Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 29

Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
В статье излагаются режимы и условия  учебного диалога объяснительного типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2010
Сергей Петрович Поцелуев Логос. 2006.  № 6. С. 21-67. 
Обыденный смысл «абсурда» и «бессмыслицы», скорее, склоняют мысль к их отождествлению с чем-то ложным. Однако если задаться специальной целью и систематически исследовать синонимическое поле бессмыслицы, то обнаружится, что если бессмыслица и ложь, то какая-то очень странная ложь. Причем настолько странная, что вполне могла бы сойти и за странную истину. Логическая наука тоже протестует против простого отождествления бессмысленного с ложным. Задачей настоящей статьи является как раз попытка сопоставить трактовки речевых бессмыслиц, развиваемые из перспективы разных дисциплин, а именно, логики, феноменологии и лингвистики. Мы ставим перед собой скромную задачу экспозиции ряда идей, не вдаваясь в их подробный сравнительный анализ. Однако даже такой опыт может оказаться полезным для специального исследования речевых бессмыслиц.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Особое значение проблематика  вопросно-ответных структур  приобретает в развитии научных  направлений XX-го века. Это связано,  прежде всего, с решением задач по  созданию систем искусственного  интеллекта, разработкой  искусственных языков и определением  их функций в познании, с анализом  сущности языкового механизма  коммуникации между людьми,  разработкой диалоговых систем типа  <человека - ЭВМ> и такого нового  направления в логико-лингвистическом  исследовании мыслительных процессов  и познавательных операций как  иллокутивная логика. Необходимость  решения этих и некоторых других  проблем определило задачи исследования логической структуры  вопроса, вопросно-ответных структур  диалога, выявления методологических  принципов построения и классификации  вопросов, семантических,  синтаксических и прагматических  характеристик вопросно-ответных  структур и самой эротетической  логики, а также раскрытия их логико-гносеологической природы как особой познавательной формы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Для чего мы задаем вопросы? Казалось  бы, ответ весьма прост - для того,  чтобы получать ответы. Но если ответы  нам нужны только ради самих ответов,  то вряд ли вопросы играли бы в нашей  жизни большое значение. Вопрос  оказывается необходимым средством  научного познания лишь в том случае,  когда он ставится для того, чтобы в  результате получения правильного  ответа на него познающий субъект мог  эффективно использовать полученное в  ответе новое, ранее не известное  знание в своей теоретической или  предметно-практической деятельности  для достижения поставленных целей.  Научные вопросы мы ставим для получения нового научного знания, а  само научное знание определяется как  преимущественно истинное знание, в  котором могут быть реализованы все  три главные познавательные его  функции: описательная,  объяснительная и предсказательная  (прогностическая). Поэтому еще одной  отличительной чертой научных  вопросов, помимо уже упомянутого  свойства продуктивности, является  возможность получать с их помощью в  качестве ответов научные описания,  объяснения и прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-07-2010
Б.В. Марков Журнал современной зарубежной философии "Хора". 2007.  № 1-2. С. 5-33. 
В статье рассматривается эволюция концепта «понимания» в философских системах Г.Г. Гадамера. М. Хайдеггера и Ж. Деррида. Автор акцентирует важность «понимания» для исследования проблемы коммуникации и анализа властных отношений, показывая трансформации философии в жоху господства масс-медиа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Топос. 2009.  № 2-3. С. 74-86. 
Какова роль феноменологии сознания вообще и теории значения Гуссерля в частности в рамках некоторых тенденций развития современного философствования? Другими словами, может ли теория значения Гуссерля быть актуальной в контексте нынешней, на наш взгляд, финальной стадии развития проблематики языка от философской семантики к языковой прагматике?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-11-2012
Елена Анатольевна Вишленкова, Людмила Васильевна Фомина Диалог со временем. 2010.  № 30. С. 141-156. 
Империя, которой более тридцати лет управляла императрица Екатерина II, была гетерогенным образованием. Интенсивное растяжение пространства включило в российское подданство разнообразные группы жителей. Некоторые из них имели общее историческое прошлое, некоторые говорили на одном «наречии», других объединял только род занятий или место проживания. В русском языке для всех них имелось размытое по семантике определение «народ».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Ярослав Владиславович Шрамко Логос. 2009.  № 2. С. 96-121. 
В настоящей статье рассматриваются некоторые философские вопросы, непосредственно связанные с понятием истинностного значения и проясняется важность этого понятия для современной логики и философии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-08-2010
Алексей Валентинович Апполонов Пушкин. 2009.  № 1. С. 123-126. 
