Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 24-01-2012
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 6-17. 
В статье рассматриваются подходы в новой институциональной экономической теории (НИЭТ), послужившие основой для политики реформирования бюрократии, получившей название «Новый государственный менеджмент» (НГМ). Показано влияние НИЭТ на понимание сущности бюрократии как механизма управления трансакциями в общественном секторе и обоснование трансформации инструментария механизма государственного управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2011
Кирилл Сергеевич Саблин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 4. С. 30-39. 
Рассматривается деятельность бюрократических аппаратов государств развития, реализующих модернизационные проекты. В зависимости от институциональной среды, «производительной» или «непродуктивной», у бюрократических аппаратов могут доминировать как «хищнические» черты, так и черты «веберианской» бюрократии. Как показывает опыт зарубежных стран, наиболее эффективными бюрократическими аппаратами являются консолидированные бюрократические аппараты с преобладанием персонализированных внешних связей (Южная Корея и Тайвань) и фрагментированные бюрократические аппараты с доминированием деперсонифицированных внешних связей (Ирландия и Финляндия).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2015
Екатерина Андреевна Круглова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 2. С. 99-108. 
В статье поднимается проблема неоперациональности определения государства, основанного исключительно на преимуществе в применении насилия на определенной территории, которое используется как базовая дефиниция в рамках российской школы новой институциональной экономической теории. Традиционное определение не позволяет исключить из анализа организации, не являющиеся государствами, но обладающие признаком территориального преимущества в применении насилия. Это создает сложности, так как размывает предмет исследования в работах, где им является государство. Автор предлагает дополнить определение, введя в него дополнительные признаки: легитимность и суверенитет. Новое операциональное определение позволяет исключить из анализа те организации, которые не являются государством, хотя и обладают похожими признаками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2016
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 102-115. 
В статье представлен подход к оценке влияния степени развитости институциональной среды на успешность реформ в сфере государственного управления. Показаны индикаторы, позволяющие охарактеризовать степень развитости институциональной среды, в частности, уровень защиты прав собственности, развитости политической конкуренции, гражданского общества, коррупции, доверия в обществе. В зависимости от элементов политико-административной системы и социокультурных факторов, определяющих траекторию реформ, продемонстрированы альтернативы целей и рассмотрены отдельные показатели, характеризующие последствия реформ для стран ОЭСР. С точки зрения классификации результатов акцент сделан на наблюдаемых количественных результатах операционного типа, в частности на динамике расходов расширенного правительства и уровне занятости государственных служащих по отношению к занятости в экономике в целом. Показаны институциональные проблемы реализации реформ в странах с переходной экономикой, в частности недостаточный уровень развитости бюрократического этоса, слабость рыночной среды и недостаточный уровень внешнего давления на качество государственных услуг. Отмечена значимость для успеха реформ культурных и системных изменений внутри государственного аппарата, что влияет на удовлетворенность граждан качеством государственных услуг. Отмечено, что предварительная формализация всего государственного сектора, формирование бюрократии веберианского типа являются важнейшими условиями успешности реализации концепции нового государственного менеджмента. Выделены факторы, определяющие выбор страноспецифической модели государственного управления. Предложены в качестве детерминант выбора уровень развития «мягкой инфраструктуры», с одной стороны, и наличие ресурсных и институциональных возможностей для улучшения эффективности и качества государственного управления - с другой. Как потенциальные исходы рассмотрены идеальные модели государств (компактное, производящее, координирующее) и обозначены условия для провалов государства и общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2012
Марина Юрьевна Малкина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 48-58. 
В статье рассматриваются институциональные особенности функционирования системы государственных финансов в России, препятствующие принятию эффективных с точки зрения общества решений при распоряжении общественными ресурсами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
Виктор Сергеевич Мартьянов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 51-68. 
