Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Выпуски:
Capitalis [статья]
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Юлий Бородянский, Ю.И. Саенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 4. P. 155-173. 
Тема данной статьи представлена в тезисе о капитале как атрибутивной характеристике, отличающей человека от представителей животного мира. Ссылаясь на то, что латинское capitalis означает “голова”, авторы высказывают предположение, что capitalis присущ человеческому существованию как первоначало, инстинкт материальной и духовной экспансии. Экономическая интерпретация capitalis основывается на том, что капитал является его частным случаем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Анна Фирковская-Манкевич Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 5-23. 
Статья посвящена весьма важному и вместе с тем спорному феномену влияния интеллектуального потенциала человека (измеряемого стандартизированными тестами) в динамическом соотношении социальным происхождением респондентов и их карьерой и социальным статусом во взрослой жизни. Анализ основан на панельном исследовании, проводившемся в Варшаве в течение почти 25 лет, начиная с 1974-го (когда были проанализированы IQ и социокультурные показатели 14 тыс. подростков г. Варшавы) и заканчивая 1995–1999 годами (когда изучались жизненные карьеры и актуальный интеллектуальный потенциал тех же людей уже в 30-летнм возрасте в сопоставлении с их исходным IQ в подростковом возрасте). Результаты анализа показывают, что IQ оказался довольно адекватным прогнозным показателем жизненной карьеры, понимаемой в терминах объективных показателей социального статуса. Однако роль IQ не следует переоценивать, поскольку имеются и другие коэффициенты, которые сложнее измерить эмпирически, например, происхождение или личностные характеристики, также влияющие на жизненную карьеру.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Евгений Иванович Головаха Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 197-203. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Аркадиуш Карвацкий, Доминик Антонович Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 36-70. 
Государственные (а позднее постгосударственные) сельскохозяйственные сообщества в Польше годами формировали специфический синдром “культуры бедности”. Члены таких сообществ не могли получить какой-либо социальный капитал через системы воспитания или образования. Социологи исследуют предпосылки образования андеркласса в среде постгосударственных сельхозработников. Хотя данный процесс развивается в течение многих лет, ряд исследователей выражают сомнения относительно возможности формирования андеркласса в Польше, что может быть связано и с объяснительными, и с терминологическими расхождениями между ними, а также с особенностями моделирования этого феномена. Однако проведенные авторами статьи исследования и анализ литературы дают основания говорить о существовании польского андеркласса (локального характера), который сформировал собственную систему поведения, ценностей и норм, которые можно трактовать как “культуру бедности”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Марианна Клочко, Питер К. Ордешук Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 136-154. 
Большинство экономических теорий предполагают, что оценки будущего – его весомость в сопоставлении с настоящим в процессе принятия решений – неизменны, внешне обусловлены и по существу не разнятся в рамках данного общество. Подтверждение правомерности такого предположения можно получить, если данный параметр индивидуального выбора окажется решающим в определении вероятности вовлеченности человека в кооперированное действие, как и вероятности того, что он будет придерживаться демократических принципов и конструктивно участвовать в утверждении эффективных и основанных на сотрудннчестве рынков. Исследование осуществлялось на основе сопоставления двух выборок украинской молодежи — тех, кто надолго обосновался Западе для завершения образования, и тех, кто остается в Украине. При этом авторы исходят из допущения, что студенты, длительное время живущие на Западе, в отличие от остающихся в Украине, более склонны к кооперированному действию, а также большее значение придают будущему, причем такие оценки являются функцией времени пребывания на Западе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Елена Стрельник Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 4. P. 147-154. 
Статья направлена на систематизацию теоретических и методологических подходов к анализу гендерного неравенства. Автор анализирует основные концепции гендерного неравенства в современной социологической теории, такие как функционалистская и конфликтологическая, феминистские теории (либеральные, марксистские, радикальные и социалистические), а также стратификационный и конструктивистский подходы. Кроме того, рассматривается соотношение между феминистским и социологическим пониманием в исследовании гендерных отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Виктор Петрович Степаненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 156-175. 
В статье проанализированы феномен и понятие глобального гражданского общества. Принципиальная методологическая предпосылка анализа состоит в понимании глобального гражданского общества как следствия развития противоречивых процессов глобализации и как нового актора в рамках мировой политики. Рассмотрены различные стратегии и ответы глобального гражданского общества на вызовы глобализации — от поддержки и сотрудничества в системе глобального менеджмента до политического движения антиглобализма. Особое внимание уделено проблемам воздействия глобального гражданского общества на авторитарные режимы (“эффект бумеранга”). В заключение изложены выводы относительно особенностей украинской политической и культурной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Ирина Добронравова, Леонид Финкель Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 168-180. 
Синергетическая стратегия человеческих действий, направленных на выбор предпочтительной социальной самоорганизации предполагает понимание того, какой вид хаоса присутствует в самоорганизационной среде. В статье предлагается толкование среды политической самоорганизации в Украине как динамического, но не статистического хаоса. Данный подход основан на синергетической интерпретации визуализированных структур, полученных посредством математической обработки данных выборов в Верховную Раду Украины в 1998 и 2002 годах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Андрей Малюк Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 176-196. 
