Эксоцман
на главную поиск contacts
Организационная культура и климат (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 21

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Adrian Furnham, Athena Xenikou Human Relations. 1996.  Vol. 49. No. 3. P. 349 - 371. 
Авторы отмечают рост интереса к концепции корпоративной культуры, который привел к разработке различных вопросников для ее измерения. Для систематических сравнений культур различных организаций необходимы стадартизированные методики, которые позволяют использовать статистические методы обработки. Как правило, исследователи вместо рассмотрения целостной культуры концентрируют свое внимание на наиболее важных, с их точки зрения, аспектах организационной культуры. Наиболее популярной является операционализация данного понятия в виде совокупности поведенческих норм или ценностей. В исследовании были использованы два вопросника, определяющие ценности как приоритеты или предпочтения, и два, определяющие поведенческие нормы или ожидания в отношении поведения и взаимодействия членов организации. Организационные ценности можно оценить вопросником организационных убеждений (Organizational beliefs questionnaire), созданным Сашкиным (Sashkin), и анкетой корпоративной культуры (Corporate culture survey), разработанной Гласером (Glaser). Их субшкалы, как утверждают авторы статьи, мало пересекаются по содержанию пунктов. Инструменты для измерения поведенческих норм включали вопросник организационной культуры (Organizational culture inventory) Кука и Лафферти (Cooke & Lafferty) и анкету культурного разрыва (culture gap survey), созданную Килманном и Сакстон (Kilmann & Saxton). Эти инструменты показывают значительное пересечение в измерениях, используемых для оценки организационной культуры. Целью исследования была количественная оценка культуры с помощью четырех различных описанных выше вопросников, которые, по мнению авторов, являются адекватными измерительными инструментами культуры. Гипотеза исследования состояла в предположении высокой корреляции результатов, полученных по пересекающимся по содержанию субшкалам четырех вопросников. Выборка испытуемых состояла из работников двух британских организаций (издательская компания и косметическая фирма) - 157 человек от 20 до 69 лет. В одной компании работники заполняли три вопросника, а в другой - все четыре. Корреляционный анализ данных показал конвергентную валидность пересекающихся субшкал всех четырех вопросников, которые измеряют одни и те же теоретические конструкты. Факторный анализ результатов выделил шесть легко интерпретируемых факторов, которые, таким образом, обеспечивают эклектичную концептуальную рамку для измерений организационной культуры.
Опубликовано на портале: 17-05-2004
Charles A. O'Reilly III California Management Review. 1989.  Vol. 31. No. 4. P. 9 - 25. 
Обсуждаются вопросы внутренней культуры организации, ее важности с управленческой точки зрения - как можно ее развивать и поддерживать, то есть управлять ею. Проблема корпоративной культуры достаточно широко освещается в научной и деловой литературе. Многие ученые, консультанты и руководители фирм рассматривают наличие сильной, инновационной и т.д. культуры как условие экономического успеха организаций. По мнению автора, культура тем не менее не всегда является позитивной силой. Она может создавать трудности для организации. Автор останавливается на определении внутренней культуры организации. Она может пониматься как система социального контроля, отличная от систем формального контроля. (Если нам нравятся те, с кем мы работаем, и мы разделяем общие с ними ожидания, то мы находимся под контролем всякий раз, когда мы с ними вместе.) Автор приводит практически значимое, по его мнению, определение организационной культуры Шварца и Дэвиса как