Статьи
Всего статей в данном разделе : 17
Опубликовано на портале: 21-12-2009
Татьяна Щитцова
Топос.
2008.
№ 1.
С. 78-97.


Опубликовано на портале: 19-12-2009
Татьяна Литвин
Топос.
2009.
№ 1.
С. 5-12.
В рамках данной статьи из всего спектра проблем автор акцентирует две, концентрирующие как гносеологическое, так и этическое значение темы статьи, а именно теорию памяти и представление о внутреннем слове. Феноменологическое прочтение теории времени посредством этих двух явлений позволяет, на мой взгляд, ясно очертить практический смысл темпоральности в работе сознания. Темпоральность является тем связующим звеном, которое соединяет созерцание и действие как различные способы осознанности. Созерцающий субъект есть субъект действующий. Отношение ко времени лежит в основе практики самопознания, реализуя энергию внутреннего историзма субъекта.


Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев
Топос.
2009.
№ 2-3.
С. 74-86.
Какова роль феноменологии сознания вообще и теории значения Гуссерля в частности в рамках некоторых тенденций развития современного философствования? Другими словами, может ли теория значения Гуссерля быть актуальной в контексте нынешней, на наш взгляд, финальной стадии развития проблематики языка от философской семантики к языковой прагматике?


Опубликовано на портале: 02-11-2010
А.В. Дьяков
Журнал современной зарубежной философии "Хора".
2008.
№ 3.
С. 14-20.
В статье предпринимается сравнительный анализ феноменологических концепций Жака Лакана и Мориса Мерло-Понти. Автор показывает, каким образом предложенная Мерло-Понти концепция интенциональности тела трансформируется в мысли Лакана.


Опубликовано на портале: 02-11-2010
О.А. Власова
Журнал современной зарубежной философии "Хора".
2008.
№ 3.
С. 4-8.


Опубликовано на портале: 09-03-2010
Владимир Калиниченко
Логос.
1997.
№ 10.
С. 65-80.
Феноменология уже подвергалась “метакритике” — с позиции, которую условно можно назвать социологией знания или критикой идеологии. Задачи этой статьи значительно более скромны: я намерен выявить один смысловой пласт понятия интенциональности, который позволяет лучше уяснить роль этого понятия в анализе сознания. Слово “критика”, употребленное в заголовке, относится к некоторым суждениям относительно сознания, где используются феноменологические идеи и терминология — и в то же время которые остаются — как мне представляется — в статусе “игры терминов”, вне возможности опыта, собственно ради которого и затевалась феноменология самим создателем.


Корчеватель триадами [статья]
Опубликовано на портале: 02-08-2010
Алексей Валентинович Апполонов
Пушкин.
2009.
№ 1.
С. 123-126.
Рецензия на книгу И.Т. Касавина
"Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка".


Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев
Вопросы философии.
2009.
№ 4.
С. 168-175.
В нижеследующем речь пойдет о некоторых итогах, или о заключительной стадии, так называемого «лингвистического поворота», произошедшего в первой трети прошлого века в аналитической философии и феноменологии. Мы схематично изложим свое понимание истоков и последствий феноменологической
версии «лингвистического поворота». Главный вопрос, который станет предметом нашего обсуждения, звучит следующим образом: остается ли выражение «лингвистический поворо», изобретенное Густавом Бергманом и введенное в оборот Ричардом Рорти, актуальным и по сей день? Не следует ли, скорее, признать, что сегодня оно в меньшей степени, чем когда-либо отражаетактуальное положение дел в современных философских исследованиях?


Опубликовано на портале: 02-11-2010
О.А. Власова
Журнал современной зарубежной философии "Хора".
2008.
№ 3.
С. 21-30.
В статье осуществляется сравнительный анализ идей Л. Бинсвангера и М. Мерло-Понти. Основным сходством их идей автор называет так называемую позицию «между»: между Гуссерлем и Хайдеггером, между нормой и патологией. И Бинсвангера, и Мерло-Понти интересует дообъектная сфера, изначальный опыт человека. Исследуя его сущность, они вводят концепты дообъектного восприятия и экзистенциально-априорных структур, трансценденции и выражения.


Опубликовано на портале: 16-06-2010
Елена Вячеславовна Ознобкина
Путь. Международный философский журнал.
1993.
№ 3.
С. 279-280.
Разговор на проселочной дороге» — под таким названием появилась первая
книга работ Мартина Хайдеггера на русском языке. На обложке с тускло проступающими
контурами рисунка провинциального пейзажа почерком школьного каллиграфа выписано:
«Мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит
мыслить?»
... Что значит — мыслить на проселочной
дороге...
Но сначала — что значит издавать на проселочной
дороге?


Опубликовано на портале: 19-08-2010
Хьюберт Дрейфус
Журнал современной зарубежной философии "Хора".
2008.
№ 2.
С. 106-114.
Выступление в Гарварде 19 ноября 2006 года.


Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев
Вестник ТГПУ.
2007.
№ 11.
С. 5-10.


Опубликовано на портале: 02-11-2010
Л.Ю. Соколова
Журнал современной зарубежной философии "Хора".
2008.
№ 3.
С. 9-13.
Статья предлагает критический анализ феноменологической концепции М. Мерло-Понти. Автор прослеживает поэтапное развитие экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти, сопоставляя её с концепциями французских и германских феноменологов.


Опубликовано на портале: 19-08-2010
Виктор Игоревич Молчанов
Доклад на семинаре по философской антропологии
в Курском государственном университете (28 февраля2008 года)


Опубликовано на портале: 14-07-2010
О.А. Власова
Журнал современной зарубежной философии "Хора".
2007.
№ 1-2.
С. 78-86.
В статье рассматриваются отношения М. Хайдеггера с психиатрами В.Э. фон Гебзаттелем, Л. Бинсвангером, М. Боссом. Показано влияние их воззрений, работ и деятельности на жизнь и идеи Хайдеггера.