Статья посвящена различным подходам к пониманию современной фазы развития мировой цивилизации, разработанным в рамках глобализационного дискурса и мир-системного анализа. Автор делает ударение на том, что дискурс глобализации и мир-системный анализ являются конкурентными аналитическими перспективами. Если глобалисты считают современный период качественно новой фазой формирования глобальной системы, то сторонники мир-системного анализа полагают, что сущность новой великой трансформации определяет кризис современной мировой капиталистической системы и переход к новой исторической системе. Сопоставление глобализационного дискурса и мир-системного анализа демонстрирует, что последний позволяет получить более ясное представление о социальной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Марек М. Каминьский Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 105-135. 
Реформы в области избирательной системы обернулись кардинальными политическими последствиями для посткоммунистической Польши. Мажоритарная система ускорила падение коммунизма, тогда как позднейшие поправки к избирательному закону позволили бывшим коммунистам снова обрести былую влиятельность. Несмотря на состязание за высокие показатели представительства и приоритетное внимание политических акторов к избирательному проекту, все их манипулятивные усилия едва ли были вознаграждены. Причины их просчетов состояли, прежде всего, в отсутствии методологической экспертизы, а также непредвиденных сдвигах в избирательских преференциях, появлении новых кандидатов и коалиций, которые происходили в период между принятием нового избирательного закона и выборами. Существенные отличия в этом отношении между партиями не были обнаружены. Однако можно констатировать, что по ходу времени эффективность политической инженерии большинства политических субъектов возрастает.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2007
Ольга Дмитриевна Куценко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 65-79. 
Статья посвящена обсуждению особенностей политических преобразований в постсоветской Украине. В определении политического режима автор неоинституционального подхода, фокусирующего внимание на акторах, что позволяет изучать индивидуальные и коллективные социальные практики, связанные с интересами акторов, условиями действия и его стратегиями, обусловливаемыми габитусами акторов, социальными капиталами, ресурсами и правилами. Автор демонстрирует нелиберальный характер политического режима, который установился в Украине в середине 1990-х годов, и осмысливает дальнейшие пути его развития. Рассматриваются социально-политические факторы феномена «Оранжевой революции».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Александр Резник Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 155-167. 
Статья посвящена определению факторов стабильности украинского общества. Автор предлагает методологический подход к изучению феномена стабильности в слабо интегрированном обществе. В контексте факторов стабильности рассматриваются институциональные особенности формирования региональных элит, предпосылки этнической стратификации и предотвращения межэтнических конфликтов в Украине. В частности, одним из таких факторов оказывается легитимация цинизмом как следствие высокого уровня деморализации украинского населения, обусловливающей ценностную аномию, отстраненность от любых активных действий (включая сепаратистские), способных представлять угрозу политической стабильности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2007
Серегй Коноплицкий Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 186-193. 
Социальный потенциал Всемирной паутины отвечает начальной стадии постижения данного феномена. Новые формы межличностных интеракций, связанные с расширением средств коммуникации остаются terra incognita в отечественной социологии и требуют детального исследования. Автор очерчивает перспективные линии исследования Интернета, например: компьютерно-опосредованная коммуникация, исследование on-line-сообществ, изучение аудитории Всемирной сети, сетевых сообществ, сетевой социализация и т. п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Кшиштоф Горлях, Збигнев Дронг, Петр Новак Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 85-97. 
В статье проанализированы тенденции преобразований в аграрном секторе Польши. Мы задавались вопросом, существуют ли, несмотря на исторические особенности польского аграрного сектора, достойные внимания проявления развития в Польше типичного для рыночной экономики фермерства и, вместе с тем, несельскохозяйственных видов деятельности среди сельских жителей. Для поиска ответом авторы обращаются к анализу особенностей хозяйственной деятельности наряду с изменениями в социоэкономической структуре аграрного сектора. Данные Всеобщей переписи населения Польши 2002 года показывают, что сельскохозяйственная деятельность больше не является главным источником доходов для существенной части сельского населения Польши. Большая доля жителей сельской местности живут за счет социальной помощи и разного рода льгот. В то же время, структурные изменения свидетельствую о процессах диверсификации ферм (исчезающие «середняки»), концентрации земли в рамках крупных сельхозпредприятий, возрастании уровня механизации ферм, увеличении средних размеров землевладения и, соответственно, уменьшение их числа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Дорота Ранцев-Сикора Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 70-84. 
В данной статье автор предпринимает попытку объяснить природу конфликта в рамках экологического дискурса, характерного для Польши. Четыре группы участников дискурса стали предметом рассмотрения: профессиональные экологи, участники экологического общественного движения, лесники и охотники. Автор анализирует публикации в соответствующих журналах в течение 1992–2001 годов. Проанализированы такие основные проблемы: групповая идентичность, соотношение дискурсивных стилей с конфликтностью поведения. Исследование позволило дать описание групповых культур, связанных с особенностями различных культурных систем, таких как: феодализм (охотники), Просвещение (профессиональные экологи), индустриальное общество (лесники) и постиндустриальное общество (экологическое общественное движение). Можно сделать вывод, что культурные отличия между участниками дискурса весьма существенны, что сказывается на эффективности коммуникации между ними.
ресурс содержит прикрепленный файл