Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 40

Опубликовано на портале: 05-08-2010
Борис Викторович Куприянов Пушкин. 2009.  № 1. С. 180-182. 
Рецензия на книги Цуциева А. “Атлас этнополитической истории Кавказа (1774–2004)”; Арендт Х. “Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме”; “Отрицание отрицания, или Битва под Аушвицем: Дебаты о демографии и геополитике Холокоста”; Бакунина М. А. “Интернационал, Маркс и евреи”; Белого А. “Петербург”; Харрисона Л. “Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике”; “«Доски судьбы» Велимира Хлебникова: Текст и контексты”; Демпси Э. “Стили, Школы, Направления. Путеводитель по современному искусству”; Кирикова Б. М., Штиглица М. С. “Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2010
Алексей Песков Отечественные записки. 2004.  № 5.
Катастрофа 1917 года принудила Бердяева перекодировать наряду с собственной историософской парадигмой всю схему русской историософии — в соответствии с изменившимися историческими перспективами: «новым словом» России оказался коммунизм[48]. Поэтому в своей послереволюционной историософии Бердяев предельно расширил диапазон русской религиозности: антагонист христианства — советский коммунизм — оказался субстанциально однороден православной вере русского народа — основой его Бердяев определил все ту же мессианскую идею. Без этой идеи рушилось бы все здание русской историософии как явления русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-07-2013
Мария Игоревна Козлова Диалог со временем. 2008.  Т. 1. № 25. С. 139-149. 
Виднейший представитель российской элиты екатерининского времени князь М. М. Щербатов (1733–1790) выдвинул собственный проект ограничения российского самодержавия в духе аристократической соборности. Но рефлексия Щербатова по поводу трансформирующейся действительности не встретила сочувствия у современников. Проблема интеллектуального одиночества, обострившаяся незадолго до его преждевременной кончины, была актуальной для Щербатова на протяжении всей жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-07-2010
Павел Владимирович Павлов Логос. 2009.  № 1. С. 151-162. 
С середины ХХ века в западной философии доминировали две резко контрастирующие друг с другом исследовательские стратегии: постпозитивистская "философия науки", ориентирующаяся на методы естественных наук, и философская герменевтика, которая равнялась преимущественно на методологию гуманитарных наук ("наук о духе"). Мы предлагаем взглянуть на их противостояние под углом зрения диалектико-логических идей Э. В. Ильенкова. Такого рода взгляд позволяет критически осмыслить трудности, с которыми столкнулась западная философия, и высветить реальную силу и действенность классической философской методологии, которую развивал Ильенков.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Петр Борисович Шалимов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 268-272. 
В последнее время нередки републикации работ представителей русского философского зарубежья. К сожалению, качество большинства этих переизданий несоразмерно их количеству, о чем уже говорилось как в отечественных, так и в зарубежных рецензиях. Не является исключением и книга Н. О. Лосского «История русской философии», история издания которой отражает и день нынешний, и день минувший.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 258. 
Выпускаемое четырехтомное практически полное собрание сочинений Н.Ф.Федорова (1829-1903), русского религиозного философа, основоположника активно-эволюционной, активно-христианской мысли является первым научным изданием его трудов и осуществляется на основе издания 1906-1913 гг., прижизненных публикаций статей мыслителя в русской периодике, а также неопубликованных материалов к III тому «Философии общего дела».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2010
В.В. Налимов Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 194-216. 
В России развитие мистического анархизма или, как еще иногда говорили, мистического акратизма, связано прежде всего с именем профессора Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926) [1], [2]. В 1917 г. он вернулся в Россию после многолетней вынужденной эмиграции (в Париже). Известный американский историк анархизма Аврич [3] называет Карелина советским анархистом, поскольку он в течение ряда лет возглавлял небольшую группу анархистов ВЦИКа. Это была «группа наблюдателей» в верховном органе власти. Задачей группы была гуманизация всего происходящего, борьба против смертной казни и террора вообще.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2011
Леонид Владимирович Поляков Полития. 2009.  № 1. С. 78-91. 
50 лет назад И.Берлин опубликовал свое знаменитое эссе о двух пониманиях свободы. С тех пор разделение свободы на «негативную» («свободу от…») и «позитивную» («свободу для…») превратилось почти в канон или даже трюизм политико-философского дискурса, и, как всегда бывает с самоочевидными истинами, как раз очевидное в нем не просто перестало восприниматься как истинное, но перестало восприниматься вообще. Размышляя над причинами, побудившими Берлина ввести и тщательно отрефлексировать дуалистическое понимание такой ключевой категории, как «свобода», Л.Поляков обращается к истокам бе?рлинского анализа, обнаруживая в них, помимо Т.Гоббса и других классиков новоевропейской философии, И.Бакунина и А.Герцена, думавших и рассуждавших в иной парадигме, а именно в парадигме «русской ментальности» как культурно детерминированного способа мыслить «немыслимое».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Новое литературное обозрение. 2008.  № 91. С. 64–83. 