совокупности убеждений и ожиданий, разделяемой членами организации. Эти убеждения и ожидания порождают нормы, которые сильно влияют на поведение индивидов и групп. Таким образом, культура организации - это ее центральные нормы. Нормы - это ожидания по поводу соответствующего и несоответствующего поведения и отношений. Они являются социально созданными стандартами, которые помогают нам интерпретировать и оценивать события. Внутри организации нормы подразделяются на направляющие убеждения высших менеджеров (как нужно делать дела) и нормы, которых придерживаются нижние уровни организации (как дела реально делаются). Кроме того нормы могут поддерживаться широко, но не очень интенсивно (интенсивность одобрения), а по некоторым нормам в организации могут наблюдаться расхождения в отношении их принятия (степень консенсуса). Сильная культура существует только в случае высокой интенсивности одобрения и широкого консенсуса в отношении нескольких ключевых ценностей. Автор отмечает, что культура является показателем (и фактором) преданности работников своей организации. Организационная приверженность обычно рассматривается как психологическая связь с организацией, включая чувство вовлеченности в работу, лояльность и веру в ценности организации. Выделяют три процесса или стадии приверженности: податливость (compliance), идентификацию (identification) и интернализацию (internalization). Организации можно классифицировать на основе типа приверженности, который демонстрируют их члены. Например, члены религиозных организаций привержены на уровне интернализации, фирмы с сильной культурой характеризуются наличием членов с сильной идентификацией с ними, а большинство корпораций обладает не приверженными, а податливыми работниками, не вовлеченными в дела фирмы за пределами их личных интересов. Далее автор рассматривает возможности развития организационной культуры и приверженности к организации посредством конструирования социальной реальности с помощью сильных ситуаций - ситуаций, в которых существуют ясные стимулы и ожидания к поведению и установкам. Для этого можно использовать четыре психологических механизма: участие в управлении, символический менеджмент, информацию от других (менеджеров и коллег), всеобъемлющую систему вознаграждения.
Опубликовано на портале: 11-12-2003
Denise Rousseau Group and Organization Studies. 1990.  Vol. 15. No. 4. P. 448 - 460. 
В статье профессора Школы менеджмента Келлога при Северо-западном университете штата Иллинойс (США) Д. Руссо описано исследование нормативных убеждений в 32 отделениях Общенациональной добровольной организации обслуживания. 236 штатных сотрудников попросили заполнить опросник организационной культуры (Organizational Culture Inventory) Р. Кука и Дж. Лафферти. Данные об успехах в области основной деятельности организации (сбор денег на благотворительные нужды) были получены из архивных документов. Руссо смогла показать, что определенные культурные нормы связаны с реальной производительностью так же, как с восприятием работниками ясности ролей, ролевым конфликтом, общей удовлетворенностью и склонностью остаться в организации. В частности, нормативные убеждения, ориентированные на безопасность, были отрицательно связаны с эффективностью деятельности организации и отношением сотрудников к работе, в то время как нормы (культуры), ориентированные на командную работу, были связаны с установками работников позитивно. На основании полученных результатов автор сделала предположение, что эффективное исполнение связано с децентрализацией функции принятия решений, постановкой ясных и четких целей исполнения, наделением работников полномочиями.(С.А. Липатов)
Опубликовано на портале: 26-01-2004
Dianne S. Lewis Leadership and Organization Development Journal. 1996.  Vol. 17. No. 1. P. 12 - 19. 
В статье дается критический обзор литературы об организационной культуре - от концепции организационного развития до современного интереса к TQM (тотальное управление качеством). В ходе анализа выявляется связь между тремя понятиями - организационной культурой, организационным развитием TQM. Данная статья представляет собой первую часть обзора, в которой сосредоточены материалы по определению понятия организационной культуры и методам ее изучения, диагностики и измерения (тематика раннего периода). Литература об организационной культуре пошла многими путями с тех пор, как предмет изучения, обозначенный как культура корпорации, впервые возник в Business Periodicals Index в 1982 г. Д. Льюис выбрала только наиболее репрезентативные образцы концепций. В статье детально рассмотрена связь понятия организационной культуры с традиционной моделью организационного развития как запланированного изменения, которое концентрируется на достижении благополучия персонала и эффективности организации без разрыва с ее естественным жизненным циклом. С возникновением интереса к изменению организационной культуры теория организационного развития включила в себя данное понятие. Автор разделяет представление Э. Шейна об организационной культуре как базовых представлениях об организации, которые разделяются ее персоналом. Это идеационалистское понимание культуры окрашивает, по признанию автора, большую часть ее анализа литературы. Особенно это заметно при обзоре литературы, посвященной проблемам изучения, диагностики и измерения культуры. Кроме самого понятия культуры, исследователей интересовали способы ее диагностики. Предлагаемые в литературе техники диагностики очень сильно отличаются друг от друга, но почти все они включают исследование поведения. Однако поведение не всегда является точным индикатором ценностей и лежащих за ним представлений. Автор высказывается против бытующей в литературе упрощенной и однозначной интерпретации поведения. По ее мнению, техники диагностики должны быть глубже, чем простое наблюдение поведения или анализ и классификация ответов на вопросы. Есть предложения использовать для диагностики культуры построение ее профиля, однако, по мнению автора, эти методы дают неполную информацию об организационной культуре, а, главное, не могут вскрыть ее сущность. Интересными для Льюис представляются методы, позволяющие установить неосознаваемые членами организации представления - феноменологические и этнографические методы. По ее мнению, эти методы являются наиболее успешными для точного раскрытия культуры конкретных организаций.
Опубликовано на портале: 18-05-2004
F.William Brown Leadership and Organization Development Journal. 1998.  Vol. 19. No. 7. P. 374-385. 
В статье Ф. У. Брауна, сотрудника колледжа бизнеса университета штата Монтана (США), оценивается эффективность теории конкурирующих ценностей Куинна-Рорбаха как средства для определения потребностей в развитии человеческих ресурсов. Статья представляет собой отчет о проекте, предпринятом для оценки актуального состояния организационной культуры и сравнения его с желаемым будущим состоянием. Анализ возможного разрыва между этими двумя состояниями используется с целью определения конкретных навыков персонала, которые необходимо развить и активировать, чтобы перевести организацию из актуального состояния в желаемое. Первичной целью исследования являлось определение ценности как теории конкурирующих ценностей, так и методического инструмента, созданного на ее основе для определения потребностей в развитии персонала организации. Во введении кратко описывается модель Р. Куинна и Дж. Рорбаха, которая была создана на основе обзора литературы по проблемам лидерства и организационной эффективности. В основу модели положены две оси ценностей. Горизонтальная ось отражает дихотомию внутреннего и внешнего фокуса в ориентации организации. Данное измерение указывает на преобладание интереса либо к устройству внутренних дел, либо к укреплению положения организации как целого во внешней среде. Вертикальная ось связана с организационной структурой, на ней распределяется преобладание в организации либо контроля, либо гибкости. Оба измерения образуют четыре квадранта, которые отражают доминирующие темы (или модели) в организационной теории. Верхний правый квадрант был назван автором моделью открытых систем, в которой ценятся адаптивность, способность изменяться, ориентация на внешние ресурсы и потребителей. Нижний правый квадрант, разделяет внешний фокус ориентации с моделью открытых систем, но отличается от нее ориентацией скорее на контроль, чем на гибкость. Он получил название модели рациональной цели, в которой предпочтение отдается эффективности в смысле продуктивности, четкости целей, всеобъемлющему планированию. Нижний левый квадрант (ориентация на контроль и внутренний фокус) представляет модель внутренних процессов, характеристиками которой являются стабильность, контроль, преемственность, управление информацией. Верхний левый квадрант содержит модель человеческих отношений, основанную на внутренней ориентации и гибкости и включающую в себя ценности человеческого развития, сплоченности, поддержку морального духа. Исследование проводилось в одном из фермерских кооперативов Среднего Запада США, было опрошено 12 человек совета директоров и 24 человека из числа постоянных работников. В качестве методического инструмента оценки использовался вопросник Куинна-Камерона, предназначенный для диагноза степени представленности в организационной культуре четырех архетипов организации: корпоративная команда (большая гибкость и внутренний фокус), отзывчивая адхократия (высокая гибкость и внешний фокус), рациональная фирма (высокий контроль и внешний фокус) и стабильная иерархия (высокий контроль и внутренний фокус). Каждый архетип описывается шестью параметрами - аспектами организационной культуры: 1) доминирующие характеристики; 2) лидерство; 3) организационный клей; 4) климат организации; 5) критерии успеха (организации в целом); 6) стиль руководства. Респонденты распределяли между четырьмя архетипами 100 очков, причем в первой версии вопросника это соответствовало их представлению об организации в настоящем, а вторая версия оценивало представление о желаемом будущем, то есть видение наиболее желательного пути развития организации. Таким образом, простым сложением очков можно определить, к какому архетипу тяготеет данная организация в настоящем и к какому, по представлению ее членов, должна стремиться в будущем. Результаты исследования показали, что в обеих группах респондентов представления о будущем характере организационной культуры кооператива отличны от оценки современного ее состояния, и что обе группы желают изменений в одном направлении (к большей выраженности черт кооперативной команды и стабильной иерархии и меньшей рациональности фирмы). Исследователь пришел к выводу о полезности модели конкурирующих ценностей для определения потребностей в развитии навыков и способностей персонала, необходимых для осуществления организационных изменений.
