Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 23

Опубликовано на портале: 13-08-2011
Телесфор Любомирович Кончанин TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 2. С. 86-97. 
Проблема заключается в безразличном отношении современного студенчества к овладению комплексом культурных, морально-этических и общегражданских ценностей гуманитарного образования. Делается вывод, что возврат к целостному содержанию социогуманитарного образования предполагает повышение статуса гуманитариев, обновление контента социогуманитарного образования на основе актуализации его содержания, вовлечения студентов в обсуждение самых злободневных проблем общественной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2010.  № 2.
В статье обсуждается проблема, связанная с необходимостью преодоления существующего в современной педагогической практике субъективного фактора при выставлении школьных отметок. Рассматривается поэтапная (начальная, основная, средняя школа) трансформация функции главной цели обучения при оценивании итогов обучения. Здесь предлагается логико-информационный способ решения проблемы субъективного фактора. Обосновывается его инвариантный относительно содержания учебных заданий характер и доказывается, что он не только может быть представлен в виде алгоритма, но и реализуем с помощью компьютера. Разработана формула для вычисления школьного балла, который обладает объективностью и одновременно является числовым выражением степени или уровня развития соответствующей интеллектуальной способности или компетентности конкретного ученика по конкретному школьному предмету. Определяются условия эффективности школьной отметки в контексте достижения главной цели обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Логико-информационный подход к  современному школьному образованию,  имея отчасти сходные с другими  исследовательскими подходами задачи,  обладает в то же время такими  отличительными особенностями  системы организации  образовательного процесса, которые позволяют рассматривать его в  качестве одного из возможных  методологических оснований  разработки целостной  общепедагогической научной теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
Какая цель преследуется при  выставлении школьной отметки? Ответ  вроде бы прост: установить степень  соответствие конкретного ответа  ученика эталону правильного ответа.  Но ведь это "соответствие" всякий раз  касается конкретного содержания  учебной дисциплины и потому не может  быть рассматриваемо как цель  оценивания итогов обучения вообще. Не  существует степени соответствия  абстрактного ответа какому-либо  абстрактному эталону правильности.  Поэтому само "соответствие" вряд ли  следует считать общей целью такого  вида сознательной деятельности,  каковой является процедура контроля  (оценивания) ответов или решений  учащихся. В противном случае  получается, что отметка ставится ради  самой же отметки. Рассмотрим  несколько тезисов, раскрывающих  перспективы использования логико-информационных технологий в системе  контроля итогов обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 8.
В статье обосновывается тезис о том, что развитие интеллектуальных способностей учащихся предполагает одновременно и последовательное освоение ими в процессе обучения элементарных логических приемов, определяющих интеллектуальные компетентности как умения практического использования их при работе с учебной информацией. Выясняется то, как достижение главной цели обучения зависит не только от методик и технологий  преподавания, но и от соблюдения в процессе обучения общих условий логико-информационной корректности. Каждое из этих условий рассматривается подробно в отдельности и в совокупности применительно к соответствующему структурному типу используемой в учебном процессе информации. Особо обсуждается процедура выявления главного смысла в учебной информации. Предлагается алгоритм процедуры оптимизации информации, позволяющий помимо своего основного назначения осуществить также и логико-информационную корректировку понятия интеллекта и главной цели школьного обучения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Очевидно, что при монологическом  общении обучающая информация  передается обучаемому всегда в  полном объёме, поскольку здесь  процесс её передачи проходит линейно  (без учета степени подготовленности  обучаемого) и фактически  неуправляемо. Напротив, диалогичная  форма общения за счёт наличия такого  мощного элемента управления как  обратная связь, позволяет обучающему  оперативно регулировать процесс  обучения в соответствии с ходом  усвоения материала. Здесь основным  инструментом, имеющимся в  распоряжении преподавателя,  выступает обучающий диалог, который  обеспечивает обратную связь путём  формулировки вопросов и анализа  ответов обучаемого. Если процесс  усвоения материала происходит  успешно, то нет необходимости тратить  время на рассмотрение известных  обучаемому положений, за счёт чего  достигается адаптивность в обучении.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2010
Борис Иванович Федоров
Среди причин, обусловливающих  нежелание современных юношей и  девушек ходить в школу, можно  выделить две самые главные: (1)  неуверенность в собственных  способностях успешно осваивать тот или иной предмет при одновременном  отсутствии реальной помощи со  стороны учителя; (2) полный  субъективизм оценки индивидуальных  итогов работы учащегося. Остановимся  особо на анализе второй причины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2010
Борис Иванович Федоров
Если по единой системе оценивания в  каждой школе, на каждом учебном  занятии, за каждое учебное задание,  каждый ученик будет получать  однозначно объективную отметку и  однозначно объективный средний балл  за весь урок, за всю учебную тему и за  всю учебную дисциплину, то вопрос об  искоренении коррупции при  поступлении в ВУЗ может решаться  элементарно. Для этого достаточно  проведения конкурса аттестатов, в  которых будут фигурировать  объективные отметки (итоговые  средние баллы) по школьным предметам.  Только добившись объективности в  оценивании работы учащихся на  протяжении всего периода школьного  обучения, мы победим такую социальную  болезнь как коррупция.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2010
Борис Иванович Федоров Вестник Северо-Западного отделения РАО. 2005.  № 9. С. 49-51. 
