Sociology of Education
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Robert T. Blackburn, Mary Jo Clark
Sociology of Education.
1975.
Vol. 48.
No. 2.
P. 242-256.
Рассматриваются проблемы, связанные с
оценкой эффективности работы профессорско-преподавательского состава, и
конфликт между двумя основными профессиональными ролями в сфере высшего
образования: роли преподавателя versus роли исследователя. Для эмпирического анализа
авторы выбрали «типичный» гуманитарный колледж.
В ходе исследования администрация, преподаватели (относительно коллег и себя) и студенты
составляли рейтинг для 45 штатных сотрудников колледжа (85% от всего ППС) по двум
параметрам: 1) эффективность их преподавания и 2) общий вклад в развитие колледжа.
Оказалось, что в большой мере оценки коллег по работе и студентов совпадают.
В меньшей степени (но все же статистически значимо) упомянутые оценки совпадают с
мнением администрации. Что же касается самих преподавателей, то их мнение о самих
себе не коррелирует ни с одной из других групп ответов.
В заключение дается вариант объяснения феномена неадекватной самооценки преподавателей с психологической
точки зрения.


Опубликовано на портале: 24-02-2004
David Kamens
Sociology of Education.
1974.
Vol. 47.
No. 3.
P. 354-378.
Рассматривается вопрос о том, при каких условиях колледжи непосредственно
влияют на распределение ролей среди студентов. Исходная предпосылка исследования:
образовательные учреждения (в частности, вузы) способны изменять ролевые и статусные позиции студентов только в
тех направлениях, которые считаются в данном обществе приемлемыми. Это предположение восходит к
идее Мейера (Meyer) о т.н. привилегиях (charters) возможности влияния организаций
на внешнюю среду, которыми общество наделяет социализирующие институции. С этой точки
зрения колледжи можно различать (а) по их конечному «продукту» - выпускаемым
специалистам и (б) по переменам в положении индивидов, которые провоцированы обучением в данном колледже.
Автор задается еще одним вопросом: автономен ли вуз в своем влиянии на
принятие студентами решений ролевого выбора (в данном случае двух типов решений:
о профессиональном выборе и решение о том, остаться ли дальше студентом данного
колледжа). Эмпирический материал исследования составила выборка студентов из 99 академически
престижных американских колледжей. На этом массиве проверялись гипотезы о
влиянии престижа колледжа на принятие студентами двух указанных типов решений ролевого
выбора.


Curriculum, Credentials, and the Middle Class: A Case Study of a Nineteenth
Century
High School [статья]
Опубликовано на портале: 30-01-2003
David F. Labaree
Sociology of Education.
1986.
Vol. 59.
No. 1.
P. 42-57.
This historical case study of a prominent nineteenth-century high school analyzes
one example of the development of the hegemonic curriculum. This developmental process
hinged on the complex relationship between the high school and its middle-class constituency,
a relationship that was mediated by the market in educational credentials. Shaped
by bourgeois ideological principles (merit, self-discipline, and utility), the curriculum
of the mid-1800s provided the school's middle-class constituents with a valuable
form of symbolic wealth: i.e. educational credentials. However, by the 1880s the
market in educational credentials changed. Alternative suppliers appeared on the
scene, and the middle class began looking beyond a high school diploma to the acquisition
of professional credentials. This market pressure forced the high school to revamp
its course of study. What emerged was a version of the modern hegemonic curriculum,
in which knowledge is stratified, academic, and appropriated through individual competition.

Опубликовано на портале: 24-02-2004
Trevor Williams
Sociology of Education.
1975.
Vol. 48.
No. 4.
P. 432-456.
Исследуется связь между мотивацией школьников, направленной на продолжение
обучения, и ожиданиями учителей относительно своих учеников.
Для анализа этого взаимодействия была разработана модель причинно-следственной
связи, которая проверялась последовательно на первом,
втором и четвертом
году обучения в старшей школе. Оценка модели производилась на панельных данных примерно
шести тысяч канадских старшеклассников (отдельно по каждому полу). В соответствии
с полученными результатами
получилось, что ученики социализируют
своих учителей в гораздо большей степени, чем учителя - учеников.
По утверждению автора, общее влияние ожиданий учителей на развитие академических
интересов учеников оказалось минимальным.


