Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Выпуски:
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Кирилл Грищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 3-14. 
20 лет, казалось бы, недолгий период существования для академическо­го учреждения. Но это вторая круглая дата, и уже есть основания подвести некоторые итоги своей деятельности, оценить бесспорные достижения, проанализировать проблемные вопросы, осмыслить пути и направления дальнейшего развития социологической науки в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Андрей Зоткин Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 84-110. 
В статье детально рассмотрено отношение политических субъектов и региональных сообществ к децентрализации государственной власти. Проанализированы тексты программ партий и дискурс политических заявлений представителей разных политических сил. Особое внимание сконцентрировано на анализе результатов опросов населения относительно расширения прав регионов и местных общин. Результаты позволяют говорить о специфике оценки децентрализации (как политического интереса) политическими субъектами и региональными сообществами. Если для первых практический интерес представляют отдельные составные элементы децентрализации власти, а не федерализация страны в целом, то для населения ряда регионов автономизм является скорее механизмом самозащиты в условиях перманентных политических кризисов. Автономистские интересы, более выразительно проявившиеся в отдельных регионах, детерминированы внешними (отношение к союзу Украины с Россией и Беларусью, перспективы вступления в НАТО) и языковыми факторами. Однако результаты опроса жителей АР Крым позволяют предполагать, что автономия в Крыму сейчас не является действенным механизмом для реализации интересов крымского регионального сообщества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Евгений Иванович Головаха Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 193-195. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Максим Репка Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 221-223. 
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник / Пер. с польск. Н.В.Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е.Покровский. —М.: Логос, 2007. — 168 с. + 32 с. цв. ил.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Михаил Мищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 41-51. 
В статье исследуется влияние результатов президентских выборов 2004 и 2010 годов на эмоциональное самочувствие сторонников двух политических лагерей  (“оранжевого” и “бело-голубого”). Выявлены общие черты и различия между представителями этих групп в эмоциональном реагировании на изменения политической ситуации. В ситуации представленности в обществе сторонников различных идеологических концепций, при разных, иногда противоположных оценках ими течения общественно-политических процессов существует вероятность возникновения эмоциональной поляризации общества. Автор показывает, что уровень эмоциональной поляризации в украинском обществе, который был высоким в 2005 году, постепенно снижается. Однако ход политических событий продолжает влиять на эмоциональное самочувствие граждан. Относительно высокая эмоциональная значимость развития политических процессов для “оранжевого” электората наряду с неудовлетворенностью их протеканием позволят делать вывод о наличии выраженного протестного потенциала у “оранжевого” электората.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2012
Валерий Казаков Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 84-97. 
В статье исследуется проблема определения внешнего и внутреннего конфликтов, выявляется их сущность и содержание, атрибутивные характеристики и различия их как социальных феноменов. Анализируются подходы к решению этой проблемы со стороны как российских авторов (Дмитриев, Кудрявцев), так и представителей теоретической мысли Запада (Хорни, Козер, Хабермас). Выявляются как недостаточно проясненные аспекты предлагаемых решений, так и их позитивные (конструктивные) стороны, на базе которых предлагается ряд авторских определений внешнего и внутреннего конфликтов (например, краткое и широкое). Указывается на метаморфозы внутреннего конфликта во внешний и делается вывод о необходимости использования понятия “предельной социальной системы” для решения проблемы. Способность и состоятельность такой системы в ограничении протекания конфликта какими‑либо нормами и силовыми акциями позволяет сделать вывод о том, что такого рода конфликт является внутренним. Отсутствие таких качеств у социальной системы по отношению к другим конфликтам позволяет определять их как внешние.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Михаил Мягков, Питер К. Ордешук Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 13-40. 
