Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Российский журнал менеджмента

Опубликовано на портале: 05-12-2008
Галина Викторовна Широкова Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 85-90. 
В последние годы можно отметить растущий интерес со стороны ученых и практиков российского бизнеса к проблемам развития организации на разных стадиях ее жизненного цикла. О многообразии подходов к исследованию данного феномена свидетельствует множество публикаций. Автор рассматривает различные исследования, концепции и модели жизненного цикла организации, а также развития организации на различных этапах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2005
Дерек Ф. Абель Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 3. С. 129-132. 
Настоящая публикация представляет собой выступление Д. Ф. Абеля - президента Европейской школы менеджмента и технологий - на Форуме менеджеров России, состоявшемся в Государственном Кремлевском дворце 20 апреля 2004 г. Автор рассматривает вызовы, стоящие перед бизнесом во всем мире и в России. Происходящие в настоящее время процессы преобразований приводят к возникновению большей потребности в креативном лидерстве, чем в рутинном менеджменте. Перечисляются основные характеристики успешного лидерства в XXI в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Александр Дмитриевич Радыгин, Юрий Вячеславович Симачев Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 43-70. 
В статье предпринимается попытка проследить общую эволюцию института банкротства в современной России в контексте наиболее значимых экономико-правовых особенностей и недостатков каждого из этапов. Рассмотрение общей эволюции правовых этапов в развитии института несостоятельности предваряется кратким анализом традиционных моделей и специфики переходной экономики. Основное внимание уделено третьему этапу (с 2002 г.), что предполагает анализ и общую оценку основных новаций в Федеральном законе О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 г., первых результатов применения нового законодательства в 2003.2004 гг., перспектив дальнейшей модификации российского законодательства о банкротстве.
Опубликовано на портале: 03-12-2008
Brian Uzzi Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 2. С. 55-88. 
В данной работе я пытаюсь вывести понятие укорененности за рамки общего программного утверждения и уточнить, каким образом укорененность и сетевая структура влияют на экономическое действие. На основе существующей теории и этнографического анализа деятельности 23 компаний — производителей одежды я разработал методологическую схему, которая более полно раскрывает уникальные черты, функции и источники укорененности. На основе этой схемы я сформулировал и проверил ряд гипотез, используя данные о сетевых связях всех компаний — производителей качественной женской одежды в нью-йоркской швейной промышленности. Выявлено, что укорененность является системой обмена, предоставляющей уникальные возможности по сравнению с рынком, а также то, что фирмы, организованные в сети, имеют более высокие шансы на выживание нежели те, которые поддерживают случайные рыночные связи. Однако позитивный эффект от укорененности на определенном уровне достигает своего пика, после которого он начинает снижаться.
Опубликовано на портале: 28-11-2008
I. M. Jawahar, H. L. McLaughlin Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 117–144. 
В статье объединяются теория и результаты эмпирических исследований из различных областей для разработки дескриптивной теории заинтересованных сторон. Во-первых, показывается, что на любой стадии жизненного цикла организации некоторые заинтересованные стороны будут важнее других благодаря своей возможности удовлетворять важнейшие потребности организации; во-вторых, идентифицируются те заинтересованные стороны, которые будут становиться более или менее важными при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой; в-третьих, предполагается, что используемая организацией стратегия взаимодействия с каждой заинтересованной стороной будет зависеть от ее важности для организации относительно других заинтересованных сторон.
Опубликовано на портале: 28-11-2008
Branka Nikolic, Milan Nikolic, Elena Vukonyanski Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 29-44. 
Сначала в статье рассматриваются возможности количественного подхода на отдельных (но связанных друг с другом) этапах процесса бенчмаркинга. Затем исследовательская задача становится шире — устанавливаются и определяются конкретные процедуры квантификации на сегментах процесса бенчмаркинга, которые были определены как подходящие. Структура статьи соответствует применяемой методологии, которая включает несколько этапов. На каждом этапе используются соответствующие процедуры и методы. Все расчеты демонстрируются в рамках стилизованного примера. Для квантификации процесса бенчмаркинга предлагаются конкретные процедуры квантификации отдельных сегментов данного процесса. Общий вывод таков: количественный подход вполне соответствует концепции и основным принципам бенчмаркинга. Оригинальность определяется тремя моментами: применением соответствующих мер для определения сходства между компаниями, двухкритериальным отбором подходящего партнера для бенчмаркинга, методом определения и выбора стратегических действий.
Опубликовано на портале: 03-12-2008
Михаил Николаевич Барышников Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 2. С. 133-156. 
В статье на примере деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» в 1879–1914 гг. утверждается, что наличие баланса интересов было одним из важнейших факторов, повлиявших на эффективность операций фирм и проявившихся в результативном взаимодействии (с точки зрения той или иной организационной формы) собственников и управленцев. Важнейший результат исследования — обобщенная характеристика фирмы как механизма, обеспечивающего не только организационную, но и институциональную (неформальную и правовую) фиксацию, т. е. ограничение индивидуальных и групповых интересов.
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Светлана Борисовна Авдашева, Андрей Евгеньевич Шаститко, Борис Викторович Кузнецов Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 3-22. 
