Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 297

Опубликовано на портале: 17-07-2007
Елена Леонидовна Лукина Университетское управление. 2006.  № 5(45). С. 21-26. 
В статье вуз отождествляется с государственной коммерческой организацией, становится участником рыночных отношений. Автор ищет пути наиболее всесторонней оценки образовательной, исследовательской и инновационной деятельности технического вуза. Интегральный стратегический анализ понимается как интеграция оценки внутреннего вузовского потенциала, анализ потребительской востребованности вузовских услуг, а так же оценка индивидуальных особенностей конкурирующих вузов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2009
Татьяна Георгиевна Проценко Регион: экономика и социология. 2007.  № 3. С. 151-162. 
В статье рассматриваются вопросы и проблемы включения России в европейскую зону высшего образования, обсуждается специфика отечественной системы образования, затрудняющая ее вхождение в единое образовательное пространство Европы. Проводится анализ инновационной политики развития и модернизации российского образования. Поднимаются вопросы интеграции образования, науки и бизнеса, эффективной деятельности образовательных учреждений, проблемы организации образовательного процесса и управления им.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Наталья Рэмовна Кельчевская, Лариса Анатольевна Романова Университетское управление. 2004.  № 3(31). С. 59-62. 
С переходом российской экономики на рыночные рельсы все субъекты хозяйственной деятельности оказались в принципиально новых условиях функционирования. Будучи связанными новыми обязательствами и получив целый ряд новых свобод, далеко не все предприятия и организации смогли успешно приспособиться к новым экономическим условиям. Но утверждать, что становление и формирование развитой рыночной экономики коснулось лишь отраслей материального производства, принципиально не верно. Бюджетная сфера в свою очередь является неотъемлемым звеном экономической системы страны, а это значит, что развивающиеся рыночные процессы оказывают прямое влияние на состояние всех ее составляющих, включая и систему высшего образования. Необходимо также отметить, что образовательная деятельность, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной. Главная особенность ее в том, что основной целью работы вуза является выполнение социального заказа (подготовка специалистов), а получение доходов от внебюджетных операций и формирование прибыли выступает скорее единственной вспомогательной функцией, позволяющей вузу в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных задач. В статье рассматриваются методы привлечения финансовых средств, даются рекомендации как объединить интересы предприятий, компаний и вузов в решении проблемы соответствия качества подготовки специалистов в вузах требованиям, предъявляемым к ним рынком труда, отвечающим полезности для предприятий выпускаемых вузом специалистов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Алексей Викторович Солдатов Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 116-119. 
В последние десятилетия в мире наблюдается кризис образования, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, а с другой — недостаточностью его финансирования. Как отмечает Б. Джонстоун, профессор Центра сравнительных и глобальных исследований образования университета Буффало (США), «высшее образование никогда не играло более важной роли, чем сейчас, в начале XXI века. Оно занимает центральное место во все более технологичной и основывающейся на знаниях экономике…» По материалам Национального разведывательного совета США, «в 2015 году образование будет определяющим фактором достижения успеха, как индивидуального, так и национального».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 28-11-2005
Владимир Васильевич Крюков, Карина Иосифовна Шахгельдян Университетское управление. 2005.  № 2(35). С. 85-94. 
В статье затрагиваются вопросы управления образовательным учреждением на базе информационных технологий, которые являются ключевым механизмом, который позволит создать преимущества в конкурентной среде. Основными мероприятиями являются в развитии информатизации становятся создание ее надежной и эффективной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза. В статье рассматривается опыт внедрения и использования систем автоматизации управленческой деятельности во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, формулируются основные требования к информационной среде вуза, а также приведены рекомендации построения компетентной модели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Ольга Александровна Аксенова Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 126-137. 
В практике управления образовательными учреждениями существует особенно большое число проблем, которые по своему характеру относятся к классу так называемых «слабоструктуризованных задач». Для таких задач не существует надежных и хорошо проверенных количественных моделей, позволяющих связать «вход» и «выход», конкретную ситуацию и результат. Поскольку качественные трудно формализуемые факторы имеют тенденцию доминировать, то для такого рода задач характерно описание на качественном, а не на количественном языке. Именно при решении cлабострукту-ризованных проблем человеческая интуиция имеет особую ценность. Догадки эксперта, основанные на его прошлом опыте, на неявных знаниях, позволяют решать проблемы на удивительно хорошем уровне. В настоящей статье делается попытка обобщения опыта работы целевых (экспертных) групп, связанных с анализом и решением различных проблем управления для высших и средних учебных учреждений, которые проводились на протяжении многих лет в Учебном центре подготовки руководителей (Санкт-Петербург, Пушкин).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию) ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2007
Владимир Владимирович Писляков Университетское управление. 2006.  № 4(44). С. 47-56. 