Для развития науки необходимо позаботиться о повышении качества образования, важной составной частью которого станет его мониторинг. Вопрос о качестве образования напрямую зависит от того, какие именно сведения будут собираться при проведении его мониторинга и какие жесткие требования должны быть предъявлены к данным сведениям, а также к форме их предоставления. 
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров
Из сложившейся в современном  школьном образовании ситуации  следует, очевидным образом, искать  выход в первоочередном решении  вопросов общетеоретического и  методологического характера,  связанных с разработкой  общедоступной и общезначимой теории  развивающего обучения с позиций  самых разных подходов в образовании в  целом и к школьному образованию в  частности. Успеха можно достичь лишь  за счет дополнения арсенала  традиционных приемов и методов  обучения методологически  выверенными, теоретически  общезначимыми и практически  инвариантными к содержанию любых  школьных дисциплин средствами, в  основание которых будут положены, в  первую очередь, логико-информационные закономерности  использования языка и языковых  структур в учебном процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2010
Борис Иванович Федоров Философские науки. 2009.  № 5.
Стремление обнаружить в учебно-педагогической деятельности нечто объективное, независимое и инвариантное относительно постоянно меняющейся социальной практики с необходимостью приводит к поиску таких положений, которые могли бы быть положены в основание пока еще не сформировавшейся общенаучной педагогической теории. Именно этим стремлением руководствовался автор предлагаемого цикла статей, объединенных общим названием «Школа интеллекта». В них речь пойдет об алгоритмах развивающего обучения, о логической культуре учителя, о самых разных вопросах, имеющих отношение практически к любому конкретному акту учебно-педагогической деятельности. Обсуждение их будет проводиться с позиций логико-информационного подхода, подчиняющего  использование всех образовательных средств, методов и критериев достижению самой главной цели школьного обучения – развитию умственных или интеллектуальных способностей или умений учащихся.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
Контроль итогов обучения можно  представить как обучающую систему,  основными системообразующими  компонентами которой выступают:  учебные контрольные вопросы или  задания, формулируемые учителем;  ответы и решения самих учащихся;  технология оценивания степени  интеллектуального развития: (З-П-ИУ)  по содержанию изучаемой и  контролируемой учебной дисциплине.  При этом следует учитывать, что  характер освоения учебного материала  во многом определяется  использованием той или иной  прагматической функции языка:  коммуникативной, аргументативной и  проективной самого учебного  предмета. Рассмотрим каждый из  компонентов системы контроля в  отдельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-11-2010
Борис Иванович Федоров
В реальной познавательной практике  прогнозирование связано с  процедурами выдвижения  предположений о будущих событиях на  базе, в большинстве случаев, заранее  известного истинного знания. Если  прогнозирование осуществляется на  базе описания, то мы имеем дело с  предвидением, если на базе  объяснения, то с научным прогнозом, а  если прогнозирование осуществлено из  ничего, то мы имеем дело с  пророчеством. Прогноз, как и  объяснение, является языковой формой  представления концептуального  знания и предполагает в свою очередь  реализацию процедур логического вывода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров
Какая цель традиционно преследуется  при выставлении школьной отметки?  Школьная отметка, "как принято считать", выставляется за  результативность или качество  выполнения учебного задания, для  выявления уровня его  результативности. Если речь не идет  специально об оценивании характера  творческой оригинальности итогов  учебной работы, то в каждом  конкретном случае отметка  традиционно, выполняет функцию  количественной оценки или числового  показателя (балла) для степени  освоенности знаний, для уровня  достижения или приближения к  правильному решению или правильному  ответу ученика относительно эталона  правильного ответа. Таким образом, результаты контроля итогов обучения  или самостоятельной работы учащихся  должны, как правило, фиксироваться в  школьной отметке. Но какая именно  сторона ученического ответа характеризуется или выражается этой  "количественной оценкой" или  "степенью освоенности знаний" на  самом деле?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2010
Борис Иванович Федоров, Е. Чернышева
Современное школьное образование  направлено преимущественно не на  выработку у учащихся навыков  самостоятельного мышления, а на  получение ими самой последней  "актуальной" информации о мире.  Подмена обучения, направленного на  развитие интеллекта учащихся,  обучением, являющимся в основе своей   лишь результатом их информирования,  приводит в большинстве случаев к  тому, что подросток выходит из стен  школы, усвоив лишь стандартный набор  определенных рецептов и формул,  украшенных фрагментами литературной  моды. Но вполне очевидно, что само по  себе информирование является лишь  одним из необходимых условий  достижения истинных целей школьного  образования, а вовсе не самой главной  его целью. Эти цели достигаются не  простой "передачей научных знаний",  но непрерывной и последовательной  реализацией важнейших  познавательных функций самого  научного знания в содержании  изучаемых школьных дисциплин.
ресурс содержит прикрепленный файл