Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Университетское управление

Опубликовано на портале: 16-06-2004
Марина Игоревна Диброва, Наталья Мухарбековна Кабанова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 58-60. 
В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, официально вступив, таким образом, в европейское академическое сообщество и лицом к лицу столкнувшись с проблемами, которые ждут своего решения последнее десятилетие. Главная роль Болонской декларации заключается в том, чтобы служить долговременной программой структурных изменений в системе европейского образования. Основные цели Болонской декларации — мобильность студентов и преподавателей, ведущая к транснациональному обучению; привлекательность образования с точки зрения европейского работодателя и конкурентоспособность европейского образования на международном рынке образовательных услуг — изначально предполагают присутствие международного аспекта во всех предполагаемых структурных изменениях, а это неизбежно ведет к интернационализации образования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 23-07-2004
Геннадий Геннадьевич Безруков Университетское управление. 1997.  № 2(2). С. 9-17. 
Налогообложение в России, как и в любой другой стране, является главным источником формирования доходов бюджетов всех уровней. И, соответственно, законодательно закреплена обязанность как физических, так и юридических лиц платить налоги с полученных доходов. Так как государство не может существовать и развиваться без собранных налогов, то установлен примат налогового законодательства по отношению к другим законодательным актам. Что это означает и как проявляется в реальной жизни? Например, в 1995-1996 гг. был принят ряд законов, касающихся деятельности различных государственных учреждений, и в том числе Закон "Об образовании", в котором в статье 40 пункте 3 образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов. Однако законами "Об основах налоговой системы в РФ", "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и другими такие льготы предусмотрены не были, соответственно, до внесения изменений в налоговое законодательство льготы налоговыми органами не представлялись, что вызвало массу споров и разногласий. Действующим налоговым законодательством предусмотрено достаточно большое количество различных льгот по уплате налогов в бюджет всех уровней для отдельных категорий плательщиков. В статье рассматриваются налоговые льготы для учреждений народного образования и науки.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Татьяна Михайловна Чурекова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 50-53. 
Перемены, происходящие в последние годы в экономической, социально-политической и научно-технической сферах, стали главной причиной системной модернизации образования, в том числе и профессионального. Анализ практики развития высшей школы показывает, что можно говорить об «университизации» высшего профессионального образования и его диверсификации.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Татьяна Валентиновна Козлова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 60-64. 
Интернационализация образования представляет собой процесс расширения сферы деятельности университетов за пределы своей национальной образовательной системы, развитие международных образовательных и научных связей, приведение деятельности вуза в соответствие международным нормам, что содействует формированию благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования, для развития университетской науки. Хотя в евразийских университетах работают специалисты, получившие базовое образование в вузах и ведущих научных центрах Российской Федерации, Украины, Белоруссии, процесс интернационализации европейских университетов проходит непросто. В частности, региональные аспекты участия в Болонском процессе в этих университетах приобретают особую остроту, поскольку евразийские университеты призваны сохранить и укрепить свои позиции.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгения Владимировна Бурмистрова Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 114-115. 
Следование образовательного учреждения принципам качества предполагает поступательное движение по циклу Деминга: планируй — делай — изучай/оценивай — действуй/улучшай. Простота и очевидность данного представления деятельности любой организации не умаляет важности каждого этапа цикла. Планирование должно быть подробным и дальновидным, реализация планов — четкой и аккуратной, оценка — всесторонней и объективной, улучшения — обоснованными и эффективными. От правильности оценки зависят как принятие мер по улучшению, так и дальнейшие планы с их реализацией. Для производственных предприятий разработано множество эффективных методов измерения и оценки качества: контрольные карты, различные коэффициенты, связанные с дефектностью, надежностью и пр. Организации, работающие в сфере услуг, зачастую имеют трудности на этапе оценки своей деятельности и не могут выделить критерии, подлежащие измерению. Эта проблема стоит и перед некоторыми вузами как поставщиками образовательных услуг. Решают ее по-разному. Традиционно, вузы стремятся наладить связь с потребителями, а именно: со студентами — потребителями самих образовательных услуг, с работодателями — потребителями молодых специалистов
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 9. 
Работа по совершенствованию управления проводится Министерством образования непрерывно и на разных уровнях: федеральном, региональном и институциональном. Совершенствование качества управления вузом, качества достижения оптимальных показателей и качества образовательного и научного процесса в деятельности вуза — это задачи, которые были всегда. В современных условиях они заметно обострились, стали более актуальными, поскольку изменились отношения в обществе, экономические условия, международные отношения. Произошли глубинные изменения в самом профессиональном образовании в связи с возрастанием роли личности, различных общественных групп. Возникло новое поле для анализа, поиска решений в вопросах управления высшим профессиональным образованием
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Светлана Васильевна Барабанова, Лариса Леонидовна Шиловская Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 30-34. 
В связи с развитием современного законодательства и принятием ряда новых кодексов — Гражданского, Бюджетного, Налогового, Трудового — все острее становится вопрос о роли и месте специального законодательства об образовании. Очевидно, что появляющиеся коллизии никогда не разрешаются в пользу образовательных учреждений. Отчасти это можно объяснить тем, что основным системообразующим актом в регулировании образовательных отношений является Федеральный закон «Об образовании», а не кодекс. Закон, в нарушение логики теории построения нормативно-правовой системы, традиционно воспринимается как акт меньшей юридической силы. В настоящее время Минобразованием России уже проведена большая подготовительная работа, Правительству Российской Федерации представлен проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании. Думается, по проекту будет высказано немало критических замечаний, однако лед тронулся, и специфика образовательных отношений подтверждена фактом разработки этого кодекса.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Алексей Константинович Клюев Университетское управление. 1998.  № 4(7). С. 20-23. 