В статье используется несколько индикаторов фальсификации официальных результатов президентских выборов на избирательных участках Украины в 2010 году; полученные результаты сравниваются с данными третьего тура президентских выборов 2004 года. Примененные индикаторы были разработаны и использованы ранее при оценке выборов в России, Украине, на Тайване, в Мексике и Венесуэле. В целом авторы приходят к выводу, что Виктор Янукович одержал победу над Юлией Тимошенко в свободном и  честном соперничестве. Использованные индикаторы позволили проверить в 2010 году даже меньшие подозрения, чем в заключительном туре 2004 года. Таким образом есть основание согласиться с мнением независимых наблюдателей о том, что ни один из претендентов не получил преимущества за счет сколь-нибудь значительного количества сомнительных голосов или заключительных подсчетов. Нет оснований поддерживать заявление Тимошенко после выборов о невозможности признать победу, одержанную за счет более миллиона сфальсифицированных голосов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Екатерина Викторовна Батаева Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 136-153. 
В статье представлены результаты визуального анализа гендерного содержания телевизионной коммерческой рекламы. В визуальной социологии можно выделить два плана анализа — “социальной иконографии” и “социальной иконологии” (Э.Панофски). В статье представлена методика кодификации иконограмм, презентирующих модели гендерного поведения, используемые в современной рекламе. Проведена структурная интерпретация результатов исследования, направленного на выявление социальных тенденций, отражаемых в рекламном поле. Исследование гендерной визуальности современной рекламы проводилось методом семиотического контент-анализа. Почти половина (46,7%) проанализированных рекламных видеотекстов оказались гендерно нейтральными (в них либо вообще не были использованы мужские и женские образы, либо акцентировались универсальные личностно-поведенческие (а не гендерные) аспекты мужских и женских социальных практик). Что касается гендерно ориентированных рекламных текстов (53,0%), то наибольшей популярностью в них пользуется “женская модель” (Ж.Бодрийяр) нарциссизма и обольстительности (41%). Второе место в социологическом рейтинге наиболее востребованных в рекламном поле моделей гендерного поведения занимает “мужскаямодель” (34,5%), а далее—по степени убывания следуют модели “феминистка”, “женщина-домохозяйка”, “заботливая мать”, “андрогин” и “passive man”. Можно констатировать, что отечественная ТВ-реклама в большей степени ориентирована на практику воспроизводства, а не ”ломки" (Ж.М.Дрю) гендерных стереотипов: более “востребованными” в рекламном пространстве остаются стереотипные модели, которые составляют 5/6 всего объема гендерно ориентированной рекламы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Наталия Лавриненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 136-160. 
Статья посвящена исследованию взаимоотношений партнеров по браку с точки зрения гендерного равенства/неравенства. Для описания украинской семьи с этой точки зрения использованы данные государственной статистики, а также мониторинговых исследований, проводимых Институтом социологии НАНУ начиная с 1992 года. Рассмотрены такие актуальные гендерные проблемы современной семьи, как высокий уровень конфликтности и разводов; распределение власти в семье, а также гендерная дискриминация женщин. В современных социальноэкономических условиях институт семьи  приспосабливается к новым обстоятельствам жизни и видоизменяет консенсуальные гендерные контракты. Гендерные отношения в украинской семье имеют особенности, связанные с конфликтом между представлениями украинцев о желаемых моделях брачно-семейных отношений (которые видятся как традиционные, преимущественно патриархатные) и реально существующими типами организации семейной жизни, где доминируют эгалитарные отношения. В целом гендерные отношения в украинской семье, хотя и медленно, но развиваются в демократическом направлении, что является одним из важных гарантов  демократического будущего Украины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Наталия Лавриненко, Александр Рудик Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 111-135. 
Анализ ситуации в малом бизнесе с точки зрения уровня представительства женщин, эффективности и условий их труда, а также наличия/отсутствия фактов гендерной дискриминации является целью статьи. Исследование гендерного аспекта малого бизнеса осуществлено на основе анализа данных статистики, вторичного анализа данных экономических и социологических исследований, а также данных собственного исследования методом фокус-групп, Гендерный анализ сферы малого бизнеса привел к следующим выводам: имеет место горизонтальная гендерная сегрегация, когда женщины преимущественно концентрируются в менее прибыльных видах занятости (торговля, сфера услуг, фермерство). Транспорт, связь и строительство — это направления деятельности мужчин-предпринимателей. Условия труда в таких отраслях, как торговля на рынках и в сельском хозяйстве, крайне тяжелые и вредные для здоровья. Нужны немедленные меры по улучшению условий труда женщин, составляющих большинство работающих на рынках. Гендерная дискриминация просматривается в феномене, который отмечали все опрошенные женщины, от женщин чаще и более нагло требуют взятку, чем от мужчин-предпринима телей. По оценке женщин-предпринимателей эффективность их труда с  точки зрения прибылей никак не отличается от труда мужчин, работающих рядом с ними. Большая проблема для женщин, работающих в малом бизнесе, – получение социальной помощи при рождении ребенка. Для наемных работников (как мужчин, так и женщин) в сфере бизнеса проблемой является надлежащее оформление трудовых отношений. Очень часто они работают без оформления трудовых соглашений и записи в трудовой книжке (так называемый теневой рынок труда). Основная гендерная проблема, обнаруженная в разговоре с женщинами — отсутствие рефлексии относительно гендерных проблем общества. Таким образом, в сфере гендерных отношений украинского общества существует конфликт между представлениями о нормативных гендерных ролях, понимаемых преимущественно как традиционные, и реально существующими типами гендерных отношений в семье и на работе, среди которых преобладают гендерно-эгалитарные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Анатолий Арсеенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 114-137. 
В статье с критических позиций рассматривается современная глобализация как проявление имперских амбиций США, их стремления установить мировое господство после Второй мировой войны. Анализируются существенные сдвиги во внешней и внутренней политике США, которые произошли после разрушения мировой социалистической системы и Советского Союза и привели к расширению разрыва между богатыми и бедными странами, а также внутри первых и вторых. Автор уделяет особое внимание разоблачению мифов о так называемом “выравнивании” нашего мира в результате глобализации и показывает возрастание бедности и социального и экономического неравенства в США и других капиталистических странах на рубеже двух веков, которое связано, с одной стороны, со стремительным обогащением правящей верхушки в мире капитала, с другой стороны, со значительным абсолютным и относительным ухудшением положения трудящихся и среднего класса, особенно в период нынешнего глобального финансово-экономического кризиса. На основании анализа тенденций мирового развития автор приходит к выводу об антинародной направленности американского глобализма и неолиберализма и ставит вопрос о необходимости смены нынешней модели “глобализации по американски”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Владимир Дубровский, Януш Ширмер, Уильям Грейвс-третий, Евгений Иванович Головаха, Алексей Гарань, Ростислав Павленко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 54-70. 
В работе исследуются политико-экономические механизмы, ведущие к экономическим реформам, даже если государство ”захвачено” искателями ренты, как это было с Украиной в 1990-е годы. Мы доказываем, что поиск ренты может быть устойчивым в течение длительного времени явлением, только если участников процесса принудительно координирует авторитарный арбитр если только социальный капитал не окажется довольно мощным, чтобы самостоятельно решить проблемы координации. Такое построение взаимосвязано с человеческой пассивностью и неспособностью постичь преимущества рыночной координации на основе прав частной собственности. Пока не произойдет такой смены общественного сознания, когда уже возникшие рыночные институции начнут вытеснять структуры, связанные с поиском ренты, ослабление авторитарного контроля и координации в результате технического и общественного прогресса будут оставаться главным долгосрочным фактором реформ. Хотя подобное ослабление не только не может остановить поиск ренты, но даже способно облегчить его, недостаток контроля делает его неустойчивым и, в конечном счете, требует замены принудительной координации рыночной на основании общей защиты прав собственности. С другой стороны, чем дольше продолжается эта стадия, тем более сильными становятся промежуточные (нередко неофициальные и даже незаконные) социальные структуры и практики поиска ренты, подпитываемые поступлениями из неконтролируемых ее источников и способные в дальнейшем препятствовать установлению рыночного порядка. За счет этого механизма рыночные реформы могут происходить при отсутствии как “альтруистского” реформистского правительства, так и соответствующих групп интересов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2012
Анатолий Арсеенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 28-48. 
