Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 305

Опубликовано на портале: 15-03-2011
Юрий Михайлович Плюснин Гуманитарные науки в Сибири. 1995.  № 2. С. 34-40. 
В статье рассматривается проблема формирования системы ценностных диспозиций, жизненных целей ("путей жизни") и поведенческих средств их достижения в процессе развития личности. Механизмы социализации выступают в качестве ведущего фактора ценностного развития личности, благодаря которому формируется система высших ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2005
О.С. Осипова Социологические исследования. 1998.  № 9. С. 106-109. 
Автор анализирует научную литературу, посвященную проблемам девиантного поведения. Выделяются социосинергетическая парадигма исследования, социально-психологический подход к проблеме; девиантное поведение деструктивной и созидательной направленности. Отмечается, что при приобретении тем или иным видом девиации устойчивого характера, общество может пересмотреть некоторые устоявшиеся идеалы. Фиксируется, что девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самореализации и самоутверждению личности. Рассматриваются причины мотивационных конфликтов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Сергей Вячеславович Мошкин, Виктор Николаевич Руденко Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 153-155. 
Что представляют собой дети, родившиеся в самом начале новой российской Смуты, с какими представлениями они входят в мир? Задаваясь такими вопросами, группа социологов Института философии и права Уральского отделения РАН провела опрос 253 детей старшего дошкольного возраста. Обработав материалы бесед, исследователи делятся своими впечатлениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-03-2005
Григорий Николаевич Бутырин, Александр Владимирович Клубов, Вера Дмитриевна Чеснокова Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 68-73. 
В статье анализируется рост дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети. Авторы выделяют следующие группы мотивов нарушения правил дорожного движения школьниками: мотивы сознательного нарушения правил, мотивы, приведшие к неосознаваемому и нежелательному нарушению, «случайные» мотивы и немотивированное поведение. Подчеркивается, что в последнее время ослабляется социальный контроль за поведением детей со стороны взрослых. Сами взрослые не являются образцом нормативно-правильного поведения по соблюдению правил дорожного движения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-01-2006
Владимир Петрович Зинченко Общественные науки и современность. 2006.  № 1. С. 168-174. 
Автор полагает, что нас должно интересовать не столько реальное явление или событие детства, сколько отношение к нему. Идеи воспитания сами по себе, возможно, разумные постоянно дискредицируются произвольными, сиюминутными целями. Целостную и свободную личность сформировать действительно невозможно, а практика зомбирования совершенствуется. Является ли ценностью детство само по себе, а не наше отношение к нему? Автор приводит слова М.Волошина "Ребенок – непризнанный гений средь буднично серых людей". Он сетует на то, что гениальность не столько обретается в ходе человеческой жизни, сколько утрачивается.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2013
Ирина Юрьевна Николаева, Надежда Сергеевна Зорина Диалог со временем. 2009.  № 27. С. 151-166. 
Тираны сегодня являются объектом пристального интереса общественного сознания, не говоря уже о научно-профессиональном. Причиной тому служит как обретение зрелости человеческой цивилизацией, в которой тирания, по крайней мере в европейском ареале, утратила исторические права на существование, так и рост профессионального научного знания. Однако вопросов остается множество. Как согласовать «талант» и его «злодейства», как это нередко имеет место в единой по своей структуре идентичности тирана?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Андреевич Возьмитель Мир России. 2002.  Т. 11. № 1. С. 97-113. 
В сегодняшней динамичной, хотя и неизвестно куда двигающейся России лишь изучение повседневности на уровне реально складывающихся способов и стилей жизни дает возможность понять, как, каким образом определенные формы жизнедеятельности и способы социального действия начинают определять «доминантную форму интеграции» и становление общества определенного типа. Кризис и распад советской цивилизации вновь обнажил и предельно обострил проблему идентичности России, актуализировав разнообразные потенции ее трансформации, каждая из которых имеет свой вектор возможных социальных изменений. Сущность переходного периода — во взаимовлиянии и конкуренции этих возможностей (направлений) развития, что приводит к «кристаллизации» одних и «исчезновению» других, менее эффективных способов деятельности в быстро меняющемся мире.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Екатерина Данилова Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 4. P. 99-107. 
В статье рассматриваются такие основные ценности молодежи в Беларуси как семья, друзья, работа, досуг, которые в условиях социальной нестабильности начинают играть очень важную роль.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-03-2007
Владимир Самуилович Магун, Михаил Викторович Энговатов Отечественные записки. 2006.  № 3. С. 76-96. 