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-11-2005
Hans Vossensteyn Университетское управление. 2005.  № 1(34). С. 12-23. 
Данная статья исследует финансовое положение студентов Чехии, Венгрии, Польши и Словении. В ней рассматриваются политические курсы и разработки в области платы за обучение и студенческой финансовой поддержки, вопрос о том, как эти четыре страны справляются с ситуацией растущего спроса на высшее образование в условиях ограниченных государственных средств, а также дан сравнительный анализ политических курсов в области образования данных стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Ю.В. Громыко Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 43-49. 
Прошедшее десятилетие, сделавшее возможным сопоставление структур российских и западных университетов, подвело нас к важнейшему рубежу — необходимости самоопределения и ответа на вопрос, хочет ли академическое образовательное сообщество реального развития университетов, вузовской науки, инновационных комплексов. Становится совершенно очевидно, что российские вузы не будут развиваться в соответствии с принципами американского высшего образования — в России другие ресурсные возможности и другие институционально-политические особенности. Вместе с тем российское академическое сообщество, составляющее основу организации вузов и вузовской науки, будет определять в нашей стране важнейшие цели и направления изменений, происходящих в высшей школе, науке и кадровой экономике. В этом контексте мы приходим к важнейшему вопросу, является ли современный университет в России структурой, порождающей новые знания и создающей условия для формирования особого экономического уклада знаний.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Евгений Анатольевич Князев Университетское управление. 2004.  № 2(30). С. 5-6. 
Когда Вы, уважаемый читатель, откроете этот выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ», останется позади предвыборная политическая суета, народ узнает имя избранного Президента, скорее всего — будут уже известны структура и состав кабинета, и вектор основных направлений его деятельности, среди которых важное место займет давно назревшая административная реформа. Допускаю, что некоторым из Вас подобная цепочка взаимосвязей «университетское управление — политика — административная реформа» может показаться поверхностной, не слишком логичной или очевидной.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит графическое изображение (иллюстрацию)
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Галина Александровна Краюшкина, Дмитрий Юрьевич Райчук Университетское управление. 2004.  № 5-6(33). С. 92-95. 
Эта статья не имеет целью включаться в дискуссию относительно полезности/вредности для российской высшей школы анонсированных изменений, авторам рассматривают ситуацию с методической точки зрения. Очевидно, что ни один российский вуз не сможет продолжать привычную практику академической и хозяйственной деятельности после введения в силу указанных законопроектов. Поэтому вполне закономерно сопротивление вузов нововведениям, хотя бы в силу традиционного консерватизма высшей школы. Вместе с тем проведенный каждым вузом спокойный и объективный анализ ожидаемых изменений внешней среды позволит, с одной стороны, отказаться от части опасений, как от необоснованных страхов и сопротивления изменениям как таковым, а с другой — сформулировать взвешенные и аргументированные предложения по объективно необходимой корректировке новых законопроектов с учетом отраслевой специфики и/или дополнения их необходимым пакетом нормативных документов.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Университетское управление. 1997.  № 1(1).

ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию