Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Опубликовано на портале: 22-06-2010
Игорь Семенович Кон Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 4. P. 5-16. 
Мужcкое здоровье как глобальная социальная проблема (в отличие от мужских болезней) появляется в мировой науке в 1970-е гг. как один из аспектов феминистских гендерных исследований. После этого было выполнено множество медико-биологических и социальных исследований мужской психологии, отношение к телу, здоровью, болезни и безопасности. Согласно теории гегемонистской маскулинности (Reiwyn Connell) и мужской идеологии ((Donald Levant), один из самых пагубных социально-психологических факторов мужского (не)здоровья заключается в традиционных стереотипы мужественности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Екатерина Викторовна Батаева Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 136-153. 
В статье представлены результаты визуального анализа гендерного содержания телевизионной коммерческой рекламы. В визуальной социологии можно выделить два плана анализа — “социальной иконографии” и “социальной иконологии” (Э.Панофски). В статье представлена методика кодификации иконограмм, презентирующих модели гендерного поведения, используемые в современной рекламе. Проведена структурная интерпретация результатов исследования, направленного на выявление социальных тенденций, отражаемых в рекламном поле. Исследование гендерной визуальности современной рекламы проводилось методом семиотического контент-анализа. Почти половина (46,7%) проанализированных рекламных видеотекстов оказались гендерно нейтральными (в них либо вообще не были использованы мужские и женские образы, либо акцентировались универсальные личностно-поведенческие (а не гендерные) аспекты мужских и женских социальных практик). Что касается гендерно ориентированных рекламных текстов (53,0%), то наибольшей популярностью в них пользуется “женская модель” (Ж.Бодрийяр) нарциссизма и обольстительности (41%). Второе место в социологическом рейтинге наиболее востребованных в рекламном поле моделей гендерного поведения занимает “мужскаямодель” (34,5%), а далее—по степени убывания следуют модели “феминистка”, “женщина-домохозяйка”, “заботливая мать”, “андрогин” и “passive man”. Можно констатировать, что отечественная ТВ-реклама в большей степени ориентирована на практику воспроизводства, а не ”ломки" (Ж.М.Дрю) гендерных стереотипов: более “востребованными” в рекламном пространстве остаются стереотипные модели, которые составляют 5/6 всего объема гендерно ориентированной рекламы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2010
Виктория Анатольевна Суковатая Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 67-95. 
Статья посвящена анализу автобиографических нарративов украинских женщин, чья молодость приходится на военный и послевоенный периоды. Методология исследования основывается на принципах гендерной теории, устной истории и философия повседневной жизни. Целью исследования является реконструкция источников идентичности женщин в советской (сталинской) период, пути ихсексуальной индивидуализации в условиях тоталитарной власти, соотношение личных и общественных событий в памяти женщин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Елена Стрельник Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 4. P. 147-154. 
Статья направлена на систематизацию теоретических и методологических подходов к анализу гендерного неравенства. Автор анализирует основные концепции гендерного неравенства в современной социологической теории, такие как функционалистская и конфликтологическая, феминистские теории (либеральные, марксистские, радикальные и социалистические), а также стратификационный и конструктивистский подходы. Кроме того, рассматривается соотношение между феминистским и социологическим пониманием в исследовании гендерных отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Наталия Лавриненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 136-160. 
Статья посвящена исследованию взаимоотношений партнеров по браку с точки зрения гендерного равенства/неравенства. Для описания украинской семьи с этой точки зрения использованы данные государственной статистики, а также мониторинговых исследований, проводимых Институтом социологии НАНУ начиная с 1992 года. Рассмотрены такие актуальные гендерные проблемы современной семьи, как высокий уровень конфликтности и разводов; распределение власти в семье, а также гендерная дискриминация женщин. В современных социальноэкономических условиях институт семьи  приспосабливается к новым обстоятельствам жизни и видоизменяет консенсуальные гендерные контракты. Гендерные отношения в украинской семье имеют особенности, связанные с конфликтом между представлениями украинцев о желаемых моделях брачно-семейных отношений (которые видятся как традиционные, преимущественно патриархатные) и реально существующими типами организации семейной жизни, где доминируют эгалитарные отношения. В целом гендерные отношения в украинской семье, хотя и медленно, но развиваются в демократическом направлении, что является одним из важных гарантов  демократического будущего Украины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Наталия Лавриненко, Александр Рудик Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 111-135. 
