Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 11

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
В статье излагаются режимы и условия  учебного диалога объяснительного типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Особое значение проблематика  вопросно-ответных структур  приобретает в развитии научных  направлений XX-го века. Это связано,  прежде всего, с решением задач по  созданию систем искусственного  интеллекта, разработкой  искусственных языков и определением  их функций в познании, с анализом  сущности языкового механизма  коммуникации между людьми,  разработкой диалоговых систем типа  <человека - ЭВМ> и такого нового  направления в логико-лингвистическом  исследовании мыслительных процессов  и познавательных операций как  иллокутивная логика. Необходимость  решения этих и некоторых других  проблем определило задачи исследования логической структуры  вопроса, вопросно-ответных структур  диалога, выявления методологических  принципов построения и классификации  вопросов, семантических,  синтаксических и прагматических  характеристик вопросно-ответных  структур и самой эротетической  логики, а также раскрытия их логико-гносеологической природы как особой познавательной формы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Для чего мы задаем вопросы? Казалось  бы, ответ весьма прост - для того,  чтобы получать ответы. Но если ответы  нам нужны только ради самих ответов,  то вряд ли вопросы играли бы в нашей  жизни большое значение. Вопрос  оказывается необходимым средством  научного познания лишь в том случае,  когда он ставится для того, чтобы в  результате получения правильного  ответа на него познающий субъект мог  эффективно использовать полученное в  ответе новое, ранее не известное  знание в своей теоретической или  предметно-практической деятельности  для достижения поставленных целей.  Научные вопросы мы ставим для получения нового научного знания, а  само научное знание определяется как  преимущественно истинное знание, в  котором могут быть реализованы все  три главные познавательные его  функции: описательная,  объяснительная и предсказательная  (прогностическая). Поэтому еще одной  отличительной чертой научных  вопросов, помимо уже упомянутого  свойства продуктивности, является  возможность получать с их помощью в  качестве ответов научные описания,  объяснения и прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Полученная классификация научных  вопросов не только исчерпывает все их  возможные типы, но и, что весьма важно  в контексте трактовки вопроса как  средства научного познания и поиска  истины, преодолевает многие  недостатки всех исторически  предшествующих классификаций. Она  лишний раз свидетельствует о том, что  подход к решению проблемы  классификации вопросов должен быть  комплексным, учитывающим как чисто логические, так и гносеологические и  лингвистические особенности  использования этой формы языка в  качестве познавательного средства на  различных уровнях теоретической  деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Демонстрация образования темы и ремы - базовых элементов любого научного  вопроса - на основе указанных  структур научного знания  свидетельствует о том, что процесс  оптимизации их классификации мог бы  быть продолжен при условии уточнения  смысла так называемых открытых,  выборочно-альтернативных и  альтернативных вопросов.  Действительно, в какой бы из  указанных форм мы не формулировали  вопрос, мы ставим всегда одну и ту же  цель - обнаружить в ответе  позитивный вид ремы вопроса. В этом  отношении все вопросы даже разного  гносеологического типа оказываются  одинаковыми. Что вполне позволяет нам  сам способ информационного  ограничения перенести с вопросов на  ответы и классифицировать именно их  как ограниченный или неограниченный  способы представления запрашиваемой  информации в открытой форме, в форме  выборочно-альтернативной или в  альтернативной форме. Реализация  подобного предложения имела бы своим  следствием лишь одну, а именно  открытую форму научного вопроса соответствующего гносеологического  типа, которой бы сопоставлялись три  формы представления информации  ответов. Указанные замечания следует  рассматривать как повод для  дискуссии по проблемам эротетической  логики в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Борис Иванович Федоров
В работах по проблемам логики вопросов и ответов (эротетической логики) постоянно указывается на необходимость содержательно-смысловой взаимозависимости вопроса и ответа. Правильно отмечается, что в большинстве случаев на практике вопрос содержит частично информацию ответа или существенным образом определяет ее нахождение. Поэтому нередко говорят, что «хорошо поставленный вопрос – это уже половина ответа». Но при этом не раскрывается собственно логический механизм, обусловливающий необходимость этой взаимосвязи. На наш взгляд, в чисто логическом плане вопрос всегда оказывается «носителем» логического рода (рема вопроса), конкретный логический вид которого представлен в ответе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Для выражения вопросов и ответов  описательного типа нет необходимости  моделировать бесконечный список  вопросных слов и их аналогов.  Достаточно лишь рассматривать  описательный вопрос как описательный  ответ (формулу) с переменной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Главным объектом теоретического  анализа в эротетической логике  являются различного рода вопросно-ответные структуры, поэтому проблема классификации вопросов приобретает  здесь особую важность. Со времени  появления в начале 20-го века первых  работ по эротетической логике  проблема классификации вопросов или  выявление типовых их групп остается  еще до конца нерешенной. В данной  статье предлагается вариант классификации вопросов, основанный на совокупном использовании  лингвистических, логических и  гносеологических средств в понимании существа обсуждаемой проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Необходимо внести  уточнения в понимание вопроса при  различных способах его  формулирования. Будем считать вопрос  продуктивно сформулированным или  продуктивным тогда и только тогда,  когда информация самого вопроса  является необходимой и достаточной  для однозначного определения  направления и границ области поиска  релевантного ответа. В противном  случае будем считать вопрос  непродуктивным. Отсюда легко  заключить, что в продуктивном вопросе его рема и тема всегда должны быть  выражены явным образом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Рассмотрим ряд содержательных  требований, которые предъявляются к  любым вопросно-ответным структурам и  должны учитываться при построении их  формальных аналогов, а также при  формализации самой эротетической  логики. К числу этих требований  относятся, прежде всего, самые  элементарные: требование ясности и  требование точности (определенности)  информации вопросов и ответов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2010
Борис Иванович Федоров
Фактуальным или описательным типом  вопросов и ответов не исчерпывается  полностью проблематика вопросно-ответных отношений, поскольку наряду  с указанным типом в научном познании  существуют еще и объяснительные, а  также предсказательные, то есть  концептуальные вопросно-ответные  структуры, для которых фактуальные  высказывания являются необходимыми,  составляющими их атомарными  элементами. Вопросно-ответные  отношения описательного типа  базируются и формируются, как  отмечалось, на отдельных фактуальных  высказываниях. Вопрос здесь выступает в виде неполного  высказывания, а ответ в виде полного  (законченного) осмысленного  высказывания.
ресурс содержит прикрепленный файл