Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 19

Опубликовано на портале: 09-02-2010
Сергей Петрович Поцелуев Логос. 2006.  № 6. С. 21-67. 
Обыденный смысл «абсурда» и «бессмыслицы», скорее, склоняют мысль к их отождествлению с чем-то ложным. Однако если задаться специальной целью и систематически исследовать синонимическое поле бессмыслицы, то обнаружится, что если бессмыслица и ложь, то какая-то очень странная ложь. Причем настолько странная, что вполне могла бы сойти и за странную истину. Логическая наука тоже протестует против простого отождествления бессмысленного с ложным. Задачей настоящей статьи является как раз попытка сопоставить трактовки речевых бессмыслиц, развиваемые из перспективы разных дисциплин, а именно, логики, феноменологии и лингвистики. Мы ставим перед собой скромную задачу экспозиции ряда идей, не вдаваясь в их подробный сравнительный анализ. Однако даже такой опыт может оказаться полезным для специального исследования речевых бессмыслиц.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Екатерина Вострикова Логос. 2009.  № 2. С. 54-66. 
Предметом обсуждения данной статьи будут некоторые аспекты вопроса о природе знания и обоснования убеждений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Григорий Константинович Ольховиков Логос. 2009.  № 2. С. 44-53. 
Широко известная работа Э. Геттиера «Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?» посвящена критике нескольких весьма схожих определений знания. Авторы этих определений, упоминаемые Геттиером: А. Айер и Р. Чизольм — принадлежат к так называемой аналитической философии. Неудивительно, что знать значение некоторого термина для них, в соответствии с фрегеанской традицией, означает то же, что знать истинностные условия всевозможных высказываний, содержащих этот термин. Хотя цитируемые Геттиером формулировки этого определения несколько различны по своей словесной форме, и без особых комментариев можно догадаться, что, по сути, они имеют один и тот же смысл.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 2. С. 96-121. 
В настоящей статье рассматриваются некоторые философские вопросы, непосредственно связанные с понятием истинностного значения и проясняется важность этого понятия для современной логики и философии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Вопросы философии. 2009.  № 4. С. 168-175. 
В нижеследующем речь пойдет о некоторых итогах, или о заключительной стадии, так называемого «лингвистического поворота», произошедшего в первой трети прошлого века в аналитической философии и феноменологии. Мы схематично изложим свое понимание истоков и последствий феноменологической версии «лингвистического поворота». Главный вопрос, который станет предметом нашего обсуждения, звучит следующим образом: остается ли выражение «лингвистический поворо», изобретенное Густавом Бергманом и введенное в оборот Ричардом Рорти, актуальным и по сей день? Не следует ли, скорее, признать, что сегодня оно в меньшей степени, чем когда-либо отражаетактуальное положение дел в современных философских исследованиях?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Алексей Зиновьевич Черняк Логос. 2009.  № 2. С. 151-173. 
В этой статье будет рассмотрена проблема зависимости моральных значений человеческих действий от удачи. Если результат действия имеет положительное моральное значение и достигнут благодаря удаче, оправданно ли говорить, что это моральная удача субъекта действия? Распространенная точка зрения, инспирированная философией морали Нового времени, состоит в том, что моральные значения действий не зависят от удач и неудач. Ведь приписывать удаче реальное влияние на моральную сторону действий можно, только если результат действия или какое-то его последствие не просто не имели бы места без вмешательства удачно сложившихся обстоятельств, но имели бы без этого вмешательства другое моральное значение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2010
Лолита Макеева Логос. 2009.  № 2. С. 24-36. 
Конечно, если ход наших рассуждений правилен, то мы показали лишь то, что тезис о недоопределенности теорий эмпирическими данными не может служить аргументом против научного реализма, но отнюдь не обосновали сам научный реализм. Однако вопрос в том, будет ли научный реализм нуждаться в обосновании после того, как поводы для сомнений в нем будут устранены.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2010
Карл Поппер Логос. 2009.  № 4-5. С. 54-105. 
Данный текст является переводом фрагментов автобиографии «Karl Popper. Unended Quest» (по изданию Routledge Classics, , London and New York), впервые опубликованной как «Autobiography by Karl Popper» в сборнике The Philosophy of Karl Popper, The Library of Living Philosopher, La Salle, IL, .