Материал основывается на опыте работы библиотеки ГУ-ВШЭ. Рассмотрены основные этапы развития онлайновой подписки в библиотеке университета, включая выбор онлайновых ресурсов, анализ востребованности электронных ресурсов, электронное информационное собрание по менеджменту. Данные проиллюстрированы подробной презентацией способа информационной и финансовой эффективности онлайновой подписки, проектами создания сводного каталога электронных изданий и интеграцией онлайновых источников в электронный каталог библиотеки, а также перспективы использования кросс-ссылок в библиотеках.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Ирина Валериевна Зимина, Андрей Юрьевич Афонин, Martin Gibson Университетское управление. 2005.  № 7(40). С. 64-71. 
В статье рассматривается одна из современных тенденций в развитии менеджмента - так называемое обучение на рабочем месте. Этот подход включает использование таких методов, как наставничество, спланированное продвижение на работе, стажировки, а также методов, основанных на проектно-ориентированном обучении.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2004
Людмила Михайловна Сибирцева Директор школы. 1998.  № 2. С. 3-8. 
Автор статьи, директор небольшой поселковой школы (210 учащихся, 15 учителей), рассказывает о своем опыте создания в школе атмосферы благожелательности, надежности, когда каждому члену коллектива хотелось бы творить, радоваться оттого, что можно реализовать свои способности, возможности, интересы.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-12-2005
Александр Сергеевич Бердин, Сергей Владимирович Устелемов Университетское управление. 2005.  № 6(39). С. 46-51. 
В статье рассматриваются вопросы инновационного развития в России в образовании в условиях рыночной экономики. Приведен опыт инновационной образовательной и управленческой деятельности Уральского государственного технического университета как научно-исследовательского центра, рассмотрены основные принципы, стратегические цели и задачи инновационного развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2005
Игорь Иванович Ганчеренок, Станислав Никифорович Князев Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 138-142. 
В своей статье, посвященной проблемам управления в образовательных учреждениях, авторы обращаются к наиболее богатому на сегодняшний день американскому опыту подготовки профессиональных менеджеров для системы высшей школы и формулируют рекомендации и предложения, на взгляд авторов, достаточно принципиальные для развития национальной системы высшего образования, повышения ее «академической эффективности» и конкурентоспособности в рамках европейской Болонской декларации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Михаил Владимирович Кларин Директор школы. 1995.  № 6. С. 1-8. 
Статья посвящена вопросам аттестации педагогических работников общеобразовательной школы. Статья содержит различные рекомендации для администрации школы по проведению аттестации. Какой должен быть психологический климат, общий ход процедуры аттестации и как объективно оценить качества учителя?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-08-2004
Юлия Иосифовна Турчанинова Директор школы. 1993.  № 1. С. 23-27. 
Большинство сегодняшних управленцев в сфере образования - в прошлом учителя. За плечами у них собственный опыт учительства и ученичества, в частности, и студенческий опыт. А в этом опыте практически у всех - педагогика предстает как самый беспомощный и бесполезный, а нередко и самый презираемый предмет. В статье рассматривается результат такого общего опыта - отсутствие у профессионального учительского сообщества каких-бы то ни было продуктивных способов осмысления педагогической действительности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Юрий Александрович Захаров, Татьяна Михайловна Чурекова Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 41-46. 
В статье рассматриваются проблемы доступности высшего образования в России и его зависимость от уровня довузовской подготовки студента. Приведены результаты исследований, проведенный в Кемеровском государственном университете (КемГУ), которые позволили определить причины, затрудняющие обучение в вузе. Среди этих причин фигурирует как нехватка знаний и проблемы адаптации студентов, так и иная, в отличие от школьной, организация обучения. Кроме того, в статье рассказывается о созданной учеными КемГУ модели Центра непрерывного образования (ЦНО), об опыте работы и достижениях этого Центра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-11-2005
Вера Владимировна Азарьева, Сергей Анатольевич Степанов Университетское управление. 2005.  № 4(37). С. 48-55. 
Проблема формирования научно-инновационного потенциала является актуальной, поскольку в научных организациях, в том числе и вузах, происходит вымывание результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующие годы с устойчивым финансированием фундаментальной науки. Одной из причин возникновения такой ситуации является то, что в организациях недостаточно уделяется внимание управлению научной деятельностью и развитию инновационных процессов, созданию и совершенствованию систем менеджмента качества, обеспечивающих повышение результативности исследований. В статье предлагается метод управления качеством, направленный на решение проблемы повышения качества научного потенциала организаций при внедрении методов процессного управления для совершенствовании научно-инновационной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл