Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 34

Опубликовано на портале: 28-06-2005
Ирина Анатольевна Сурина, Нина Анатольевна Селиверстова Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 129-131. 
В статье представлены результаты исследований аудитории концертов классической музыки, проведенных в 1994 и 1995 гг. в концертных залах Московской государственной филармонии и охвативших следующие проблемы: характеристика аудитории концертов классической музыки и наиболее выраженных групп слушателей, заполняемость концертных залов, отношение к форме проведения концерта, отношение к телепередачам, посвященным классике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-07-2005
Евгений Михайлович Акулич Социологические исследования. 2004.  № 10. С. 89-92. 
В период экономической нестабильности и адаптации учреждений культуры к рыночным отношениям музейные работники оказались в ситуации свободы выбора задач музея, маркетинговой стратегии и направлений экспозиционной и научно-просветительской деятельности. Важным инструментом осмысления и совершенствования музейной деятельности стала теория коммуникации, что способствовало превращению музеев в компонент индустрии развлечений. Музей стал трактоваться как социально-культурное явление; в роли субъекта, формирующего собрание, выступает музейный работник, в роли второго субъекта - воспринимающая музей аудитория, а музейному собранию отводится роль посредника.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Борис Геннадьевич Гнилов Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 90-98. 
В статье представлен социокультурный и социологический подход к анализу изменений в музыкальной композиции для фортепиано с аркестром в странах Западной Европы и в России с XVIII века по начало XX века. Автор использует в исследовании акмеологический подход и при этом поясняет, что под акмеологией понимается наука о высших достижениях в деятельности личности, организаций, в развитии национально-культурных общностей и государств. Отмечается феномен русской кульминации в развитии этого музыкального жанра (Рахманинов, Скрябин, Прокофьев), наступившая почти через сто лет после такой кульминации в Западной Европе (Бетховен). Обращается внимание на своеобразную темпоральную асимметрию в развитии социокультурных процессов России и Запада, характерную также для музыкальной композиции для фортепиано с оркестром. К данному жанру обращались Шопен и Лист, добившись в нем общеевропейской известности и возвысив репутацию своих национальных культур. Далее последовали высшие достижения данного жанра в творчестве Грига, Гершвина, Хачатуряна, Владигерова. И, наконец - Первая симфония Д.Д. Шостаковича, в которой очень велико влияние фортепианного концерта, стала великолепным дебютом композитора-пианиста и обеспечила ему мировую известность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2007
Надия Рофхидовна Исхакова, Ринат Рахипович Болтачев Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 103-106. 
Авторы отмечают, что молодежный досуг в значительной степени связан с музыкой. Представлены результаты исследования, посвященного изучению музыкальных вкусов молодежи школьного возраста (7-17 лет), которое проводилось в 2002 г. в летних оздоровительных лагерях городов Казань, Лениногорск, Набережные Челны. В анкете ставились вопросы о предпочитаемых жанрах (классическая музыка, народная музыка, эстрадная музыка), о наиболее предпочтительных музыкальных группах и певцах, о любимых видах искусства, о предпочитаемых телевизионных каналах. Участникам опроса было также предложено высказать мнение о месте музыки в их жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Лекал Гарифович Юлдашев Социологические исследования. 2000.  № 8. С. 144-150. 
Размышления над новой книгой Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 704 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Дмитрий Валентинович Щирин Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 98-102. 
Уровень развития музыкального восприятия автор предлагает рассматривать как интегральный показатель музыкального развития личности. Исследуются особенности восприятия студентами духовной музыки. В этих целях проведено анкетирование более 400 студентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, изучающих духовную музыку. Автор анализирует самооценках студентов в отношении адекватности восприятия ими музыкально-духовных произведений, а также оценки ими значимости для себя такой музыки (5-балльная шкала). Выяснилось, что у студентов-петербуржцев несколько выше, чем для иногородних, значимость духовной мызыки как фактора, позволяющего снять внутреннее напряжение. Автором выделены три типа восприятия: 1) эмоциональный; 2) интеллектуально-анализирующий (понимание музыкальной структуры); 3) интеллектуально ориентирующий (общее понимание сюжета произведения и его места в богослужебном процессе. В заключение подчеркивается, что проблема развития восприятия является важнейшей в музыкальной педагогике и что необходимо измерять результативность процессов восприятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-07-2006
Лев Александрович Аннинский Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 179-186. 
