Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 365

Опубликовано на портале: 23-05-2011
Ю.В. Никифорова Экономические науки. 2010.  Т. 66. № 5. С. 136-139. 
Рассматривается современное состояние вопроса оценки и управления интеллектуальным капиталом предприятия. Выделены особенности структуры ИК, проблемы бухгалтерской оценки неосязаемых активов. Предложен альтернативный подход к идентификации и оценке интеллектуального капитала на базе квантово-механической теории, которая имеет развитый математический аппарат моделирования развития нематериальных объектов. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2011
С.А. Зиринов Экономические науки. 2010.  Т. 72. № 11. С. 145-149. 
В статье рассматриваются современный механизм антикризисного финансового управления компанией сферы рекреационных услуг с использованием информационных и организационных возможностей. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-12-2005
Владимир Викторович Годин Менеджмент в России и за рубежом. 2001.  № 2.
Статья под названием состоит из четырех разделов. В первом разделе («Тенденции развития бизнес-среды») выделяются аспекты развития бизнес-среды в будущем. Вот некоторые из них: появление и развитие новых бизнес-моделей, изменение форм конкуренции, новые витки глобализации и интернационализации, интеграция всех бизнес функций в одну модель. Во втором разделе –«Влияние изменений на представителей общего менеджмента организаций» – отмечается, что среда бизнеса меняется. В связи с чем возникает вопрос: что меняется для общего менеджмента компании в связи с изменением среды бизнеса? Автор указывает ряд аспектов: работа в принципиально новых средах; в области стратегии приходится сталкиваться с трудностями; необходимо вкладывать огромные деньги в развитие информационной системы организации. Так как в заголовке было оговорено обсуждение влияния на менеджера в основном информационных технологий, то автор статьи указывает, в чем состоит ответственность менеджеров в области информационных систем своих организаций. В четвертом разделе («Влияние изменений на представителей IT менеджмента организаций») отмечается констатация роста зависимости бизнеса от ИТ, а также расширение функций директоров информационных служб, высшее звено руководства проявляет растущую заинтересованность в поддержке стандартов или инициатив в сфере информационных технологий. В статье сформулированы четыре идеальные модели директора информационной службы нового тысячелетия. Наиболее предпочтительная модель – «руководитель, имеющий опыт работы с ИТ и опыт управления, способный к формированию деловой стратегии и поддержке ИТ…, который любит свою работу».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 26-12-2008
Д.В. Исаев TERRA ECONOMICUS. 2008.  Т. 6. № 3. С. 114-119. 
Вопросы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента тесно связаны между собой, что позволяет рассматривать систему информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента как единый интегрированный комплекс. Требования к такой системе вытекают из кодексов корпоративного управления, требований к корпоративной отчетности, моделей стратегического менеджмента. На этой основе разработана информационно-логическая модель системы информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента, которая содержит четыре основных подсистемы (стратегического анализа и моделирования, управления по ключевым показателям, корпоративного планирования и бюджетирования, консолидированной финансовой отчетности) и соответствующие информационные потоки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Сергей Ростиславович Филонович Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 53-64. 
Приведено описание трех диагностических моделей функционирования организаций (модель «шести ячеек» М. Вайсборда, модель «7C» компании Маккинзи и модель Берка–Литвина). Они дают возможность получить «мгновенную фотографию» компании, но не представить ее в развитии. Для отображения развития компании были разработаны модели жизненных циклов. Одна из них – модель Ларри Грейнера – выделяет пять эволюционных этапов развития компании: креативность, директивное руководство, делегирование, координация, сотрудничество. Автор указывает на слабые стороны этой модели. В частности, определяющим параметром развития в ней выступает размер организации (в небольших организациях стратегия развития которых не предусматривает значительного увеличения размеров, некоторые описанные в модели этапы и кризисы просто не могут иметь место). Интуитивно ясно, что успешные компании развиваются по спирали, осуществляя качественные преобразования, что трудно вписать в данную модель, поскольку она «линейна». Серьезным шагом в развитии моделей жизненного цикла стал подход Айзека Адизеса, в котором развитие организации представлено на основе аналогии с эволюцией живого организма. Она включает такие стадии, как быстрый рост, расцвет, юность, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация. По мнению автора, данная модель удачнее предыдущей, так как позволяет рассмотреть организацию как открытую систему и выявить, к какой категории относятся ее проблемы – к болезням роста или же организационным патологиям. Модель Адизеса удовлетворительно зарекомендовала себя, в частности, при анализе динамики систем управления в ряде российских компаний. В заключении сообщается о поиске путей к более полному описанию процессов развития организации на основе комбинации разных моделей, и отмечается, что теория жизненных циклов использовалась для развития теории естественного отбора и популяционной теории организаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Robert Martin Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 1.