Рецензия на книгу И.Т. Касавина "Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Очевидно, что при монологическом  общении обучающая информация  передается обучаемому всегда в  полном объёме, поскольку здесь  процесс её передачи проходит линейно  (без учета степени подготовленности  обучаемого) и фактически  неуправляемо. Напротив, диалогичная  форма общения за счёт наличия такого  мощного элемента управления как  обратная связь, позволяет обучающему  оперативно регулировать процесс  обучения в соответствии с ходом  усвоения материала. Здесь основным  инструментом, имеющимся в  распоряжении преподавателя,  выступает обучающий диалог, который  обеспечивает обратную связь путём  формулировки вопросов и анализа  ответов обучаемого. Если процесс  усвоения материала происходит  успешно, то нет необходимости тратить  время на рассмотрение известных  обучаемому положений, за счёт чего  достигается адаптивность в обучении.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Вопросы философии. 2009.  № 4. С. 168-175. 
В нижеследующем речь пойдет о некоторых итогах, или о заключительной стадии, так называемого «лингвистического поворота», произошедшего в первой трети прошлого века в аналитической философии и феноменологии. Мы схематично изложим свое понимание истоков и последствий феноменологической версии «лингвистического поворота». Главный вопрос, который станет предметом нашего обсуждения, звучит следующим образом: остается ли выражение «лингвистический поворо», изобретенное Густавом Бергманом и введенное в оборот Ричардом Рорти, актуальным и по сей день? Не следует ли, скорее, признать, что сегодня оно в меньшей степени, чем когда-либо отражаетактуальное положение дел в современных философских исследованиях?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Полученная классификация научных  вопросов не только исчерпывает все их  возможные типы, но и, что весьма важно  в контексте трактовки вопроса как  средства научного познания и поиска  истины, преодолевает многие  недостатки всех исторически  предшествующих классификаций. Она  лишний раз свидетельствует о том, что  подход к решению проблемы  классификации вопросов должен быть  комплексным, учитывающим как чисто логические, так и гносеологические и  лингвистические особенности  использования этой формы языка в  качестве познавательного средства на  различных уровнях теоретической  деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-11-2010
Борис Иванович Федоров
Демонстрация образования темы и ремы - базовых элементов любого научного  вопроса - на основе указанных  структур научного знания  свидетельствует о том, что процесс  оптимизации их классификации мог бы  быть продолжен при условии уточнения  смысла так называемых открытых,  выборочно-альтернативных и  альтернативных вопросов.  Действительно, в какой бы из  указанных форм мы не формулировали  вопрос, мы ставим всегда одну и ту же  цель - обнаружить в ответе  позитивный вид ремы вопроса. В этом  отношении все вопросы даже разного  гносеологического типа оказываются  одинаковыми. Что вполне позволяет нам  сам способ информационного  ограничения перенести с вопросов на  ответы и классифицировать именно их  как ограниченный или неограниченный  способы представления запрашиваемой  информации в открытой форме, в форме  выборочно-альтернативной или в  альтернативной форме. Реализация  подобного предложения имела бы своим  следствием лишь одну, а именно  открытую форму научного вопроса соответствующего гносеологического  типа, которой бы сопоставлялись три  формы представления информации  ответов. Указанные замечания следует  рассматривать как повод для  дискуссии по проблемам эротетической  логики в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2010
Василий Юрьевич Кузнецов Логос. 2009.  № 2. С. 136-150. 
Каким образом присутствующий текст мог бы указывать сам на себя или, точнее, обозначать свое собственное присутствие? А каким образом он мог бы попытаться скрыть это? Если текстуру текста (этимологически оправданно) уподобить полотну картины, то полная прозрачность (до невидимости) означающего (подобно экрану или окну) прямо доставляла бы означаемое — ситуация, практически недостижимая: посредством языка ничего невозможно представить непосредственно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-03-2010
Альмира Рифовна Усманова Новое литературное обозрение. 2004.  № 69. С. 179-213. 
В рамках данной статьи я хотела бы   обратиться к следующим вопросам и проблемам: вопросы методологического плана –  что значит: читать фильм как культурный и исторический текст, какую пользу это может принести гендерному теоретику, социологу или историку; соответственно, я надеюсь показать, каким образом  фильм может выступать в качестве источника для исследования истории эмоций; более подробно рассмотреть эту проблему в контексте  дискуссий о любви конца 1960-х годов и соотнести их с сегодняшним днем, при этом речь пойдет о том, как именно это чувство, точнее способы культурного конструирования этого чувства, специфичные для той или иной эпохи,  репрезентируются и интерпретируются в обоих кинотекстах; исследовать вопрос о том, что такое «женское кино»,  или какие формальные, стилистические или тематические метки указывают на присутствие женщины  по сторону объектива?
ресурс содержит прикрепленный файл