Эксоцман
на главную поиск contacts
Раскрывается содержание местного самоуправления и муниципального управления. Здесь представлен широкий спектр работ по организации жизни местного сообщества, социологии, экономике, политологии, праву – всем тем аспектам, которые так или иначе касаются местного управления и самоуправления. (подробнее...)

Вопросы государственного и муниципального управления

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Элина Николаевна Рычихина Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 1. С. 33-47. 
Определение результативности управления является важным фактором деятельности любой социально-экономической системы, в том числе и муниципального образования. Однако разнообразные составляющие внутренней и внешней среды, влияющие на организацию, их подвижность не позволяют максимально точно определить эффективность управления. Одним из возможных направлений в этой деятельности является формирование управленческого мониторинга муниципального образования. Но при этом и мониторинг требует, в свою очередь, определения эффективности его проведения. В статье автором предлагаются подходы к определению эффективности управленческого мониторинга муниципального образования, разработаны критерии и показатели этой эффективности, предлагаются методы ее определения и направления работы по совершенствованию системы мониторинга.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Екатерина Сергеевна Шугрина Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 2. С. 131-146. 
В статье отмечается, что хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в главе 2 Конституции РФ, данное право является конституционным по смыслу части 2 статьи 3, части 2 статьи 32, статей 130—133 Конституции РФ. В научной литературе нет однозначного мнения о том, что есть «право на местное самоуправление» и «право на осуществление местного самоуправления». На основании анализа мнения таких ученых как Н.С.Бондарь, В.И. Васильев, Д.Г. Жаромских, А.Е. Еремин, В.А. Максимов, А.А. Сергеев в работе делается вывод о том, что следует различать «право на местное самоуправление» и «право на осуществление местного самоуправления». Право на осуществление местного самоуправления является совокупностью индивидуальных и коллективных прав; содержание права на осуществление местного самоуправления не связано с учреждением или упразднением местного самоуправления как такового.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Антон Владимирович Богданов Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 3. С. 143-154. 
В статье рассматриваются правовые механизмы участия органов местного самоуправления в управлении системой высшего профессионального образования. На основе анализа федерального и регионального законодательства проводится классификация полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им влиять на развитие высших учебных заведений. Особое внимание уделяется изучению практики организации за счет средств местных бюджетов и осуществления дополнительных мер поддержки системы высшей школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Мерсиянова Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 1. С. 52-66. 
Фокус социологической науки в исследовании российского местного самоуправления находится в пределах различных аспектов трактовки самого понятия «местное самоуправление». Чаще всего это социальный, функциональный и институциональный аспекты. В институциональном аспекте внимание фокусируется на местном самоуправлении как социальном институте, в рамках которого население непосредственно или через создаваемые им органы участвует в решении вопросов местного значения. Речь идет об исторически сложившейся форме организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающей выполнение жизненно важных для общества функций и включающей совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, добровольных объединений граждан формального и неформального характера.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Григорьевна Нефедова Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 1. С. 166-183. 
Статья посвящена полимасштабному рассмотрению процессов поляризации сельского хозяйства и сельской местности. Новые рыночные условия привели к усилению территориального разделения труда и уходу сельского хозяйства туда, где есть ресурсы – на юг и в пригороды. Выход сельского хозяйства России из кризиса наблюдается в определенных ареалах, концентрирующихся в основном в более благоприятных природных условиях и в районах, сохранивших демографический потенциал и трудовые ресурсы. В статье рассмотрены также возможности решения аграрных проблем властными и прочими структурами в стране в целом, в рамках региона, периферийного административного района, сельского поселения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Тамара Евгеньевна Кузнецова, Тамара Евгеньевна Кузнецова Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 1. С. 98-113. 
В статье рассматриваются проблемы организации и освоения российской территории в историческом аспекте: пространственный потенциал страны, расселенческо-поселенческие факторы, механизмы, способствующие освоению и развитию российского пространства; подчеркивается важность разграничения политико-административных и социально-экономических территориальных основ федеративных отношений при формировании административно-территориального деления; исследуется динамика поселенческо-расселенческой сети; названы механизмы, ведущие к достижению сбалансированности пространственного развития страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мария Александровна Могунова Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 4. С. 48-71. 
Данная статья рассчитана не только на ученых и специалистов в области государственного и муниципального управления, но и на достаточно широкий круг читателей. Показано, как в течение довольно продолжительного исторического периода возникало и развивалось участие шведского народа в решении общегосударственных и местных проблем. В ней раскрывается специфика взаимоотношений шведского местного самоуправления и местного государственного управления, раскрыты особенности шведской системы самоуправления, которая обладает высокой степенью независимости, что отличает ее от многих других стран, где заметен процесс вливания органов местного самоуправления в государственную структуру. Здесь же Конституцией закрепляются самоуправленческие начала в системе местных органов, их самостоятельность, усиление независимости местных органов самоуправления от органов государственной исполнительной власти, которые не имеют права издавать акты обязательные для коммунальных органов самоуправления, которые подчиняются только законам и другим актам законодательной власти. Автор постарался показать то, как шведам удалось в рассматриваемой системе местных органов сочетать решение задач местного и общегосударственного значения. В статье ставилась цель раскрыть то, как происходит в Швеции решение проблем двойного подчинения местных специальных органов органам общей компетенции на местах и центральным административным органам. При существующей системе двойного подчинения местных государственных органов они являются самостоятельными и независимыми от центра, так же как и местное самоуправление от исполнительной власти, которая располагает своей системой исполнительных органов и своей финансовой системой. В статье описывается деятельность социальных органов, представляющих в центре интересы местного самоуправления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Алексей Михайлович Калинин, Евгений Андреевич Софрыгин Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 2. С. 203-210. 
В статье рассматриваются общие вопросы организации мониторинга деятельности органов местного самоуправления, оцениваются первые результаты практического внедрения в Российской Федерации системы контрольных показателей в 2010 г., предлагается вариант совершенствования наблюдения за деятельностью муниципалитетов. Основным недостатком оценки качества деятельности органов местного самоуправления в России является низкая периодичность его проведения, делающая невозможным учет результатов при бюджетном планировании и при решении оперативных вопросов на региональном уровне. Решение указанной проблемы возможно при переходе к ежеквартальному, а по отдельным показателям – ежемесячному мониторингу. Учитывая, что значительная часть используемых в настоящее время показателей отслеживается Росстатом или региональными органами власти именно ежеквартально или ежемесячно, предлагаемый вариант перехода к оперативному мониторингу качества муниципального управления не потребует значительных усилий и в то же время обеспечит региональные власти и местное самоуправление оперативной и достоверной информацией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Людмила Викторовна Макущенко Вопросы государственного и муниципального управления. 2009.  № 3. С. 93-113. 
Статья посвящена проблемам межбюджетных отношений муниципального уровня. Система межбюджетных отношений рассматривается на примере одного из самых благополучных муниципальных образований страны – Сургутского района ХМАО. Проведенный там анализ ситуации свидетельствует о необоснованном сокращении налогов, отчисляемых в местные бюджеты. В статье утверждается, что бюджетное регулирование, согласно которому часть средств возвращается на муниципальный уровень в качестве субсидий, субвенций и финансирования целевых программ, является, по существу, механизмом экономического давления государственных структур на местное самоуправление, что противоречит Конституции Российской Федерации и имеет негативные, как социальные, так и экономические, последствия. В статье содержатся предложения и рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений на муниципальном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Мерсиянова Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 3. С. 149-168. 
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собойкомплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающихи регулирующих деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения. В статье ТОС рассматривается как форма гражданского участия на местном уровне, как социальный институт и сфера реализации интересов населения;дается характеристика вовлеченности россиян в ТОС, в повседневные практикисамоорганизации и благотворительности по месту жительства, оценка благотворительных ресурсов актива жилищной самоорганизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Нина Ивановна Миронова Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 3. С. 82-105. 
В данной статье предпринята попытка проанализировать действующее федеральное и региональное законодательство, которым регулируются вопросы территориальных преобразований, а также связанные с ними вопросы организации местного самоуправления и организации государственного управления внутри субъекта Российской Федерации. Акцент сделан на правовых коллизиях, вызванных законодательным смешением процедур деления территории субъекта Федерации на муниципальные образования и на административно-территориальные образования. Эти коллизии используются некоторыми руководителями районов и регионов, чтобы «изобрести» новые механизмы территориального передела в угоду политическим предпочтениям и субъективному пониманию удобства управления на соответствующей территории, что ведет к неэффективности как муниципального, так и государственного управления. Автор, сопоставляя принципы «деконцентрация» и «децентрализация» власти, выявляет четкое отличие между делением территории субъекта РФ на муниципальные образования и административно-территориальные единицы. Отмечается, что действующая в современной федеративной России система децентрализации, включающая местное самоуправление, никак не отменяет для любого уровня публичной власти возможность деконцентрации с целью удобства управления. Этим активно пользуются федеральные органы, реже - муниципальные. В то же время в результате правовых пробелов в законодательстве (отсутствия определения понятий «административно-территориальное образование» и «административно-территориальное устройство»), а также в связи с сохранением прежних традиций управления появляется опасность некорректного регулирования вопросов административно-территориального управления. Тем самым создаются условия для ущемления прав граждан на местное самоуправление.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Михайлович Плюснин Вопросы государственного и муниципального управления. 2008.  № 3. С. 38-50. 
0
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Мерсиянова, Ирина Игоревна Солодова Вопросы государственного и муниципального управления. 2010.  № 1. С. 160-179. 
Статья основана на результатах исследования фондов местных сообществ (ФМС). ФМС являются некоммерческими организациями, аккумулируют и распределяют переданные им как пожертвования ресурсы коммерческого сектора, органов власти и частных благотворителей, направляют средства на решение актуальных проблем территории. В статье раскрываются организационные особенности ФМС, их специфика как грантодающих организаций, характеризуется взаимодействие ФМС и органов власти, показано влияние экономического кризиса 2009 г. на их функционирование. Технология ФМС является альтернативным механизмом для повышения резуль- тативности государственного и муниципального управления социальной сферой. За счет вовлечения групп доноров и населения ФМС развивают формы общественной активности и гражданского участия, происходят процессы институционализации благотворительности. В условиях экономического кризиса повышается роль ФМС как инструмента поддержания на уровне конкретной территории качества жизни населения, ее экономических и социальных элементов.
ресурс содержит прикрепленный файл