Современный капитализм по инерции, заданной А. Смитом, описывается как конкуренция на свободных рынках. Такая историческая модель работала, пока рынок расширялся, а доступных ресурсов становилось все больше. Это позволяло поддерживать политический порядок социального государства, инициированный широкими социальными движениями, как формы эгалитарного внеэкономического распределения ресурсов, смягчающей порождаемые рынком неравенства и классовые противоречия. Однако после того, как капитализм охватил весь мир, он стал все более подвержен кризисным явлениям: конкуренция обостряется, рынки спроса/сбыта не расширяются, технологический прогресс создает растущую структурную безработицу, экономический рост в результате завершения глобального перехода деревня-город стагнирует, ресурсы всех периферий практически исчерпаны. В результате усиливается национализм и протекционизм, глобальная центр-периферийная поляризация нарастает, а на горизонте будущего возникает образ недемократического и неэгалитарного общества без экономического роста и массового труда, но с растущими опасными классами прекариата и безработных, которые требуют все больших объемов централизованных государством ресурсов для поддержания своей жизнедеятельности. Вследствие этих процессов рыночная модель капитализма постепенно трансформируется в государствоцентричную, где основным мотивационным фактором вместо рыночной погони за прибылью становится поиск ренты или передел рынков внеэкономическими способами. В подобном контексте ключевым экономическим субъектом становится государство, распределяющее ресурсы внерыночными способами среди иерархии рентных групп, образующих каркас новой структуры политического сообщества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Иван Методиев Аймалиев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 62-75. 
Для существования и процветания коррупции в общественном секторе необходимо, чтобы бюрократия обладала определёнными структурными характеристиками, облегчающими криминальное поведение. Хотя бюрократия уже достаточно хорошо изучена, тем не менее до сих пор неясно, как её структура создаёт условия для девиантного поведения. Учитывая недостаточную изученность сферы военизированной бюрократии и пагубные последствия ее коррупции для социального и экономического развития, а также для (интер) национальной безопасности, статья отвечает на вопрос: «Как и почему структура полицейской бюрократии облегчает коррупцию?» Для ответа на этот вопрос мы рассматриваем организационные и тайные сети, а также теории организованной преступности и тестируем их с помощью условных единых графов на базе данных, включающей в себя формальные иерархические структуры современных полицейских сил в России и Соединённых Штатах. Мы показываем, что, несмотря на то, что они работают в очень разных институциональных режимах, полицейские управления Москвы и Лос-Анджелеса имеют схожие структурные характеристики. Полицейская бюрократия эффективна в выполнении сложных задач, но это та сфера, в которой можно очень легко скрыть свои действия. Здесь создаётся множество соблазнов и возможностей для коррупции. И, наконец, мы показываем, что полицейские организации – это неоднородные сети, чрезвычайно чувствительные к коррупционному давлению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-08-2013
Евгений Алексеевич Капогузов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 2. С. 136-147. 
Курс «Институциональные аспекты административной реформы», базирующейся на неоинституциональном подходе, способствует развитию теории и практики институционального анализа реформ в общественном секторе и предназначен для студентов специальности «Экономическая теория», «Государственное муниципальное управление», а также может использоваться для подготовки других экономических и управленческих направлений в рамках бакалавриата и магистратуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2011
Т В Меркулова, Екатерина Юрьевна Кононова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 4. С. 47-58. 
Рассмотрены дефиниционные аспекты терминов «электронное правительство» и «электронное управление» в рамках новой модели государственного управления. Сделан международный обзор практических шагов институционализации электронного правительства, в т.ч. в Украине. Представлены результаты статистического анализа показателей, характеризующих уровень развития электронного правительства в странах мира (анализ проведен с помощью сетей Кохонена), охарактеризовано положение и перспективы Украины в этом процессе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2018
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 2. С. 72-89. 
Институциональные реформы российской армии оказывают влияние на условия и механизмы профессионализации сознания военнослужащих, на их ценностные установки и трудовые стратегии. Повышение в несколько раз оплаты труда военнослужащих, льготы по обеспечению жильем, медицинское обслуживание и пр. позволяют военным претендовать на особое социальное положение по сравнению с гражданским населением. Военные реформы расширяют возможности социальной мобильности в армии, а профессия военнослужащего снова становится конкурентоспособной. Результаты исследований среди офицерского состава ВС РФ и военных, проходящих службу по контракту (массовые опрос 470 военных в Москве и 256 – в Ростове-на-Дону, глубинные интервью с 15 офицерами) показывают позитивную динамику социостатусных позиций военнослужащих в российском обществе. В настоящее время среди военных крупных городов можно фиксировать совмещение прагматических ориентаций с комплексом специфических ценностей (воинский долг, патриотизм, товарищество, отношение к собственной профессии как призванию), которые образуют основу военно-корпоративной идентичности. Механизмами усиления корпоративной профессиональной идентичности выступает династийность (пополнение данной профессиональной группы преимущественно выходцами из семей военных) и возможности социальной мобильности, что привлекает представителей малообеспеченных семей и жителей сельских территории. Материалы исследования показывают большую степень профессионализации сознания московских военнослужащих и рост прагматических ориентаций в работе, нейтральную оценку престижа военной профессии и более высокую удовлетворенность качеством своей жизни. Профессиональная идентичность важная, но не приоритетная составляющая их самоопределения. Для ростовских военных более значимыми являются гражданско-патриотические и материально-денежные параметры профессиональной деятельности. Военная идентичность является осевой характеристикой их самосознания. Однако притязания касательно значимости их труда не совпадают с оценкой ростовскими военными уровня своей социально- экономической обеспеченности. Таким образом, переход к модели профессиональной армии предполагают смещение акцентов с героико-патриотических оснований идентичности военнослужащих к росту рационально-профессиональных ориентаций. В столице данный вектор трансформации является более выраженными, чем в южно-российском регионе. А в условиях кризисных явлений в экономике и до конца не решенных вопросов модернизации армии вызывает несоответствие ожиданий на привилегированное положение военных и реальной практикой их социально-экономического обеспечения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2015
Мария Рустемовна Нуреева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 1. С. 112-137. 