Анализ ситуации в малом бизнесе с точки зрения уровня представительства женщин, эффективности и условий их труда, а также наличия/отсутствия фактов гендерной дискриминации является целью статьи. Исследование гендерного аспекта малого бизнеса осуществлено на основе анализа данных статистики, вторичного анализа данных экономических и социологических исследований, а также данных собственного исследования методом фокус-групп, Гендерный анализ сферы малого бизнеса привел к следующим выводам: имеет место горизонтальная гендерная сегрегация, когда женщины преимущественно концентрируются в менее прибыльных видах занятости (торговля, сфера услуг, фермерство). Транспорт, связь и строительство — это направления деятельности мужчин-предпринимателей. Условия труда в таких отраслях, как торговля на рынках и в сельском хозяйстве, крайне тяжелые и вредные для здоровья. Нужны немедленные меры по улучшению условий труда женщин, составляющих большинство работающих на рынках. Гендерная дискриминация просматривается в феномене, который отмечали все опрошенные женщины, от женщин чаще и более нагло требуют взятку, чем от мужчин-предпринима телей. По оценке женщин-предпринимателей эффективность их труда с  точки зрения прибылей никак не отличается от труда мужчин, работающих рядом с ними. Большая проблема для женщин, работающих в малом бизнесе, – получение социальной помощи при рождении ребенка. Для наемных работников (как мужчин, так и женщин) в сфере бизнеса проблемой является надлежащее оформление трудовых отношений. Очень часто они работают без оформления трудовых соглашений и записи в трудовой книжке (так называемый теневой рынок труда). Основная гендерная проблема, обнаруженная в разговоре с женщинами — отсутствие рефлексии относительно гендерных проблем общества. Таким образом, в сфере гендерных отношений украинского общества существует конфликт между представлениями о нормативных гендерных ролях, понимаемых преимущественно как традиционные, и реально существующими типами гендерных отношений в семье и на работе, среди которых преобладают гендерно-эгалитарные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2005
Владимир Ильич Паниотто Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 163-170. 
The author considers that the monogamous marriage dominant in the majority of modern countries is supported due to social but not biological factors (the primates,predecessors of humans, were not monogamous). The main idea is to show that love is a social and psychological mechanism developed for protection and support of monogamy; it makes the norms regulating monogamous behavior more efficient.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2006
Эльвира Ильюшина Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
Глобализация стала весьма популярной темой многих общественных науках. Статья посвящена изучению сущности глобализации как социально-экономического процесса. Автор рассматривает некоторые особенности развитых стран Запада, связанные с глобализацией, с тем чтобы выяснить соответствие западных моделей проблемам украинского общества, в частности задачам построения национального государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Анатолий Арсеенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 114-137. 
В статье с критических позиций рассматривается современная глобализация как проявление имперских амбиций США, их стремления установить мировое господство после Второй мировой войны. Анализируются существенные сдвиги во внешней и внутренней политике США, которые произошли после разрушения мировой социалистической системы и Советского Союза и привели к расширению разрыва между богатыми и бедными странами, а также внутри первых и вторых. Автор уделяет особое внимание разоблачению мифов о так называемом “выравнивании” нашего мира в результате глобализации и показывает возрастание бедности и социального и экономического неравенства в США и других капиталистических странах на рубеже двух веков, которое связано, с одной стороны, со стремительным обогащением правящей верхушки в мире капитала, с другой стороны, со значительным абсолютным и относительным ухудшением положения трудящихся и среднего класса, особенно в период нынешнего глобального финансово-экономического кризиса. На основании анализа тенденций мирового развития автор приходит к выводу об антинародной направленности американского глобализма и неолиберализма и ставит вопрос о необходимости смены нынешней модели “глобализации по американски”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Виктор Петрович Степаненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 156-175. 