В статье суммируются результаты проведенных в России эмпирических исследований, посвященных конкуренции, которые интерпретируются с точки зрения институциональной теории и теории отраслевых рынков. В целом результаты эмпирических исследований показывают, что конкуренция на российских рынках в течение последних 15 лет усиливалась, создавая стимулы к реструктуризации. Многие из накопленных данных свидетельствуют о том, что рост конкуренции приводил к консолидации компаний и увеличению рыночной концентрации. На перспективы развития конкуренции влияют не только внешние факторы, но и внутренняя организация компаний. Преобладающие методы защиты прав собственности объективно ограничивают разнообразие организационных форм российских компаний и в конечном итоге — конкуренцию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Александр Михайлович Либман Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 23-44. 
Статья посвящена проблеме трансформации корпоративных стратегий в условиях конкуренции юрисдикций, т. е. изменения экономической политики государств в рамках соперничества за привлечение мобильного капитала. В работе идентифицируются основные варианты стратегий, которые могут быть использованы корпорациями — с точки зрения как их хозяйственной деятельности, так и взаимодействия с государством. Особое внимание уделено выбору между режимом конкуренции юрисдикций и гармонизацией экономической политики. Исследуются факторы, определяющие выбор стратегии как на корпоративном уровне, так и на уровне взаимодействия частных и государственных игроков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2007
Ростислав Исаакович Капелюшников Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 1. С. 3-28. 
В работе представлена обобщенная картина корпоративного ландшафта современной мировой экономики. Руководствуясь критерием концентрации собственности, автор выделяет два базовых типа крупных корпораций, преобладающих в различных странах мира, — с широким владением акциями (модель W) и с доминированием блокхолдеров (модель B). Подробно анализируются сравнительные достоинства и недостатки этих альтернативных моделей, а также экономические, правовые и политические факторы, которые предопределяют выбор в пользу того или другого варианта. В заключение рассматриваются возможные траектории дальнейшей эволюции специфической системы корпоративного управления, сложившейся в России в бурные 1990-е гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Юрий Евгеньевич Благов Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 3. С. 17-34. 
В статье рассмотрена связь концепции корпоративной социальной ответственности (КСО) с теорией и практикой стратегического управления. Показана эволюция концепции КСО и российская специфика ее применения. Сделан вывод о том, что современные трактовки не только подчеркивают стратегический характер КСО, но и позволяют рассматривать ее и как важнейший элемент стратегического управления компанией, и в качестве самостоятельной концепции стратегического управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Борис Захарович Мильнер Российский журнал менеджмента. 2003.  Т. 1. № 1. С. 57-76. 
В статье рассматриваются теоретические основы, предпосылки появления и складывающаяся практика нового вида управленческой деятельности - управления знаниями. Определены особенности неуклонно возрастающих нематериальных активов организаций как объектов и как ресурсов управления, приводятся их группировки по различным критериям, а также методические рекомендации по исполнению функции управления знаниями. Опираясь на результаты исследований и опубликованные работы разных авторов, статья конкретно и в сжатой форме раскрывает влияние управления на приобретение, усвоение и передачу знаний. Много места занимает проблема формирования лидеров и структур, ориентированных на создание новых ценностей с использованием методов управления знаниями. Делается вывод о перспективности с этих позиций новых организационных механизмов - целевых команд, матричных, сетевых, виртуальных, паутинных и других структур.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2006
Rafael La Porta, Florencio Lopez-de-Silanes, Andrei Shleifer Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 3. С. 97-148. 
В настоящей статье мы используем данные о структуре собственности крупнейших корпораций из 27 экономически развитых стран для установления конечного контролирующего акционера в этих компаниях. Мы выяснили, что далеко не все из них имеют распыленную собственность (widely held), что противоречит созданному А. Берле и Г. Минзом образу структуры собственности в современной корпорации. Исключение составляют страны с очень высоким уровнем защиты акционеров. Наоборот, эти компании, как правило, контролируются либо семействами, либо государством. Контроль акционерного капитала со стороны финансовых институтов гораздо менее распространен. Типично, что контролирующие акционеры имеют значительно больше власти над корпорацией, чем это вытекает из их прав на управление денежными потоками (cash flow rights). Это достигается, главным образом, посредством использования пирамид и участия в менеджменте.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-02-2006
Александр Васильевич Бухвалов Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 3. С. 81-96. 
В статье, являющейся введением к публикуемой в том же номере журнала статье «Корпоративное управление как объект научных исследований», рассматриваются основные принципы и проблемы корпоративного управления, направления теоретических и практических исследований в данной области. Показана эволюция исследований по корпоративному управлению в исторической перспективе, с момента выхода в свет монографии Берле и Минза. Обозначены основные проблемы практики корпоративного управления в России.
Опубликовано на портале: 28-11-2008
Артем Вагизович Гизатуллин Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 1. С. 35-66. 
В статье представлено эмпирическое исследование, изучающее порядок взаимосвязи качества корпоративного управления, социальной ответственности компании и ее финансовой эффективности. Полученные результаты свидетельствуют о выраженной U-образной взаимозависимости между уровнем социальной ответственности и качеством корпоративного управления. Анализ также показывает, что совместное влияние качества корпоративного управления и уровня социальной ответственности на финансовую эффективность компании является противоположно направленным и имеет характер динамического Парето-эффективного равновесия. В работе предлагаются варианты теоретического обоснования полученных результатов.
ресурс содержит прикрепленный файл