Статья посвящена исследованию воздействия современного глобального финансового и экономического кризиса на рынок рабочей силы и социально‑экономическое положение трудящихся в США и странах‑членах Европейского Союза. Особое внимание обращается на обострение проблемы безработицы в названных странах под влиянием кризисных явлений в глобальной экономике и социальные последствия сокращения занятости в ходе кризиса. Автор анализирует регулирование рынка рабочей силы в США и странах ЕС, делает сравнительный анализ динамики безработицы в Новом и Старом Свете, показывает ухудшеение положения американского и европейского рабочего класса в результате кризиса. На конкретных примерах автор показывает неадекватность многих мифов так называемой новой экономики, которая якобы списывает циклические колебания капиталистического производства в исторический архив. Также исследуется виртуальный характер информационной экономики и последствия финансиализации экономики США и ЕС в контексте внедрения неолиберальной модели экономического развития в капиталистическом мире. На основе анализа современной мировой ситуации автор приходит к выводу о системном характере первого глобального финансового и экономического кризиса, крушении неолиберальных моделей капиталистического развития на пороге нового ХХІ века и необходимости поиска и реализации более прогрессивного, гуманного, демократического и справедливого способа общественного производства и развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Сергей Макеев, Анжела Патракова, Анна Домаранская Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 85-100. 
На основании данных репрезентативного опроса с использованием модуля  ISSP “Социальное неравенство–IV” авторы выясняют, каким видят граждане Украины сформировавшийся в стране тип социальной стратификации и каким он должен быть. Применение факторного анализа позволяет обнаружить, где именно, по мнению респондентов, проявляется самая высокая степень неравенства. При помощи специальной процедуры агрегирования селективно отобранных суждений определяются признаки, дифференцирующие оценки существующих неравенств, и конструируется стратифицированная классификация респондентов по их восприятию ситуации неравенства. Среди украинского населения преобладает представление о том, что общество, в котором они живут, глубоко стратифицировано по биполярному принципу: масса и очень малочисленные “другие”. Формирование “желаемой” модели стратификации невозможно без основательной модернизации механизма воспроизводства неравенств. Кроме того, сопоставление последних данных по Украине (2009) и доступных данных по модулю “Социальное неравенство–IV” (1999) предыдущей волны ISSP дает основания утверждать, что украинские граждане оценивают уровень существующих неравенств в социально и личностно значимых сферах жизни гораздо более критично, чем население Европы и обеих Америк.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Наталия Ковалиско Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 123-135. 
В статье рассматривается социальное неравенство как определенная совокупность стратификационных порядков, постоянно воспроизводимых в каждом обществе. Доминантной в исследовании стратификационных  порядков является конъюнкция “позиции&диспозиции”, позволяющая выявить и объяснить специфику поведения индивидов и общностей, действующих тем или иным образом, поскольку они представляют собой носителей определенного габитуса (как совокупности диспозиций). Таким образом, стратификационные порядки – это позиции, иерархически упорядоченные на основе некоего множества критериев неравенства, определяющих, какой из агентов (индивид, группа, страта) занимает высшее, а какой низшее место в социальном расслоении общества. Диспозиции же являются продуктом прошлого опыта и присутствуют в социальных агентах как схемы восприятия, мышления и действия. Положение общностей в социальной структуре формируется на основе всей совокупности стратификационных порядков, методологически и методически обосновываемых исследователем в рамках определенной теоретической парадигмы или подхода.
ресурс содержит прикрепленный файл