Сегодня высшее образование становится стандартным требованием для менеджеров. Программы школ управления обычно включают разнообразные курсы. Чаще всего это финансы, бухгалтерия, теория управления, стратегия, международный бизнес и экономика. Хотя данная система высшего образования позволяет теоретически овладеть основами выбранной профессии, менеджеры в большинстве случаев заинтересованы в получении и более «практичных» знаний. Прослушав стандартный набор дисциплин, они уже понимают, как планировать, организовывать, координировать и управлять. Но прежде чем менеджер сможет заняться этими проблемами, он должен иметь представление, как проводить обследование. Управление начинается с оценки внутренней и внешней среды компании, т.е. с эффективно и правильно организованной работы с соответствующей информацией. В частности, менеджеры должны знать, как исследовать социальные и экономические факторы, такие как мотивация и товарищество служащих, пожелания клиентов, эффективность собственных усилий и т.п.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-12-2008
Brian Uzzi Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 2. С. 55-88. 
В данной работе я пытаюсь вывести понятие укорененности за рамки общего программного утверждения и уточнить, каким образом укорененность и сетевая структура влияют на экономическое действие. На основе существующей теории и этнографического анализа деятельности 23 компаний — производителей одежды я разработал методологическую схему, которая более полно раскрывает уникальные черты, функции и источники укорененности. На основе этой схемы я сформулировал и проверил ряд гипотез, используя данные о сетевых связях всех компаний — производителей качественной женской одежды в нью-йоркской швейной промышленности. Выявлено, что укорененность является системой обмена, предоставляющей уникальные возможности по сравнению с рынком, а также то, что фирмы, организованные в сети, имеют более высокие шансы на выживание нежели те, которые поддерживают случайные рыночные связи. Однако позитивный эффект от укорененности на определенном уровне достигает своего пика, после которого он начинает снижаться.
Опубликовано на портале: 29-09-2004
Александра Александровна Московская Проблемы теории и практики управления. 2003.  № 3. С. 111-117. 
Кадровая стратегия является частью общей экономической стратегии промышленных предприятий и следствием перспективного планирования их хозяйственной деятельности. Несмотря на скудость инвестиционных средств и многочисленные формальные и неформальные ограничения для осуществления производства, предприятия, как правило, планируют свою работу не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу. Важную роль в этих планах играет кадровая политика и кадровая стратегия, хотя значение кадров как фактора обновления производства и место кадровой стратегии в общей экономической стратегии предприятий далеко не всегда в полной мере осознаются ими. О тенденциях формирования кадровой политики в период рыночных преобразований 90-х годов можно судить по результатам обследований промышленных предприятий, проводимых с 1994 г. под руководством Центра исследований рынка труда (ЦИРТ) Института экономики РАН с участием автора.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-12-2005
Ольга Вадимовна Кляшторная Директор ИС. 2003.  № 11.
Снижение эффективности неценовой конкуренции, ограниченность финансовых ресурсов, усложнение управления производством, возникновение проблем со сбытом продукции в конечном счете приводят к уменьшению доходности производства. В свою очередь, это обстоятельство поднимает в глазах руководства значение управленческого учета и, в частности, калькуляции себестоимости. Тема стать “Как оценить себестоимость?” В статье автор описывает задачи, формирование и учет себестоимости. Так же в конце статьи, автор дает несколько полезных советов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-12-2011
А.А. Сапожников Экономические науки. 2011.  № 3. С. 56-65. 
Акционерная форма собственности и капитала соответствует реалиям современного крупного производства и формированию глобальных процессов в мировом хозяйстве. Системный подход по отношению к структуре корпоративной собственности и капитала позволяет выявить связь между движением корпоративного капитала и рынком ценных бумаг. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2005
Николай Григорьевич Кобыляцкий Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 64-68. 