Автор рассуждает о судьбе русского языка в бывшей империи: рвутся связи, горят книги кровоточат души. Разваливается Вавилонская башня. Речь идет о размыве русской почвы, о вульгаризации того слоя, в котором язык бытует и развивается. Кризис культуры налицо. В связи с распадом империи это прежде всего кризис контекста. Как ни странен, как временами ни искусственен был контекст “многонациональной советской литературы”, этот контекст существовал. Вне контекста культура существовать не может, как и язык вне диалога, а в какие контексты попадут литературы бывшего советского ареала, выпав из сферы притяжения русского языка, неясно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Сергей Борисович Борисов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 132-133. 
Представлена реакция автора на статью И.А. Бутенко «Из истории «черного юмора», опубликованную в №11 за 1994 г. Автор обращает внимание на то, что в статье И.А. Бутенко тема «черного юмора» представлена как совершенно неразработанная, хотя на самом деле это не так. В подтверждение автор приводит краткую библиографию наиболее значимых работ по теме. Далее высказывается отношение (крайне негативное) непосредственно к тексту статьи И.А. Бутенко.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Кирилл Анатольевич Тарасов Социологические исследования. 1996.  № 2. С. 35-41. 
Западные исследования воздействия искусства, распространяемого посредством масс-медиа, посвящены преимущественно "вредным" влияниям. Наиболее изученным оказался тезис о том, что "криминальные фильмы порождают криминальность". В статье рассмотрены вопросы, связанные с деструктивным воздействием экранного насилия; эта сравнительно новая для нашей страны проблема еще недостаточно изучена отечественными исследователями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Владимир Иванович Новиков Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 169-176. 
В контексте нынешнего времени, в рамках рыночной экономики, когда взаимоотношения творчества и рынка, казалось бы, совершенно непредсказуемы, автор обращается к времени формирования взаимоотношений литературы и коммерции. И на первый план выходит Пушкин – основополагающая фигура русской культуры, как известно, писавший: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". На протяжении всей жизни Пушкин боролся с книгоиздателями не столько за себя, сколько за принцип материальной свободы писателя. Благодаря Пушкину литература в России стала почетным делом и в денежном смысле.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Игорь Вадимович Кондаков, Ю.В. Корж Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 159-170. 
Осмысляя внешние влияния в русской культуре, авторы рассматривают влияние синтетического идеала творчества Р.Вагнера как теоретика музыки и театра, акцентировавшее коллективистские и национальные ценности. Показано, как сквозь призму его творчества проявлялось влияние идей А.Хомякова, Ф.Достоевского, В.Соловьева. В контексте творчества Вагнера как "сверхчеловека", творца культуры, русская интеллигенция воспринимала всемирную диалектику хаоса и космоса, свое место в мире и искусстве, "музыку Революции".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Лев Александрович Аннинский Общественные науки и современность. 2002.  № 2. С. 171-179. 
Эссе, посвященное анализу поэтического творчества Б.Окуджавы в широком социально-культурном контексте. Лирический герой Окуджавы показан в развитии, в его ощущениях мира как планетарного целого, державы, вне которой он себя не мыслит (при всей сложности имеющегося у него исторического опыта), товарищества и братства, сыновьих чувств. Анализируется музыка стиха поэта, цвета “булатова мира” и т. д.
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Шантырь Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 142-154. 
Окончание статьи, начатой в ОНС, 1991, №1. Автор рассуждает о вечном диалоге Сущего и сути, о смысле мировой культуры; пытается постигнуть глубину современной музыкальной культуры, что немыслимо без понимания философской концепции мира, на которой она зиждется.
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Наталья Шантырь Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 160-169. 
Автор ставит своей задачей очертить идейно-мировоззренческие тенденции так называемого музыкального поставангарда, их предысторию – в частности в музыке авангарда – и место этих тенденций в контексте духовных исканий современности. Пройдя в 70-е гг. ХХ в. через разительные стильные трансформации, музыкальный авангард породнился с традиционной выразительностью, и вместе они породили совершенно особый язык, служащий раскрытию какого-то нового для европейской музыки качества концептуально=философского осмысления бытия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Владимир Иванович Новиков Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 166-178. 
Автор по-новому подошел к исследованию творчества Пушкина, к анализу его парадоксов и полагает, что разгадка “тайны Пушкина” является одновременно постижением его времени. Оно представляется значительно менее понятным, чем даже более отдаленные исторические периоды. Но нечто подобное можно сказать о любой переходной эпохе, когда новые веяния накладываются на старые и преображают их порой до неузнаваемости. Именно так произошло с пушкинской эпохой. Эзотерика, с которой Пушкин близко соприкасался в отрочестве и юности, навсегда осталась для него более эстетической и привлекательной, чем любые новейшие философские умствования.
ресурс содержит прикрепленный файл