В статье проанализированы феномен и понятие глобального гражданского общества. Принципиальная методологическая предпосылка анализа состоит в понимании глобального гражданского общества как следствия развития противоречивых процессов глобализации и как нового актора в рамках мировой политики. Рассмотрены различные стратегии и ответы глобального гражданского общества на вызовы глобализации — от поддержки и сотрудничества в системе глобального менеджмента до политического движения антиглобализма. Особое внимание уделено проблемам воздействия глобального гражданского общества на авторитарные режимы (“эффект бумеранга”). В заключение изложены выводы относительно особенностей украинской политической и культурной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Чарльз Тилли Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 4. P. 38-49. 
Согласно автору статьи, либо правители получают средства правления посредством их производства или покупки благодаря монополизации товаров, либо извлекают у населения, что влияет на характер правления. Демократизация также происходит при условии, если правители привыкают полагаться на принятие гражданами инструментов их управления.  
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2013
Дэвид Лейн Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 2. P. 37-58. 
В статье изучается важность продвижения "гражданского общества" как составляющей новых форм управления, которые предлагается ввести в ЕС и его государствах-членах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Виктор Петрович Степаненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 5-23. 
Анализируется понятие гражданского общества, предложенное в теоретических рамках культурной социологии и ценностного анализа Дж. Александера Обсуждается новый методологический подход к сфере гражданского общества, представляемого через структурную сеть символических кодов и бинарных дискурсов, в частности дискурсивных структур акторов, социальных отношений, и социальных институций. Анализируются проблемы институционализации гражданского общества как напряжения между идеальным и реальным гражданским обществом. Такой теоретический подход с использованием данных эмпирических социологических исследований позволяет проследить институционализацию гражданского общества в посткоммунистических странах, в частности в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Елена Злобина, Владимир Резник Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 177-194. 
Статья посвящена проблеме гражданской самоидентификации в каче5стве социального актора в рамках территориального общности. Авторы впервые сосредоточивают внимание на изучении “пересечения” гражданской идентичности и других ее видов, а также исследуют сосуществование и взаимодействие между различными гражданскими идентичностями. Территориальная самоидентификация рассматривается  во временной динамике (в течение 1992–2006 годов), с учетом социально-демографических факторов и показателей идентификации населения в гражданском пространстве Украины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Владимир Дубровский, Януш Ширмер, Уильям Грейвс-третий, Евгений Иванович Головаха, Алексей Гарань, Ростислав Павленко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 54-70. 
В работе исследуются политико-экономические механизмы, ведущие к экономическим реформам, даже если государство ”захвачено” искателями ренты, как это было с Украиной в 1990-е годы. Мы доказываем, что поиск ренты может быть устойчивым в течение длительного времени явлением, только если участников процесса принудительно координирует авторитарный арбитр если только социальный капитал не окажется довольно мощным, чтобы самостоятельно решить проблемы координации. Такое построение взаимосвязано с человеческой пассивностью и неспособностью постичь преимущества рыночной координации на основе прав частной собственности. Пока не произойдет такой смены общественного сознания, когда уже возникшие рыночные институции начнут вытеснять структуры, связанные с поиском ренты, ослабление авторитарного контроля и координации в результате технического и общественного прогресса будут оставаться главным долгосрочным фактором реформ. Хотя подобное ослабление не только не может остановить поиск ренты, но даже способно облегчить его, недостаток контроля делает его неустойчивым и, в конечном счете, требует замены принудительной координации рыночной на основании общей защиты прав собственности. С другой стороны, чем дольше продолжается эта стадия, тем более сильными становятся промежуточные (нередко неофициальные и даже незаконные) социальные структуры и практики поиска ренты, подпитываемые поступлениями из неконтролируемых ее источников и способные в дальнейшем препятствовать установлению рыночного порядка. За счет этого механизма рыночные реформы могут происходить при отсутствии как “альтруистского” реформистского правительства, так и соответствующих групп интересов.
ресурс содержит прикрепленный файл