Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 11

Опубликовано на портале: 14-07-2010
А.В. Дьяков Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 61-68. 
Статья представляет собой опыт компаративного сравнения философских концепций Ф. Ницше и М. Фуко. Автор анализирует такие определяющие концепты, как «воля к власти», «воля к истине», «забота о себе», показывая функционирование ницшеанских идей в этической философии Фуко. Особое внимание уделяется трансформации «генеалогии морали» в методологию генеалогического исследования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-05-2010
Александр Николаевич Поддьяков Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007.  № 3.
В статье доказывается, что в традиционном понятии альтруизма не дифференцированы представления о двух сущностно различающихся типах неэгоистических установок и поведения. Один тип предполагает общую гуманистическую установку помогать другим без специальной дифференциации этих других. Второй тип предполагает, что субъект, игнорируя собственные интересы, помогает другому, но особым образом - нанося ущерб его соперникам. Для обозначения такой установки и поведения предлагается понятие "альтернативный альтруизм", или "альтер-альтруизм". Представлена классификация различных человеческих деятельностей в трехмерном пространстве "содействие - противодействие - исполнение/рефлексия". Описаны проявления альтер-альтруизма по отношению к "чужим" и "своим". Обсуждаются нравственные дилеммы альтер-альтруистической деятельности и ставятся задачи будущих исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Алексей Федорович Лосев Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 232-251. 
Прежде всего, этот курс стремится быть на высоте современного состояния науки как в смысле учета всей главнейшей литературы предмета, так и в смысле охвата его по содержанию. Часто изложение предмета переходит даже в самостоятельное исследование с неизбежной детализацией и филологическими изысканиями, которым, по мнению большинства, не место в общем курсе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2010
Борис Гурьевич Капустин Логос. 2008.  № 5. С. 122-143. 
Развернувшаяся в отечественных философских кругах дискуссия об эссе Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия» представляется мне чрезвычайно полезной. Помимо интереса с точки зрения собственно кантоведения она примечательна острой постановкой ключевых вопросов теоретической этики, а также тех проблем ее взаимодействия с социально-политическим знанием, которые по сути определяют развитие таких перспективных направлений этической мысли, как «общественная мораль» и «прикладная этика».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-05-2010
Александр Николаевич Поддьяков Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010.  № 1(9).
Анализируется полемика по поводу эссе Канта "О мнимом праве лгать из человеколюбия", в котором он обосновывает мысль: если злоумышленник требует от человека ответа, где спрятался его друг, чтобы этого друга убить, мораль велит сказать злоумышленнику правду. В статье доказывается: хотя сторонники этой кантовской позиции считаются абсолютистами, а ее оппоненты - релятивистами, сами кантианцы с необходимостью осуществляют мощную и масштабную релятивизацию максимы правдивости и часто занимают более конформисткую позицию по отношению к обману, чем оппоненты Канта - "релятивисты". Вводятся парадоксы "Драгоценный друг" и "Обобщенное следствие Канта для множества друзей", характеризующие непоследовательность и противоречивость позиции сторонников Канта. Противостояние "абсолютистов" и "релятивистов" интерпретируется как полемика сторонников редукционистского и холистического (целостного) методологических подходов, с пониманием того, что методологическое противостояние здесь многократно усиливается противостоянием нравственных ценностей.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2014
Максим Александрович Корытцев TERRA ECONOMICUS. 2014.  Т. 12. № 1. С. 80-83. 
Настоящим введением представляем на суд нашего читателя перевод статьи немецкого философа и экономиста Петера Козловски. Разрешение на ее публикацию было получено редакцией в 2012 г., незадолго до неожиданной скоропостижной кончины автора. В России, наверное, как и в мире в целом, Петер Козловски известен как специалист, развивавший теорию так называемой «этической экономии», проводивший исследования в области теории этического поведения в современной экономике. Делал он это, опираясь на солидный теоретико-методологический багаж прежде всего европейской теоретической мысли. Представляемая здесь работа, опубликованная в сборнике «Contemporary Economic Ethics and Business Ethics» (Koslowski, 2000), где он выступил также в качестве редактора, может быть отнесена к одной из его позднейших работ, по сравнению, по крайней мере, с его трудами по этической экономии, которые издавались в Европе в 80-е и в России, соответственно, в 90-е гг. прошлого столетия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Алексей Зиновьевич Черняк Логос. 2009.  № 2. С. 151-173. 
В этой статье будет рассмотрена проблема зависимости моральных значений человеческих действий от удачи. Если результат действия имеет положительное моральное значение и достигнут благодаря удаче, оправданно ли говорить, что это моральная удача субъекта действия? Распространенная точка зрения, инспирированная философией морали Нового времени, состоит в том, что моральные значения действий не зависят от удач и неудач. Ведь приписывать удаче реальное влияние на моральную сторону действий можно, только если результат действия или какое-то его последствие не просто не имели бы места без вмешательства удачно сложившихся обстоятельств, но имели бы без этого вмешательства другое моральное значение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-06-2010
Михай Вайда Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 254-258. 
Элита общества — это группа людей, стоящая на верхней сту­пени иерархии, способная создавать образцы потребностей и пове­дения. Как писал Иштван Бибо в своем очерке «Элита и социаль­ная чувствительность» (1942), «основная роль элиты — давать об­разцы, примеры того, как жить, как нравственно вести себя в че­ловеческих ситуациях, как углублять, возвышать и обогащать человеческие потребности, т.е. творить культуру» (Istvan Bibo. Selected works, v. I, p. 226).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Илья Анатольевич Раскин Логос. 2009.  № 1. С. 74-80. 
Теория идеального — это теория образа, так как идеальное — это всегда, так или иначе, образ. То или иное понимание художественного образа выражает общее понимание.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2010
Александр Львович Доброхотов
Пожалуй, теперь уже, на основе накопленного опыта прочтения и интерпретации, можно причислить творение В.И. Иванова «Человек» к главным книгам XX века: на это дает право благодатно достигнутое поэтом соединение предельной жизненной значимости, метафизической глубины и невероятной формальной изощренности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-11-2013
Игорь Владиславович Тимошенков Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 3. С. 102-113. 
Отношение к этическим проблемам ведения бизнеса определяется спецификой существующих в обществе экономических институтов. В свою очередь, господствующие в обществе модели поведения людей оказывают обратное воздействие на состояние всей системы институтов. Настроенность акторов следовать требованиям институтов, игнорировать эти требования или саботировать их обусловливает разные этические модели поведения акторов. Низкая эффективность действующих в обществе институтов обусловливает высокую степень избирательности акторов в отношении к обязательности соблюдения требований институтов и создает объективную основу укорененности телеологического подхода акторов к оценке институциональных ограничений в ситуациях морального выбора - допустимость или неприемлемость выбора конкретных средств для решения проблем определяется не оценкой самих этих средств (с точки зрения их легитимности или этичности использования), а оценкой того, насколько желательными или приемлемыми будут последствия применения этих средств.
ресурс содержит прикрепленный файл