Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 30

Опубликовано на портале: 30-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 255-256. 
Биограф и исследователь творчества Бердяева, Александр Цветков, скончался после долгой и мучительной болезни, не дожив каких-нибудь двух декад до двадцати восьми. Жизнь такая краткая, но такая интенсивная и емкая. За недолгие годы своей научной деятельности он фантастически много успел. История отечественной философской культуры будет навечно у него в долгу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2010
Николай Семёнович Лесков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 183-193. 
Жаль наших православных...» Эти слова Лесков приберег к финалу помещенной ниже статьи, дезавуируя главную свою мишень —Константина Петровича Победоносцева, всесильного обер-прокурора святейшего Синода, уже больше года занимавшего этот пост к ноябрю 1881 г., когда лесковская статья увидела свет. Впрочем, вряд ли среди читателей «Нового времени» — популярной газеты А.С.Суворина, напечатавшей «Безбожные школы...», — в самом деле нашлись недогадливые, нуждавшиеся в разъяснениях, кому, собственно, адресованы упреки автора. Лесков и не разъяснял, но после серии глухих намеков наносил открытый и самый, может быть, чувствительный удар в финале — излюбленный его полемический прием. «Одна газета недавно указала, что «наши раскольники контрабандою молятся». Нам тоже очень жаль «наших раскольников», людей религиозных и трудолюбивых; но еще более жаль наших православных, которые тоже только контрабандою учатся Закону Божию и иначе учиться ему не могут...»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Александр Львович Доброхотов Логос. 2009.  № 3. С. 115-121. 
Знаменательный для русской философии 1922 год был также важной вехой в творчестве Л. П. Карсавина. В свет выходит его первая большая книга «Noctes Petropolitanae», а петроградский журнал «Мысль» публикует работы чрезвычайно концентрированного содержания «О свободе» и «О добре и зле». Ниже будут рассмотрены те аспекты статьи «О свободе», которые позволяют сравнить идеи Карсавина с темпоральными интуициями Бергсона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-03-2010
Виктория Лысенко Логос. 2009.  № 3. С. 122-134. 
В России Щербатского по праву считают пионером сравнительной философии (во Франции эта роль отводится Полю Массону-Урселю). Главным вкладом Щербатского в развитие европейской буддологии было выдвижение на первый план в изучении буддизма его философии, и прежде всего — эпистемологии и логики. Он видел свою задачу не просто в исследовании и введении в научный оборот буддийских философских текстов, но и в том, чтобы привлечь к буддийской мысли внимание профессиональных западных философов и, по его собственным словам, «сделать имена Дигнаги и Дхармакирти настолько же нам близкими и дорогими, насколько близки и дороги нам имена Платона и Аристотеля, или Канта и Шопенгауэра». Среди «близких и дорогих» имен западных философов, с которыми он сравнивал буддийских мыслителей, было и имя Анри Бергсона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2010
В.В. Налимов, Георгий Гориневский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 217-231. 
Человек делает не то, раздражается, сердится по пустякам, ворчит и бесится в семье и на работе, но он живет внутренно совсем другой жизнью, и там в своих помыслах и чувствах он благороден, спокоен, милосерден и бескорыстен! В быту у него сплошные срывы, однако сознание и чувствования переросли этот быт и его самого в быту. Наследственность, воспитание, избалованность богатством и благосостоянием в раннем детстве, природные кармические черты воплотившейся монады еще не перестроены на новый лад, на новый путь, намеченный сознанием...
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-06-2010
В.В. Налимов Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 242-231. 
Публикуемый ниже материал представляет собой фрагмент книги воспоми­наний, над которой работает известный ученый и философ Василий Васильевич Налимов, со­здатель «вероятностной» модели сознания, автор книг «Вероятностная модель языка» (М., 1979), «Спонтанность сознания» (М., 1989) и других работ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Андрей Дмитриевич Майданский Логос. 2009.  № 1. С. 63-73. 
Категория идеального образует ось, вокруг которой все время вращалась мысль Э. В. Ильенкова. Идеальное и его феномены он считал единственным настоящим предметом философии. Философия — это наука об идеях и идеальном. Другого предмета у нее нет. Категорию идеального — в разных ее постасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в ее собственно логической форме — Ильенков и исследовал в течение всей своей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Эвальд Васильевич Ильенков Логос. 2009.  № 1. С. 6-62. 
