Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 42

Опубликовано на портале: 24-06-2004
Ринат Магдиевич Нугаев, Магди Алимджанович Нугаев Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 44-53. 
В статье анализируются результаты проведенных в 1995—1996 гг. социологических исследований отношения населения Республики Татарстан к системе обязательного медицинского страхования, сменяющей систему бюджетного здравоохранения. Авторы приходят к выводу, что именно модель обязательного медицинского страхования в наибольшей мере соответствует представлениям большинства населения о социальной справедливости и адекватна социально-психологическим реалиям городского населения Республики Татарстан. Кроме того, в ходе конкретно-социологического исследования авторы выявили зависимость отношения к своему здоровью от статусного положения индивида. Важнейшими критериями, отличающими статусные группы друг от друга, авторы считают уровень образования и место работы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2009
Татьяна Георгиевна Проценко Регион: экономика и социология. 2007.  № 3. С. 151-162. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы включения России в европейскую зону высшего образования, обсуждается специфика отечественной системы образования, затрудняющая ее вхождение в единое образовательное пространство Европы. Проводится анализ инновационной политики развития и модернизации российского образования. Поднимаются вопросы интеграции образования, науки и бизнеса, эффективной деятельности образовательных учреждений, проблемы организации образовательного процесса и управления им.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2004
Евгений Анатольевич Князев, Яна Шамилевна Евдокимова Университетское управление. 2003.  № 2(25). С. 7-17. 
Сегодня специалистам сферы высшего образования и науки доступны довольно много программ от различных фондов и благотворительных организаций. Ряд программ направлен на поддержку фундаментальных исследований, что немаловажно для поддержки нашей науки, другие больше сфокусированы на гуманитарных и прикладных областях знаний. Трудно переоценить их значение для построения развитого, правового, культурного общества в стране, преодолевающий затянувшийся экономический кризис. В последнее время сфера университетского управления стала одним из приоритетных направлений во многих международных программах, поскольку именно с ней связаны надежды на улучшение качества университетской жизни во всех ее аспектах. Передовые российские вузы или, точнее сказать, коллективы ученых и специалистов этих вузов активно включились в работу. Опыт их богат и имеет колоссальное практическое значение. Хорошо, если он востребован в самом вузе. Лучше, если оценен и применяется широко, как это обычно и предусмотрено проектами на стадии так называемого распространения результатов. Но, к сожалению, приходится констатировать, что зачастую дело ограничивается набившими оскомину презентациями и конференциями с раздачей опубликованных брошюр, буклетов и методичек. Все это "богатство" успешно перемещается "в стол" и скоро забывается. А ведь, казалось бы, проблемы общие и, возможно, решения их кем-то уже найдены.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 11-06-2004
Елена Борисовна Виноградова Университетское управление. 2002.  № 4(23). С. 47-51. 
Противоречивость и нечеткость нормативных и законодательных актов в области высшего и послевузовского образования мешают осуществлению эффективной финансовой деятельности учреждения, снижают оперативность исполнения принятых управленческих решений. Необходимо решать сложившиеся проблемы путем подготовки дополнений, уточнений и предложений к действующему законодательству на всех уровнях власти с участием специалистов вузов и последующего внесения дополнений в федеральные законы и иные нормативно-правовые документы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Серафимович Соболев, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 102-110. 
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы: переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатели наличия и эффективности внутривузовских систем контроля качества образования; широкое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000–2001) и других моделей менеджмента качества; регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества; интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг. Указанные процессы требуют разработки концепции, модели, принципов построения и функционирования внутривузовских систем контроля качества высшего профессионального образования (ВПО), которые отсутствуют на настоящий момент.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Григорий Артурович Ключарев, Е.Н. Кофанова Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 116-122. 
Учитывая актуальность проблематики социологии образования, авторами проводилось многолетнее изучение образовательных потребностей и образовательного поведения различных групп российского общества, по-разному реагирующих на происходящие изменения. В статье используются результаты общероссийского социологического исследования "Богатые и бедные в современной России", проведенного в 2003 г. В основной выборке авторы выделили группу малообеспеченных - по комплексному критерию, включающему оценку респондентами самих себя как бедных, также использовалась выборка дополнительного экспертного опроса по богатым. Тенденции в поведении населения в области учебы и образования выявлялись на основе отмеченных на протяжении ряда лет изменений, а также анализа того, как в текущий период времени вели себя в этой сфере состоятельные люди. Для того чтобы выявить особенности образовательного поведения состоятельных респондентов, оно сопоставлялось с аналогичным поведением малоимущих слоев населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Елена Владимировна Тюрюканова, Людмила Ивановна Леденева Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 94-100. 
В настоящее время более 5% населения Российской Федерации составляют те, кто прибыли на ее территорию после 1991 г. Дети-мигранты имеют определенные трудности в получении образования. Статья основана на материалах опроса, проведенного авторами в 2003 г. в Московской и Смоленской областях, а также в Ставропольском крае. Параллельно с детьми мигрантов – учащимися 11-х классов опрашивались их родители (опрошено 411 учеников и 330 родителей). Образовательные причины оказались весьма существенными в решении вопроса о приезде в Россию: 13% мигрантов в Ставрополье и до 38% в столичном регионе указали на желание дать детям образование на русском языке как на один из мотивов прибытия. Не выявлено сильных отличий детей мигрантов от их местных сверстников в ориентации на поступление в вузы. Что касается стран выхода мигрантов, то наиболее значительный потенциал поступления в вуз отличает выходцев из Прибалтики и Беларуси, а наименьший – из Армении и Грузии. Авторы отмечают, что модель «привязанности к месту», «характерная для всего населения России и ограничивающая возможности социальной адаптации и мобильности, присуща также и образовательным стратегиям мигрантов». В вузы столицы планируют поступать только 7% абитуриентов – детей мигрантов из регионов, 5% детей живущих в Москве мигрантов желают поступить в вузы других городов России, лишь единицы (2% от всех опрошенных) планируют получить высшее образование за границей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-09-2005
Кусейн Исаевич Исаев Социологические исследования. 2004.  № 11. С. 100-104. 
Автором исследуются вопросы, касающиеся здоровья, организации здравоохранения и качества медицинских услуг в переходной экономике Кыргызстана. Одновременно несомненный интерес для автора представляет изучение конкретных условий проживания человека, оценка всех параметров, характеризующих уровень и качество жизни с точки зрения индивида, выяснение степени адаптации личности к меняющимся условиям жизни. Для описания социального портрета респондентов использованы показатели, всесторонне характеризующие контингент населения, участвовавший в опросе. При выборе респондентов использованы материалы первой национальной переписи населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Владимир Михайлович Филиппов Университетское управление. 2001.  № 2(17). С. 4-13. 
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира: общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Вопросы, которые поднимаются на страницах прессы и телевидения: чему учить? как учить? какими быть школе и вузу? и т.п. - волнуют и российское общество, ведь в российском образовании учатся и работают около 38 млн человек, т.е. каждый четвертый гражданин России. Правительство России основную цель модернизации образования видит в повышении качества образования и расширении его доступности для всех слоев населения.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, Павел Васильевич Романов Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 48-56. 
Авторы обобщают отечественный опыт реализации в нашей стране целевых программ подготовки студентов-инвалидов в ряде вузов (МГТУ им. Баумана, Московский институт-интернат, Новосибирский государственный технический университет, Московский городской педагогический университет и др.). Исследуются особенности адаптации инвалидов к специфической социокультурной среде вуза. Освещается зарубежный и отечественный опыт изучения отношения инвалидов к получению высшего образования. Приводятся результаты исследования, реализованного группой саратовских социологов в 2002-2003 гг. Материалом для анализа послужили интервью с 34 экспертами (в Саратове, Самаре, Москве, Челябинске), итоги опроса преподавателей (N=106) и студентов в Саратове (N=266) и Челябинске (N=100), а также данные о молодых инвалидах Саратовской области, нуждающихся в профессиональном образовании разного уровня (N=842). Для выявления особенностей и проблем интеграции были проведены интервью со студентами и абитуриентами инвалидами и два кейс-стади интеграции детей инвалидов в общеобразовательной школе в г. Самара. Подробно приводятся сравнительные результаты опроса в саратовских и челябинских вузах (в Челябинском госуниверситете уже несколько лет успешно развивается программа интегрированного образования инвалидов). В заключении отмечается, что несмотря на то, что действующее федеральное законодательство гарантирует льготы для абитуриентов с инвалидностью, ряд факторов делает их поступление в вуз проблематичным. Это относится, в частности, к отсутствию в вузах соответствующей обустроенности аудиторий, столовых, библиотек, необходимой с учетом нужд инвалидов мебели, медицинских кабинетов и т.д. Отмечается, что интеграция инвалидов в общество и в образовательную среду должна начинаться с дошкольного и школьного образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования. И здесь основное препятствие состоит в отсутствии в системе высшего образования реабилитационной компоненты, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться наряду с образовательными услугами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2004
Олеся Викторовна Лукша Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 179-200. 