Автор полагает, что социология управления в России как научная дисциплина еще только формируется. Она вошла в перечень специальностей, по которым осуществляется защита диссертаций, но «до сих пор не разработаны ее объект, предмет, основные категории и понятия». Чтобы установить, происходит ли формирование научной парадигмы в отечественных исследованиях по данному направлению, автор проанализировал материал учебных пособий и монографий, относящихся к этой области знаний. Книга М.В. Удальцовой «Социология управления» (Новосибирск, 1999) оценена в целом положительно как первая попытка целостного рассмотрения новой дисциплины. Замечание высказано в отношении сведения предмета социологии управления к изучению социальных отношений «в сфере труда, производства и вообще экономической деятельности» (поскольку управление осуществляется также и в областях, не относящихся к сфере экономики). Обсуждается одноименный учебник Е.М. Бабосова (Минск, 2001). Отмечена обстоятельность подхода к описанию объекта, предмета, задач и функций социологии управления. Критика касается трактовки управленческого процесса только как одностороннего «воздействия субъекта управления на социальный объект», но не как целенаправленного процесса взаимодействия субъекта и объекта. Рассмотрен посвященный социологии управления раздел учебника «Социология» авторского коллектива во главе с П.Д. Павленком, где проводится разграничение между данной дисциплиной и менеджментом, ориентированным главным образом на рассмотрение вопросов делового предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-11-2008
I. M. Jawahar, H. L. McLaughlin Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 3. С. 117–144. 
В статье объединяются теория и результаты эмпирических исследований из различных областей для разработки дескриптивной теории заинтересованных сторон. Во-первых, показывается, что на любой стадии жизненного цикла организации некоторые заинтересованные стороны будут важнее других благодаря своей возможности удовлетворять важнейшие потребности организации; во-вторых, идентифицируются те заинтересованные стороны, которые будут становиться более или менее важными при переходе от одной стадии жизненного цикла к другой; в-третьих, предполагается, что используемая организацией стратегия взаимодействия с каждой заинтересованной стороной будет зависеть от ее важности для организации относительно других заинтересованных сторон.
Опубликовано на портале: 28-11-2008
Branka Nikolic, Milan Nikolic, Elena Vukonyanski Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 2. С. 29-44. 
Сначала в статье рассматриваются возможности количественного подхода на отдельных (но связанных друг с другом) этапах процесса бенчмаркинга. Затем исследовательская задача становится шире — устанавливаются и определяются конкретные процедуры квантификации на сегментах процесса бенчмаркинга, которые были определены как подходящие. Структура статьи соответствует применяемой методологии, которая включает несколько этапов. На каждом этапе используются соответствующие процедуры и методы. Все расчеты демонстрируются в рамках стилизованного примера. Для квантификации процесса бенчмаркинга предлагаются конкретные процедуры квантификации отдельных сегментов данного процесса. Общий вывод таков: количественный подход вполне соответствует концепции и основным принципам бенчмаркинга. Оригинальность определяется тремя моментами: применением соответствующих мер для определения сходства между компаниями, двухкритериальным отбором подходящего партнера для бенчмаркинга, методом определения и выбора стратегических действий.
Опубликовано на портале: 03-12-2008
Михаил Николаевич Барышников Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 2. С. 133-156. 
В статье на примере деятельности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» в 1879–1914 гг. утверждается, что наличие баланса интересов было одним из важнейших факторов, повлиявших на эффективность операций фирм и проявившихся в результативном взаимодействии (с точки зрения той или иной организационной формы) собственников и управленцев. Важнейший результат исследования — обобщенная характеристика фирмы как механизма, обеспечивающего не только организационную, но и институциональную (неформальную и правовую) фиксацию, т. е. ограничение индивидуальных и групповых интересов.
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Светлана Борисовна Авдашева, Андрей Евгеньевич Шаститко, Борис Викторович Кузнецов Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 3-22. 
В статье суммируются результаты проведенных в России эмпирических исследований, посвященных конкуренции, которые интерпретируются с точки зрения институциональной теории и теории отраслевых рынков. В целом результаты эмпирических исследований показывают, что конкуренция на российских рынках в течение последних 15 лет усиливалась, создавая стимулы к реструктуризации. Многие из накопленных данных свидетельствуют о том, что рост конкуренции приводил к консолидации компаний и увеличению рыночной концентрации. На перспективы развития конкуренции влияют не только внешние факторы, но и внутренняя организация компаний. Преобладающие методы защиты прав собственности объективно ограничивают разнообразие организационных форм российских компаний и в конечном итоге — конкуренцию.
ресурс содержит прикрепленный файл