Опубликовано на портале: 26-04-2006
М.В. Плотников Общественные науки и современность. 2006.  № 3. С. 132-148. 
Основная идея статьи состоит в том, что социальные нормы организаций оказывают существенное влияние и на идентичность личности их сотрудников. Чем сильнее давление организационных норм на человека, то есть чем более жестко они предписывают ему необходимость тех или иных действий, тем сильнее и глубже деструкция его индивидуальности. При этом сильные корпоративные культуры не повышают эффективность организаций, а напротив, существенно снижая их способность к качественным изменениям и критической рефлексии, ведут их к "эволюционной немощи" – такое образование само погибает там, где могла бы погибнуть лишь гипотеза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2011
Владимир Артурович Штроо, Э.С. Петрова Прикладная юридическая психология. 2008.  № 2. С. 6-19. 
В статье рассматривается категория мифа в организационном контексте. На основе анализа функций, выполняемых организационным мифом, и его специфических особенностей авторы связывают его с такими понятиями, как ценности организации, организационная культура. В качестве ключевых функций организационного мифа авторы называют коммуникативную и интегрирующую функции. Мифотворческая коммуникация в организации рассматривается как необходимое условие для создания у членов организации единого смыслового поля значений, образующих общее мировоззрение и, тем самым, способствует социально-психологическим механизмам интегративных процессов в организации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2010
Владимир Артурович Штроо Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007.  Т. 4. № 1. С. 151-157. 
Целью данной статьи яв­ляется исследование возможностей переноса проблематики защитной активности группы в организационный контекст с опорой на накоплен­ный за последние два десятилетия теоретический и эмпирический мате­риал в зарубежной и отечественной социальной психологии. В статье рассматривается понятие «организационная защита», описываются организационные защитные практики и механизмы, обосновывается связь между организационной культурой и защитной активностью, демонстрируемую как самой организацией, так и отдельными группами вну­три нее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2010
Аркадий Ильич Пригожин Общественные науки и современность. 2010.  № 2. С. 126-139. 
В окончании статьи (начало см. «ОНС»,2010,№ 1) автор сосредоточил внимание на таких темах, как: возможна ли смена ценностей? что есть рефлексия – узнавание себя? что такое ценностная рефлексия? Эти вопросы подводят к анализу таких тем, как смысл жизни, роль индивидуальных особенностей понимания его в текущей деловой культуре и практике. Выделяются различные психотипы личностей и рассматривается их влияние на развитие различных деловых ситуаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Николаевна Могутнова Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 130-136. 
Отмечается, что в отечественной литературе не сложилось четкого и однозначного определения значения понятия корпоративной культуры. Дается пояснение, что термин "корпоративный" происходит от латинского "corporatio" - объединение, сообщество. Автор, к сожалению, не уточняет, что он позднелатинский и в него входят слова: corpus – составляющая единое целое совокупность, и ratio – расчет, разум, мышление. Корпорация в исходном значении термина — это совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели. Не случайно А. Файоль рассматривал укрепление и поддержание «корпоративного духа» как базовый принцип управления предприятием. С опорой на работы профессора В.В. Щербины проводится систематизация различных направлений, сформировавшихся в изучении организационной культуры. Автор выделяет среди них две большие группы – прагматический и феноменологический подходы «в соответствии с их общим отношением к роли культуры в изменении и развитии организаций и повышении эффективности их деятельности» (с. 131). Особенность прагматического подхода – ориентация на управление корпоративной культурой (это подразумевает, что ее формирование и изменение исходит от руководителей и создателей организации). При феноменологическом подходе корпоративная культура понимается как система ценностей и представлений, задающая рамки индивидуального поведения членов организации. Отмечается, что большинство исследований в настоящее время ведется в русле прагматического направления. Автор обосновывает ту точку зрения, что корпоративная и организационная культура представляют собой самостоятельные феномены и что эти понятия не следует отождествлять. Выделены функции корпоративной культуры и предложено авторское видение ее структуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Евгений Григорьевич Ясин, Надежда Михайловна Лебедева Форсайт. 2009.  Т. 3. № 2. С. 16-26. 
В статье ставится вопрос о влиянии культуры (базовых ценностей, менталитета) на отношение к инновациям. Приводятся данные об инновационной активности России в сравнении с другими странами и результаты кросскультурных исследований связи культурных ценностей (по Ш. Шварцу) и отношения к инновациям в России и Канаде. Анализируются результаты исследований социально-психологической базы инноваций и инновационного климата в России. Предлагаются рекомендации по преодолению культурного и психологического барьеров на пути инновационного развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2012
М.А. Кузьмин Экономические науки. 2011.  № 5. С. 251-255. 
Разнообразие специфики проявления содержания и характера труда затрудняет создание эффективной и универсальной оценочной системы кадрового потенциала. Решение этой задачи требует определения обобщенного показателя комплексной оценки трудового потенциала индивида и кадрового потенциала организации. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-03-2006
Анастасия Дмитриевна Чанько Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 4. С. 29-54. 
В статье представлен анализ результатов пилотажного исследования организационной культуры восьми российских компаний. Исследование предусматривало массовые опросы разных категорий персонала организации (топ-менеджмента, линейного менеджмента, сотрудников) по вопроснику OCAI К. Камерона и Р. Куинна. Проведено сравнение данных российских компаний с усредненными культурными профилями, полученными авторами методики при анализе зарубежных компаний. Акцентируется внимание на сведениях, позволяющих определить задачи практических исследований, адекватные диагностическим возможностям вопросника OCAI.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
А.Г. Пригожин Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 12-22. 
Автор исходит из того, что основная проблема любого общества ­ не в материальной бедности, а в бедности социальной, ибо именно вторая вызывает первую, а не наоборот. Один из факторов социальной бедности России ­ низкий уровень деловой культуры. Разумеется, изменение деловой культуры ­ дело длительное. Однако реально воздействовать на организационную культуру в рамках каждого предприятия или фирмы. И при накоплении определенной массы микроизменений открывается возможность воздействия на деловую культуру и в целом общую культуру. Характеризуются уровни организационной культуры и даются рекомендации по ее преобразованию.
Опубликовано на портале: 08-10-2010
Сергей Алексеевич Липатов Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. . 1997.  № 4. С. 55-65. 
В статье рассматриваются теоретические представления об организационной культуре. В самом общем виде можно выделить два способа использования данного понятия:  1) культура как одна из организационных подсистем наряду с технологической, административной и т.д., которая выполняет функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников; 2) культура как то, чем организация является. Так же описываются частные модели организационной культуры (концепция Харриса и Морана, концепция Шейна) и проблемы её диагностики.
ресурс содержит прикрепленный файл