Рыночные реформы здравоохранения в России еще не привлекли достаточного внимания отечественных социологов. В связи с этим попытка описания ситуации на рынке платных медицинских услуг приобретает особую актуальность. В качестве объекта исследования был выбран г. Сыктывкар (более 200 тыс населения). Работа выполнена преимущественно качественными методами; но в ней также использованы статистические материалы Министерства здравоохранения Республики Коми. Исследование показало, что медицинский рынок находится еще на стадии становления. С 1992 г. объем частных медицинских услуг практически не увеличился. Их развитие наблюдается в основном в сфере оказания альтернативных услуг (не предусмотренных государственным бесплатным обеспечением), а также там, где услуги аналогичны государственным, но комфортность и качество обслуживания повышены.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Л. И. Леденева Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 94-102. 
Все больше молодых россиян стремятся получить подготовку и квалификацию международного стандарта в зарубежных университетах. Насколько реально в России ожидать возвращения молодых специалистов из-за рубежа? Какие финансовые и профессиональные стимулы могли бы способствовать этому? В статье представлены аналитические результаты проекта «Российские студенты за рубежом: перспективы возвращения в Россию», цель которого состояла в выявлении спектра профессионально-миграционных стратегий молодых россиян, обучающихся за рубежом, а также в изучении условий, способствующих их возвращению на родину. В рамках проекта проведен анкетный опрос студентов-россиян, проходивших обучение в зарубежных университетах в 2000/2001 учебном году, как по естественным, так и по гуманитарным специальностям. В исследовании, кроме того, была использована нетрадиционная для российских социологических проектов методика - проведение опроса через Интернет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2004
Людмила Алексеевна Мигранова Народонаселение. 2002.  № 3 (17).
Описываются результаты исследования человеческого потенциала в контексте изменений, произошедших в восточноевропейских странах, а также в бывших советских республиках за 1990-е годы. Обсуждаются вопросы, связанные с экономическим развитием, гарантиями, предоставляемыми гражданам государством (здравоохранение, образование), а также с качеством жизни населения (включая неравенство доходов, степень бедности). Специфические черты стран (уровень экономического развития, географическое положение, культурные и национальные традиции) позволили автору разделить их на 4 субрегиона: Восточная Европа, Балтийские государства, европейская часть СНГ, азиатская часть СНГ. Информационной базой анализа послужили данные, предоставленные Всемирным банком, ПРООН, ВОЗ и Госкомстатом России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Александр Иванович Юрьев Университетское управление. 2000.  № 2(13). С. 48-66. 
Проблема университетского образования стала насущной для сегодняшней России. Каким быть универсанту, чем он, собственно, отличается от выпускников и сотрудников других учебных заведений, какова его роль в жизни общества, как готовить его к исполнению этой роли? Актуальность этой проблематики особенно заметно проявляется в сфере политики.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 20-11-2006
Внешнеэкономические связи. 2005.  Т. 15. № 3. С. 44-45. 
В статье рассматриваются вопросы Сотрудничество между Министерством по делам индейцев и развитию Севера Канады (МДИРС) и Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой (ХМАО). Рассматриваются вопросы расширения отношений этого региона с другими регионами, рассказывается о действующих проектах по развитию экономики региона с учетом его особенностей, защите окружающей среды, социальной политике региона.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл