Эксоцман
на главную поиск contacts
Раскрывается тема государственных и муниципальных финансов, приводятся монографии, учебники, статьи, в которых освещены теоретические аспекты, текущее состояние, проблемы, проекты и перспективы развития государственных финансов в России и за рубежом. (подробнее...)

TERRA ECONOMICUS

Опубликовано на портале: 06-10-2018
Денис Валентинович Кадочников TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 3. С. 87-105. 
Бюджетная система КНР, на первый взгляд, может показаться парадоксальной комбинацией элементов, находящихся в противоречии друг с другом. Однако то, что в течение многих лет властям Китая удается эффективно использовать бюджетную политику в целях стимулирования экономического роста, сохранения макроэкономической стабильности и сглаживания межрегиональных различий, требует пристального и непредвзятого взгляда на текущее состояние и направления развития бюджетных отношений в этой стране. Соотношение доходов и расходов центрального и субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете КНР, а также их динамика относительно ВВП позволяют говорить о высокой степени децентрализации бюджетной системы, которая, впрочем, отражает скорее децентрализацию бюджетно-распорядительных функций, нежели децентрализацию бюджетных полномочий и/или децентрализацию бюджетной политики. Несмотря на это фундаментальное отличие от, в частности, российской ситуации, китайская бюджетная система сталкивается в настоящее время с рядом проблем, знакомых и отечественной бюджетной системе. В их числе - проблема оптимизации методик расчета межбюджетных трансфертов, проблема несбалансированности бюджетов, нарастание государственного долга и квазигосударственной задолженности, особенно на нижних уровнях бюджетной системы. Эти и другие вызовы диктуют направления текущих и перспективных преобразований в бюджетной системе и бюджетной политике Китая.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2013
В.В. Гамукин TERRA ECONOMICUS. 2013.  Т. 11. № 3. С. 52-61. 
На стадиях планирования и исполнения бюджета в современном бюджетном процессе практически не используется понятие «бюджетный риск». В статье рассматриваются четыре основных особенности этого риска. Применение в бюджетной области традиционных классических методов измерения и анализа риска является чрезвычайно сложным. На основе немногочисленных отечественных и зарубежных публикаций определены два подхода к измерению бюджетных рисков. Определены регионы повышенного интереса к данной проблематике. В статье приводится авторская классификация видов и типов бюджетных рисков. Рассмотрены риски внешней среды, риски бюджетной системы и риски случая. Исполнение бюджета должно зависеть от уровня интегрального бюджетного риска, который будет определяться на стадии подготовки проекта бюджета в качестве нормативной величины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2018
Владимир Васильевич Мельников, Ольга Александровна Лукашенко TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 4. С. 109-126. 
В статье анализируется трансформация системы государственных закупок в постсоветской России. Основное внимание уделяется созданию новой институциональной среды, новых инструментов регулирования и механизмов взаимодействия на возникающем квазирынке. Оценивается влияние международного опыта закупок, наследия советской системы административного контроля, а также макроэкономических, региональных факторов и социально-политических интересов при регулировании сферы правительственных закупок. Подчеркиваются некоторые противоречивые аспекты регулирования системы государственных закупок и их влияние на поведение государственных и муниципальных служащих и поставщиков государства. Идеологическое обоснование рыночных реформ определяется направленностью на предотвращение коррупции и повышение эффективности государственных расходов. Это объясняет переход от промышленной политики к политике защиты и стимулирования конкуренции. Авторы заключают, что проблемы в области государственных закупок основаны на базовых правовых концепциях и структурах, которые едва ли удовлетворяют потребности экономических агентов. Эволюция институциональной среды на рынке государственных закупок свидетельствует о низком уровне самоконтроля со стороны государства в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-07-2017
Денис Валентинович Кадочников TERRA ECONOMICUS. 2017.  Т. 15. № 2. С. 76-92. 
Статья посвящена сопоставлению правовых принципов и практики межбюджетных отношений между центральными и региональными властями в Российской Федерации и в Китайской Народной Республике. Актуальность межстранового сравнительного анализа в этой сфере обусловлена тем огромным значением, которое межбюджетные отношения имеют в настоящее время в обеих странах. Одинаково сталкиваясь с необходимостью сглаживания межрегиональных различий, развития отстающих регионов без ущерба для регионов - локомотивов экономического роста, создания стимулов для региональных властей по развитию собственных доходных источников, Россия и Китай в настоящее время придерживаются разных подходов к решению этих задач. Между тем по многим показателям социально-экономического развития, по подушевым параметрам бюджетов российские и китайские регионы достаточно сходны. С учетом этого некоторые элементы китайской практики межбюджетных отношений и организации бюджетной системы в целом могут представлять интерес для Российской Федерации как примеры относительно передовой практики, эффективность которой подтверждается высокими темпами социально-экономического развития, демонстрируемыми Китайской Народной Республикой на протяжении многих лет. С оговоркой о наличии определенных конституционных ограничений, связанных с федеративным устройством российского государства, можно утверждать, что элементы китайской модели могут, как минимум, рассматриваться в качестве одной из возможных стратегических альтернатив при выборе направлений совершенствования или реформирования российской бюджетной системы. Централизация доходов при радикальной децентрализации расходов выступает, вероятно, наиболее интересной специфической чертой китайской бюджетной системы; она, как представляется, является возможным решением проблемы обеспечения заинтересованности субнациональных властей в региональном развитии при одновременном сохранении инструментов контроля над ними со стороны центральных властей.
ресурс содержит прикрепленный файл