Целью статьи является проанализировать законодательную базу социальной рекламы в России и Европе, выяснить сильные и слабые стороны; показать, какие существуют общие проблемы при реализации социальной рекламы; выяснить основные препятствия, мешающие реализации эффективной социальной рекламы, и предложить меры, необходимые для создания качественной социальной рекламы. В современном обществе социальная реклама является непосредственным отражением социальных ценностей, гуманистических отношений между людьми, культурного развития общества. Социальная реклама воздействует на мышление людей, заставляет их задуматься и изменить отношение к социальным явлениям, что в конечном итоге способствует проведению различных социальных реформ. Недопонимание и невнимание к социальной рекламе может привести к потере моральных ценностей и созданию огромного лага между различными слоями общества.В первой части статьи сравнивается регулирование социальной рекламы в РФ и Европе, выделяются законодательные и практические проблемы социальной рекламы. Во второй части анализируется процесс реализации эффективной социальной рекламы. Для этого выделяются основные препятствия, стоящие на пути реализации стратегии социальной рекламы в РФ и Европе, возможности применения подхода маркетинг-микс.Несмотря на то, что уровень социальной активности возрос в последнее время в России, рынок социальной рекламы только формируется - здесь огромный потенциал для исследований, инициатив, совершенствования. Современная законодательная база ограничивает развитие социальной рекламы у нас в стране и препятствует активному участию агентов данного рынка - государства, некоммерческих организаций и бизнеса.Законодательная база и практический опыт реализации социальной рекламы в европейских странах превосходят российский. Главное отличие опыта социальной рекламы в Европе и России вытекает из непонимания, что благополучие людей зависит от качества и эффективности социальной рекламы. Российский рекламный рынок может получить практические выгоды, изучая европейский опыт, но вместе с тем требуется не слепое копирование, а учет своих особенностей и поиск своих методов. 
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-10-2018
Ольга Николаевна Балаева, Андрей Александрович Яковлев, Юлия Дмитриевна Родионова, Даниил Михайлович Есаулов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 3. С. 58-84. 
Учет издержек госзакупок является необходимым элементом как оптимизации закупочного процесса для отдельного предприятия, так и оценки системы регулирования госзакупок на государственном уровне. Однако в настоящее время и в зарубежных, и в российских исследованиях данному вопросу уделяется недостаточно внимания. Немногочисленные работы по данной проблематике посвящены оценке издержек на уровне отдельных предприятий или проектов. Издержки же госзакупок на макроуровне (страны или региона) оценивались лишь в единичных зарубежных исследованиях. В Российской Федерации такая оценка на макроуровне не проводилась. В данной работе впервые с помощью массового онлайн-опроса представителей госзаказчиков и поставщиков, проведенного в 2017 г., были оценены средние издержки на осуществление госзакупок в Российской Федерации, в том числе средние издержки на выполнение каждого типа закупочных процедур. В целом по РФ общие издержки на осуществление госзакупок по нашим оценкам составили в 2016 г. порядка 64 млрд руб., или около 1% от общей суммы заключенных контрактов за год. Также в данной работе с помощью регрессионного анализа был исследован характер влияния на размер издержек госзакупок различных факторов – таких, как размер организации-респондента (по численности работников), ее сфера деятельности, численность специалистов, занимающихся госзакупками, регион, квалификация/опыт работы сотрудника-респондента, гендерные различия. Наиболее значимым фактором, влияющим на оценки издержек на осуществление закупочных процедур, является наличие опыта работы респондента со сложными конкурсными процедурами.
ресурс содержит прикрепленный файл