Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 10-11-2004
Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 98-107. 
В задачи круглого стола входило определение теоретико-методологических подходов к социологии управления, ее объекту и предмету, а также разграничение понятий «теория управления», «социальное управление», «социология управления». В ходе обсуждения поднимались вопросы социального планирования, социального прогнозирования, социального эксперимента. Рассматривалось место социологии управления в совокупности социолого-управленческих дисциплин, предлагались подходы для создания основ современной теории социального управления. Подчеркивалась необходимость системного подхода к рассматриваемому вопросу в условиях российской действительности. Были выделены значения социального управления: во-первых, это методология и теория управления обществом; во-вторых, общая теория управления социальными процессами; в-третьих, управление социальной сферой и научная основа социальной политики и социальной деятельности; в-четвертых, система социальных методов управления, опирающаяся на социально-психологическую теорию личности, менталитет и ментальность. В выступлениях также прозвучали факторы, усиливающие процесс дегенеративных тенденций в народнохозяйственном комплексе.
Опубликовано на портале: 01-12-2008
Александр Васильевич Новокрёщенов Социологические исследования. 2008.  № 10. С. 62-67. 
В основе статьи - результаты социологического исследования "Кадровый потенциал муниципальных органов власти Сибирского федерального округа", проведенного авторским коллективом кафедры Государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы в два этапа - в 1996 и 2006 годах. Выбор городских округов и муниципальных районов осуществлялся на основе следующих признаков: тип образования (городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение); специфика занятости большинства населения; удаленность от областного центра; численность населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-02-2005
Jerzy Wiatr
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 15-21. 
Обобщаются итоги лонгитюдных исследований местного управления в Польше. Работы проводились в рамках международного исследования политических ценностей. Координаторы польской части проекта: Б. Джекоб, Е. Вятр, К. Островски, А. Ясинска-Каня, Г. Тюни. Результаты представлены в сборниках: «Местная власть и удовлетворение потребностей: обследование по шести городам» (1980); «Местная власть в условиях кризиса» (1983); «Местная власть в условиях демократии» (1998); «Местная власть после реформы самоуправления» (2002). Работы велись с 1966 г. до 2002 г. На начальном этапе установлено, что местные лидеры во многих аспектах не проявляли характерные для коммунистической идеологии установки и скептически относились к расширению участия граждан в управлении местными общностями. В 1989-1990 гг. в ходе исследования среди лидеров, пришедших к власти перед сменой режима, отмечен высокий уровень принятия ими демократических перемен, что связано с ростом эгалитарных настроений. В мае 1990 г. на местных выборах победу одержали комитеты Солидарности. Это были сторонники системы, основанной на частной собственности, но, как и их предшественники, они не стремились расширять участие граждан в управлении. Только после прихода в местные органы власти лидеров от партий левого центра (на выборах 1994 г.) местные власти стали ориентироваться на расширение местного самоуправления. В 1998 г. на местных выборах контроль перешел к партийным объединениям правой коалиции (Избирательная Акция Солидарность и Союз Свободы). Проведенный летом 2001 г. опрос населения зафиксировал снижение его удовлетворенности реформой самоуправления, что отличается от данных опроса среди местных лидеров: 57,1% из них заявили, что результаты реформы в целом явились позитивными для граждан. Такое расхождение можно интерпретировать двояко: 1. граждане оценивают местную власть по конечным результатам, а лидеры – в терминах механизма подготовки и исполнения решений; 2. Психологический механизм идентификации с выполняемой задачей приводит к тому, что местные лидеры видят реформу самоуправления в положительном свете. Анализируются итоги выборов местной власти 27 октября – 10 ноября 2002 г., отмечается наряду с успехом «Союза демократических левых сил» рост влияния партий: «Самообороны» и «Лиги польских семей» – противников вступления Польши в Евросоюз.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Наталья Михайловна Великая Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 60-71. 
Автор рассматривает процесс восстановления в современной России централизованной системы государственного управления, анализирует складывающиеся отношения между центром и регионами, отмечает декларативность многочисленных реформ местного самоуправления. Констатируется, что не происходит передачи заметной части властных полномочий с регионального на муниципальный уровень и не наблюдается становления реальных местных сообществ как основы функционирования федеративной системы. Новая президентская поправка к закону о выборах позволяет проводить их только по пропорциональной системе и лишает независимых кандидатов возможности попасть в высшие эшелоны власти вне партийных структур. Пока статья готовилась в печать, новый федеральный закон "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации" был принят в Госдуме и утвержден Федеральным Собранием РФ. Отмечается, что анализ результатов выборов последних трех лет показывает, что ныне на всех уровнях управления лидирует «партия власти». Успехи «Единой России» в регионах бывшего «красного пояса» автор объясняет тем, что Кремль сумел достичь жестких договоренностей с местными губернаторами. Констатируется, что структурирование «Единой России» происходило в основном «на базе госаппарата и региональных политических элит», и что в силу этого наш российский центризм не без оснований можно назвать «бюрократическим центризмом». Автор выделяет три этапа и уровня политической консолидации российского социума: консолидацию-адаптацию, консолидацию-идентификацию и консолидацию-трансформацию. Уточняется, что все отмеченные уровни политической консолидации «проявляются не в изолированном виде, а вместе и в определенной степени дополняют друг друга» (с. 70).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2008
Альбина Мусаевна Киселева Социологические исследования. 2008.  № 10. С. 73-80. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2008
Константин Владимирович Криничанский Социологические исследования. 2008.  № 10. С. 68-73. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2008
Социологические исследования. 2007.  № 1. С. 48-54. 
Публикация знакомит с материалами «круглого стола», который состоялся в апреле 2006 г. в Российской академии государственной службы. В повестке дня – обсуждение результатов исследования, проведенного социологическим центром РАГС. Основные темы: 1) Существует ли взаимодействие между властью и гражданским обществом на федеральном и региональном уровнях? 2) Как используются институты гражданского общества в России? 3) Каковы перспективы реформы самоуправления?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Тамара Моисеевна Дридзе Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 94-98. 
В статье поднимается вопрос о социальном познании, в том числе познании особенностей социально-территориального развития городов. Специфическая особенность городского пространства все более разрушается. Среди многих причин происходящего, с одной стороны – бессистемный отвод земель под застройку в историческом центре города, беспорядочное вторжение административной, офисной и частной жилой застройки, а также бездумная стандартная «дешевая» в экономическом и очень дорогая в социально-экологическом отношении застройка городской периферии. С другой стороны – очевидна сомнительность социальных и экологических приоритетов в сознании лиц, принимающих решения, связанные с организацией и реабилитацией городского пространства.
ресурс содержит прикрепленный файл