Одним из весьма спорных вопросов в философских и политических дискуссиях современности об универсальном значении прав человека и принципа человеческого достоинства является вопрос о сравнимости представлений о личности в разных культурно-исторических ареалах. В этой связи представляет особый интерес факт столкновения и даже конфликта западноевропейской и русской перспектив в интерпретации того, какой смысл и статус имеет это представление в истории русской культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2010
Евгений Рашковский Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 194-203. 
Конференция на тему «Русская религиозная мысль» происходила 4-6 июня 1993 г. в Мэдисоне, штат Висконсин. Конференция финансировалась Федеральным бюро поощрения гуманитарных знаний (National Endowment for Humanities) и Kemper К. Knapp Bequest'oм (Висконсинский университет); спонсором конференции выступил Висконсинский университет, а ее научными координаторами —историки русской литературы, философии и общественной мысли Ричард Густафсон (Gustafson, Барнард Колледж при Колумбийском университете) и Джудит Дойч Корнблатт (Kornblatt, Факультет славянских языков Висконсинского университета). В конференции участвовали прежде всего ученые из различных университетов и исследовательских центров США, ученые из русского Зарубежья, двое ученых из России (С.Г. Семенова и пишущий эти строки).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2010
Николай Онуфриевич Лосский Путь. Международный философский журнал. 1993.  № 3. С. 273-278. 
Признавая определенные недостатки методологических позиций Лосского как историка философии, надо иметь в виду, что, с одной стороны, задача книги состояла в том, чтобы «изложить и подвергнуть критике христианское миропонимание современных русских философов», а с другой — показать и доказать существование русской национальной чисто философской традиции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2010
Сергей Александрович Волков Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 160-182. 
Флоренский никогда не принадлежал никакой партии и, по-видимому, не интересовался политикой и не любил ее. Попросту говоря, он был человеком консервативного склада мысли, видя в противоположном направлении элементы Хаоса, которым считал себя обязанным противостоять во имя Логоса. В 1923 году известный «обновленец» протоиерей А.И. Введенский писал, что «перед самой революцией о. Флоренский поместил на страницах одной из правых московских газет статью, где требовал догматического признания органической связи православия и самодержавия... Полное слияние божеского и человеческого, низведение небесного царя на землю и возведение земного царя на небесный трон. Такого апофеоза не знала, не смела знать Византия. Требование о. Флоренского прозвучало уже тогда, когда даже нечуткое ухо определенно слышало подземные раскаты приближающейся революции».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-06-2010
Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1 (2). С. 263-311. 
Дружба Семена Людвиговича Франка (1877-1950) и Петра Бернгардовича Струве (1870-1944) — свидетельство прекрасных человече­ских качеств, отличавших многих деятелей русского религиозно-философского возрождения начала XXека. Написанная С.Л. Франком «Биография П.Б Струве» - не просто дань памяти друга, а полноценные мемуары философа, подводящего итоги своей жизни. Сорокашестилетнее общественное, философское и духовное сотрудничество Франка и Струве, созвучность и соотнесенность их поисков, а иной раз и глубокое расхождение все это до сих пор остается неисчер­панной темой научного исследования и предметом осмысления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2010
Вячеслав Михайлович Артемов Путь. Международный философский журнал. 1994.  № 5. С. 204-211. 
В декабре 1992 г. в Москве, Дмитрове и Санкт-Петербурге состоялась международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина. Она была организована Комиссией по научному наследию П.А.Кропоткина, Международным Фондом истории науки, Российским Географическим обществом, Российским гуманитарным университетом и Дмитровским историко-художественным музеем. П.А. Кропоткина помнят и изучают во многих странах мира. В адрес конференции поступили многочисленные приветствия и обращения: от духоборов из Канады1, от Международной ассоциации трудящихся (Германия), Центральной организации шведских рабочих и др. В самой конференции участвовали ученые США и Японии, Великобритании и Нидерландов, Югославии и Израиля, Италии и Польши, Украины и Казахстана.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2010
Анатолий Яковлев Путь. Международный философский журнал. 1992.  № 1. С. 3-8. 
Когда действительность, социальная и повседневная, не остав­ляет человеку никакой надежды на обретение опоры, когда вещи, люди и символы теряют определенность, становятся зыбкими и как бы неподлинными, - именно тогда мышление обращается к иным мерам, а время обретает иной масштаб: теперь значимы нe дни и недели, не месяцы и годы, и даже не десятилетия; человеческое я стремится найти прибежище, избавляясь от погруженности в дей­ствительность, мысля более универсальными категориями. Это не означает, что путь всегда определен обстоятельствами. История да­ет примеры — пусть не столь многочисленные — полностью само­стоятельного движения к иному видению времени и человеческого я.
ресурс содержит прикрепленный файл