры. Она, на его взгляд, зависит от того, ближе ли общество к «традиционной» или к «секулярно-рациональной» культуре. Обществам первого типа культуры свойственны «ценности выживания», невнимание к этническому равноправию, к равенству полов, низкий уровень межличностного доверия, нетерпимость к инакомыслящим, тогда как для обществ с культурой второго типа характерны «ценности самовыражения». Автор статьи критически оценивает последний подход, поскольку в истории народов жесткой зависимости этнонациональной толерантности/интолерантности от уровня экономического развития не отмечается. Представлена точка зрения Эгберта Яна (профессора Университета Мангейма) об исторической роли идеи народного суверенитета. Согласно его концепции, такая идея на рубеже XX в. становится предпосылкой двух типов суверенитета: при первом «суверенная нация» противопоставляется династическому государству; при втором – государству многонациональному. Приводятся также положения, представленные в исследовании М. Уолцера (США) о толерантности либерально-демократических государств в отношении к иммигрантским сообществам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Г.С. Померанц Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 170-174. 
Мы живем, считает автор, во время, когда, с одной стороны, жизнь подсказывает неизбежность каких-то глобальных организаций типа Лиги Наций или ООН, а с другой – происходит неожиданное ожесточение этнического и конфессионального сопротивления. Так возможен ли вообще диалог? Многие полагают, что сегодня он менее возможен, чем когда бы то ни было, что сегодня все вцепились друг другу в глотку и никто друг друга не слушает. Вместе с тем диалог идет несмотря ни на что.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2004
Валентин Петрович Баранников, Лидия Федоровна Матронина Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 102-107. 
Тема религиозности в информационном обществе рассматривается в связи с глобальным духовным кризисом, ранее всего (более 100 лет назад) проявившимся в передовых странах Запада. В России этот кризис начался недавно, и кризисные явления в духовной сфере приняли у нас более острый характер, поскольку совпали с экономическим и политическим кризисом, а сам процесс был «сжат» во времени. Выделены два основных типа религиозности как социально-психологической характеристики личности – традиционная и формальная. В более широком смысле данные типы – это способы социальной идентификации и социальной адоптации. Традиционная религиозность связана с традиционным обществом, в котором наибольшая часть занятости падает на материальное производство и сферу обслуживания материального потребления и лишь малая часть относится к сфере духовного производства. Традиционная религиозность обусловлена социальными факторами: относительная стабильность социальной жизни, мало меняющийся во времени массив социальной информации. Поэтому «вытеснение» традиционного общества информационным предстает как неизбежное явление. С этим связана утрата искренности традиционной религиозности, прежних социальных идеалов и норм, которые обеспечивали выживание этноса и индивида. Формальную религиозность при соблюдении обрядовой стороны отличает равнодушие к религии и вере. Приведены данные эмпирических исследований по изучению религиозности российской молодежи. Сделан вывод о необходимости формирования толерантного сознания как задаче нового Просвещения эпохи информационного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
З А Крахмальникова Мир России. 1995.  Т. 4. № 1. С. 124-158. 
З.А.Крахмальникова, автор многочисленных работ по проблемам философии культуры и религиозной жизни, в публикуемой ниже статье обращается к актуальным проблемам современной духовной жизни: Православная церковь и национальный вопрос; русский антисемитизм как следствие духовной деградации церковного и культурного сознания; духовная взаимозависимость двух трагических явлений XX в.: большевизма и нацизма. Особое место автор отводит теме ответственности Христианства за гибель европейского еврейства (Холокауста) в годы второй мировой войны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-09-2004
С. Семенов Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 159-169. 
Пограничные культуры – целостные общности, исторически сформировавшиеся на стыке цивилизаций (христианской, мусульманской, буддистской и т.д.) и включившие в себя многие их элементы, – играют важную роль во всемирно-историческом процессе. По преимуществу полиэтничные, они демонстрируют возможности симбиоза не только близкородственных, но и генетически далеких народов. Сравнительно-исторический анализ ситуации в Восточной Европе и Латинской Америке показывает, что рассматриваемый культурный тип демонстрирует определенные преимущества при переходе от авторитарных к демократическим формам общественного устройства. Основное из них – устойчивость пограничной культуры вследствие своей многослойности и многоуровневой асимметрии, амортизирующей реально существующее неравенство составляющих ее компонентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Федосий Семенович Донской Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 96-100. 
Автор рассматривает процессы культурной ассимиляции малочисленных северных народов, обусловленные их совместным проживанием с другими народами, что порой приводит к исчезновению их национального языка и культуры. Автор дает описание изменений условий жизни и быта, процессов культурной ассимиляции малочисленных народов. Оказалась подорвана традиционная основа существования многих из этих народов - сельское и промысловое хозяйство, о чем свидетельствуют приводимые в статье статистические данные (снижение поголовья оленей, крупного рогатого скота, лошадей и т.д.). Приведены значения ряда показателей динамики воспроизводства численности малых народов Сибири и Севера. Отмечен прирост среди ненцев, эвенов, долган; однако зафиксирована также убыль численности чукчей, коряков, чуванцев, алеутов и эскимосов. В качестве основных причин депопуляции автор выделил разрушение традиционных основ их хозяйственной и культурной жизни, изменения среды обитания, смену привычного рациона питания, рост заболеваемости. Сообщается, что в 2000 г. в районах проживания малочисленных народов Севера среднесуточное потребление продуктов питания на душу населения составило от норматива, установленного Институтом питания РАМН по Республике Саха – 62,5%; в Камчатской области – 50,4%, в Таймырском АО – 43,5%. Сообщается о снижении темпов строительства объектов социальной инфраструктуры и сокращении количества дошкольных учреждений и общедоступных библиотек в районах Крайнего Севера. Автор считает целесообразным восстановление оправдавших себя в советском прошлом форм культурно просветительской работы в селах и городах, включая выезды художественных коллективов для работы с кочевым и полукочевым населением. Представлены рекомендации по восстановлению национальных районов (улусов), воссозданию общинного самоуправления, сохранению традиционных форм природопользования, хозяйствования и культурного развития малых народов Севера и Дальнего Востока.
ресурс содержит прикрепленный файл
Исламофобия [статья]
Опубликовано на портале: 26-03-2006
Сергей Николаевич Абашин Гуманитарная мысль Юга России. 2005.  № 1. С. 20-26. 
В современном российском обществе можно выделить несколько форм проявления нетерпимости к исламу: исламофобия западников, исламофобия консерваторов, православная исламофобия. В последние годы было несколько незначительных антиисламских акций, которые можно было бы квалифицировать как государственную исламофобию. Для решения стоящих перед обществом необходимо создавать условия для самого широкого диалога всех политических, общественных и религиозных сил, не рассматривая априори каждую из них как какую-то неправильную или «чужую». И это будет возможно, если будет недвусмысленно осуждена и прекращена исламофобская истерия.
ресурс содержит прикрепленный файл