"Диалектика идеального" написана Эвальдом Васильевичем Ильенковым в середине 70-х годов. Предлагаемая читателю "Логоса" исходная версия работы ранее не публиковалась. Машинописная копия сохранилась в архиве А. А. Сорокина, которому ее передал сам Ильенков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Сергей Николаевич Мареев Логос. 2009.  № 1. С. 94-111. 
Ильенков никогда не употреблял выражение "философия науки". В те времена оно у нас было не в ходу. Мы чаще употребляли выражение "методология науки". Но это в определенном смысле одно и то же. Во всяком случае, Джон Милль в своей книге о Конте и позитивизме писал так: "Философия науки состоит из двух главных частей: из методовисследования и условий доказательства".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Елена Валентиновна Мареева Логос. 2009.  № 1. С. 163-174. 
В наиболее развернутом виде критика позитивизма представлена в последней книге Э. В. Ильенкова . Речь в ней о противостоянии В. И. Ленина второму позитивизму. Современник Ильенкова постпозитивист К. Р. Поппер начинал с критики представителей третьего — логического — позитивизма. В статье "Разум или революция?»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2010
Руслан Заурбекович Хестанов Логос. 1999.  № 4. С. 35-47. 
В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть некоторые общие риторические модели, на основе которых русское националистическое, почвенническое направление XIX века разворачивало свои интерпретативные практики. При этом будет показано, что инструментами убеждения могли служить не только концептуальные и метафорические составляющие их языка, но и определенным образом организованная композиция текста — повествовательная структура. Дабы выявить вариативные риторические возможности почвенников, мы выбрали один объект их интерпретативных упражнений — А. И. Герцена. Oн будет играть своего рода роль черной дыры, о контурах которой можно только догадываться судя по расположению гравитационных полей вокруг так называемого “горизонта события”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Андрей Дмитриевич Майданский Логос. 2009.  № 1. С. 175-183. 
"Начнем с конца", как советовал Маркс, повествуя о "разложении рикардианской школы". Только наша повесть — о разложении школы ильенковской, она же и есть школа самого Маркса, марксизм в собственном соку. Рикардианской школе наступил конец, когда было утрачено понятие труда как субстанции стоимости. Некоторые ученики Ильенкова пошли дальше: заодно с понятием труда теряли понятия мышления и идеального.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Алексей Песков Отечественные записки. 2004.  № 5.
Катастрофа 1917 года принудила Бердяева перекодировать наряду с собственной историософской парадигмой всю схему русской историософии — в соответствии с изменившимися историческими перспективами: «новым словом» России оказался коммунизм[48]. Поэтому в своей послереволюционной историософии Бердяев предельно расширил диапазон русской религиозности: антагонист христианства — советский коммунизм — оказался субстанциально однороден православной вере русского народа — основой его Бердяев определил все ту же мессианскую идею. Без этой идеи рушилось бы все здание русской историософии как явления русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-07-2013
Мария Игоревна Козлова Диалог со временем. 2008.  Т. 1. № 25. С. 139-149. 
Виднейший представитель российской элиты екатерининского времени князь М. М. Щербатов (1733–1790) выдвинул собственный проект ограничения российского самодержавия в духе аристократической соборности. Но рефлексия Щербатова по поводу трансформирующейся действительности не встретила сочувствия у современников. Проблема интеллектуального одиночества, обострившаяся незадолго до его преждевременной кончины, была актуальной для Щербатова на протяжении всей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Павел Владимирович Павлов Логос. 2009.  № 1. С. 151-162. 
С середины ХХ века в западной философии доминировали две резко контрастирующие друг с другом исследовательские стратегии: постпозитивистская "философия науки", ориентирующаяся на методы естественных наук, и философская герменевтика, которая равнялась преимущественно на методологию гуманитарных наук ("наук о духе"). Мы предлагаем взглянуть на их противостояние под углом зрения диалектико-логических идей Э. В. Ильенкова. Такого рода взгляд позволяет критически осмыслить трудности, с которыми столкнулась западная философия, и высветить реальную силу и действенность классической философской методологии, которую развивал Ильенков.
ресурс содержит прикрепленный файл