В данной статье авторы анализируют динамику притязаний российской и украинской молодежи, изменение жизненных стратегий молодых людей на протяжении 20 лет (1985-2005 гг.). Интерес к данной проблематике возник еще в начале 1980-х годов, и чтобы реализовать его, один из авторов данной статьи совместно с украинскими социологами во главе с Е.И. Головахой провел осенью 1985 года в Киеве опрос выпускников средних школ. В представленной работе авторы используют уже материалы пяти повторных опросов, проводившихся раз в несколько лет. Объектами изучения каждый раз были 16-17-летние учащиеся выпускных классов обычных общеобразовательных школ. Сохранив принципы отбора школ и инструментарий опроса, исследователи имели возможность сравнить жизненные притязания и стратегии пяти поколений российской и украинской молодежи. География опросов довольно широка: Москва, Орел, Самара, Мценск. Повторные опросы проводились в 1990-1991 и в 1992-м, а затем в 1995, 2001, 2003 и 2005 годах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-10-2007
Ромуальдас Казимерович Малинаускас Социологические исследования. 2003.  № 7. С. 135-138. 
Социальная ответственность – это готовность следовать принятым в обществе нормам и правилам, определяющим отношение индивида к другим людям. Как считает автор комментария, социологические обследования студентов Литовской академии физической культуры и Вильнюсского педагогического университета (2000–2002 гг.) позволяют утверждать, что уровень реальной и идеальной социальной ответственность будущих педагогов напрямую зависит от степени их социальной подготовки, осуществляемой в стенах вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2007
Владимир Самуилович Магун Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 45-74. 
В статье сравниваются данные четырех массовых репрезентативных опросов, проведенных в 1991-2004 гг. Установлено, что большинство трудовых ценностей российских работников претерпело за 14 пореформенных лет многочисленные изменения, и это свидетельствует о лабильности массовой трудовой культуры и не согласуется с распространенными утверждениями о ее неподатливости изменениям. Существенные изменения произошли и в выраженности двух интегральных ценностных индексов, построенных на основе факторного анализа. Доминантами ценностной «повестки дня», характерной для рассматриваемого периода, оказались базовые, «материалистические» мотивы работников и две стратегии их воплощения в жизнь — стратегия дозированных усилий и стратегия энергичных действий, ориентированных на высокие достижения. Инициативная самореализация, личная ответственность и поиск социального признания остаются пока на периферии трудового сознания россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-08-2007
Ромуальдас Казимерович Малинаускас Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 146-150. 
Представлены результаты исследования, проведенного автором методами опроса и социологического тестирования в Литовской академии физической культуры и в Вильнюсском педагогическом университете. Исследовались изменения ценностных ориентаций студентов в период обучения. В гнездовую выборку вошли 12 групп студентов с 1-го курса и 12 групп - с 4-го (выпускного) курса. В качестве инструментария использованы опросник терминальных ценностей и тест смысложизненных ориентаций. Автор рассматривает смысложизненные ориентации в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Приведенные данные свидетельствуют о том, что на первом курсе наиболее значимой ценностью оказывается потребность в достижениях (1-е место), которая несколько снижается на выпускном курсе (2-е место). Далее следует заинтересованность в росте материального благосостояния; 3-е место по значимости заняла потребность в сохранении индивидуальности. Итоговый вывод: ценности в период обучения корректируются, к сожалению, не в направлении доминирования духовного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-10-2005
Таслима Гайсееана Исламшина, О.А. Максимова Социологические исследования. 1999.  № 6. С. 132-136. 
Авторы обращаются к теме структурных изменений в ценностных ориентациях молодежи. Эмпирическим фундаментом их выводов служат результаты исследования, проведенного в вузах Татарстана на протяжении 1996-1998 гг. В концепции исследования учитывалась существующая в настоящее время неоднородность республиканских высших учебных заведений, обусловленная территориальным фактором и статусом вуза. Авторы использовали качественные методы, применявшиеся Р. Инглхартом для исследования материальных и постматериальных ценностей, тестирование жизненных проектов А. Лакейна, а также метод биограммы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-04-2007
Андрей Иванович Прусак Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 141-146. 
Выделяя собственно социологический аспект в понимании достоинства личности, автор разрабатывает оригинальную дефиницию этого понятия. В ее основе – представление о достоинстве индивидов как о генерализированном мотивационном основании индивидуального поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Виктор Александрович Волконский Экономическая наука современной России. 2000.  № 3-4. С. 119-134. 
Духовно-психологическое состояние общества имеет решающее значение для демографической динамики, а также для надежности институциональной системы — основы дееспособности государства и здоровой экономики. В настоящее время для человечества наиболее острой экзистенциальной проблемой становится проблема устройства общества, отношений между личностью и обществом, личностью и государством. В России создать дееспособное государство и объединяющую народ идеологию мешают расколы - между «западниками» и «патриотами», между коммунистами и христианами. Работа посвящена анализу непростых взаимоотношений социализма (коммунизма), понимаемых как духовное течение, постоянно присутствующее в человеческой истории, с христианством.
ресурс содержит прикрепленный файл