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-05-2010
Александр Феодосиевич Грязнов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 67-69. 
Вот уже три десятилетия имя Джона Сёрля известно философскому миру. Сёрль родился в 1932 г. в г.Денвер (штат Колорадо), высшее обра­зование получил в университетах Висконсина и Оксфорда. С 1959 года он является профессором философии Калифорнийского университета в г.Бер­кли. Известность американскому философу принесла его первая книга «Ре­чевые акты» (1969), за которой последовали «Выражение и значение» (1979) и «Интенциональность» (1983). Русскому читателю лишь недавно стали доступны небольшие публикации Сёрля, посвященные специальным проблемам философии языка1. Так что «Сознание, мозг и наука» - первая книга американского автора, которая публикуется в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Евгений Евгеньевич Ледников Логос. 2009.  № 2. С. 37-43. 
Одной из заслуг аналитической философии в середине прошлого века стало то, что она показала, как можно рассуждения философов об онтологической проблематике облечь в достаточно строгую форму. Увы, отечественные онтологи либо не знают этих достижений аналитической философии, либо их не понимают и потому сознательно игнорируют. Но в наше время философ, рассуждающий об устройстве мира исходя из абстрактных философских принципов выглядит достаточно карикатурно. О каком «бытии» сможет говорить философ, если он не будет ссылаться на достижения физики, космологии, биологии и других специальных наук? Поэтому онтологическая проблематика, если она еще имеет право на существование — не поиски «сущего», «субстанции» и ее «акциденций», а проблематика того, как установить, какую информацию об окружающем мире несут современные теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Василий Юрьевич Кузнецов Логос. 2009.  № 2. С. 136-150. 
Каким образом присутствующий текст мог бы указывать сам на себя или, точнее, обозначать свое собственное присутствие? А каким образом он мог бы попытаться скрыть это? Если текстуру текста (этимологически оправданно) уподобить полотну картины, то полная прозрачность (до невидимости) означающего (подобно экрану или окну) прямо доставляла бы означаемое — ситуация, практически недостижимая: посредством языка ничего невозможно представить непосредственно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Вестник ТГПУ. 2007.  № 11. С. 5-10. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Наталья Владимировна Кудрявцева Логос. 2009.  № 2. С. 174-189. 
Когда мы говорим о справедливости как об одной из четырех главных добродетелей классической моральной философии, мы обычно подразумеваем некоторое свойство индивидов, даже если предполагаем, что истолкованная таким образом справедливость имеет непосредственное отношение к социальной справедливости. Вполне можно согласиться с тем, что индивидуализированная справедливость находит выражение в ряде универсальных принципов, которыми индивиды руководствуются в своих суждениях о том, что является правильным, а что нет. Сложнее дело обстоит с определением социальной справедливости, которой, несмотря на множество посвященных ей книг и трактатов, все еще позволяется витать в воздухе так, будто распознать ее в случае появления под силу абсолютно всем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Петр Сергеевич Куслий Логос. 2009.  № 2. С. 67-83. 
В философии языка принято выделять имена как отдельный класс терминов, имеющих специфические отличия от всех остальных языковых единиц. Имена, как и многие другие термины, указывают на объекты. Однако, в отличие от других терминов, имена связаны с объектами особым образом. Можно признать, что важная отличительная особенность имен заключается в том, что они являются своего рода ярлыками, указывающими на объекты. Сами по себе они не имеют никакого детерминированного значения. И именно в этом заключается их особенность как указывающих терминов языка, и, видимо, именно поэтому имена, как правило, не входят в толковые словари, а приводятся в отдельных справочниках.  
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-05-2010
Ювал Нееман Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 4. С. 70-90. 
Тезисы данного доклада представляют собой синтез трех направ­лении, разработкой которых автор занимался с 1977 г. в контексте изу­чения эволюции и роли случайного элемента в научных исследова­ниях. В третьем разделе изложен подход, предложенный автором совместно с А.Канторовичем в 1989 г. [13], к оценке вклада стохастических элементов в развитие науки. Седьмой раздел затрагивает вопросы, относя­щиеся к общей теории эволюции (еще не опубликованной).
ресурс содержит прикрепленный файл