Опубликовано на портале: 23-12-2002
Ronnelle Paulsen
Sociology of Education.
1996.
Vol. 64.
No. 2.
P. 96-110.
In this article, social class effects in the political socialization found in education
are examined in relation to individual participation in collective action. It is
proposed that the way school reinforces the family socialization of class position
and the class-related structure of education produce a sense of political efficacy
among middle-class students. An analysis of data from a nationwide longitudinal survey
of high school seniors shows that political efficacy, being a leader in school organizations,
taking college preparatory courses, and attending school in an urban setting encourage
later activism among students from families with moderate to high levels of socioeconomic
status.

Innovation in Organizations: The Case of Schools / Инновативность организаций (на
примере школ) [статья]
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Ronald G. Corwin
Sociology of Education.
1975.
Vol. 48.
No. 1.
P. 1-37.
Рассматривается проблема эмпирической оценки инновативности
организаций на примере школ. Предварительно обсуждается
вопрос об адекватной операционализации понятия инновативность . В итоге
было отобрано более 30 переменных, связанных
с инновативностью (ролевые и статусные
характеристики директоров и учителей, уровень внешней поддержки изменений и т.п.).
Основные выводы исследования. 1) Коэффициенты ранговой корреляции
и Хи-квадрат показывают, что инновативность школ возрастает с повышением уровня образования
директората и учителей; с ростом преподавательского стажа учителей; с увеличением доли преподавателей-мужчин
в коллективе, степени поддержки нововведений со стороны местного сообщества
и (при прочих равных) со стороны учительских организаций;
с ростом числа федеральных программ, осуществляемых в школе: с расширением
города и школы. 2) Инновативность уменьшается с распространением стандартизации процесса
обучения. 3) Регрессионный анализ показал, что характеристики учителей и социального
окружения объясняют гораздо большую часть дисперсии, чем характеристики директорского
состава. 4) Переменные социального окружения наибольшее влияние оказывали в проблемных
школах, в то время как характеристики директората – в школах для среднего класса.
Влияние характеристик учителей в обоих случаях было очень сильным. 5) 29% дисперсии было объяснено шестью переменными: характеристиками учителей, количеством
федеральных программ, в которых участвует школа, размером города, поддержкой со стороны
местных жителей, размером школы и долей учителей-членов NEA.


Опубликовано на портале: 24-02-2004
David Elesh
Sociology of Education.
1973.
Vol. 46.
No. 4.
P. 371-395.
В исследовании тестируются две гипотезы: 1) если в рамках некоторой группы
организаций отношения носят конкурентный характер, то скорее всего, эти организации
функционально схожи; и наоборот 2) чем выше функциональная схожесть между центральной
организацией в группе и другими ее членами, тем больше вероятность того, что отношения
между организациями примут конкурентный характер. Для эмпирической проверки выдвинутых
гипотез были использованы данные, касающиеся конкуренции между колледжами и университетами
за новых студентов. В итоге подтвердилась только первая из названных гипотез.


School Bureaucratization and Alienation from High School / Бюрократизация школы и
отчужденность [статья]
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Barry D. Anderson
Sociology of Education.
1973.
Vol. 46.
No. 3.
P. 315-334.
Исследуется связь возрастающей бюрократизации
школьного образования (в частности, все большей его формализации) со степенью отчужденности
старшеклассников. Эмпирическая база исследования
построена на выборке учащихся из 18 школ. Тестировалось наличие связи между
чувством отчужденности у старшеклассников и их восприятием степени бюрократизации
школы. Исследование было нацелено на решение следующих задач: 1) сконструировать
адекватную шкалу для измерения двух рассматриваемых феноменов; 2) определить наличие/отсутствие
связи и оценить ее силу. Для построения шкал использовались конвенциональные характеристики
бюрократизации и отчужденности, на основе которых были сконструированы переменные –
«факторы второго порядка». Тестирование гипотезы о наличии
связи между факторами второго порядка и оценка нескольких регрессионных
моделей показали, что в данной модели значительная доля дисперсии в
поведении переменной «отчуждение» для всех обследованных школ объясняется
двумя факторами бюрократизации второго порядка – контролем поведения и закреплением
статусов.


Опубликовано на портале: 23-12-2002
David Weakliem, Julia McQuillan, Tracy Schauer
Sociology of Education.
1995.
Vol. 68.
No. 4.
P. 271-286.
Many observers believe that intellectual ability has become a more important determinant
of occupational success in recent decades and that social-class differences in ability
have consequently increased. This article examines changes in occupational-class
differences in scores on a test of verbal ability for people born between the late
19th century and the 1960s. Contrary to the usual view, class differences have become
smaller among people born after about 1945; this development reflects changes in
the quantity and the effects of education. Therefore, current social problems cannot
be ascribed to an increasing concentration of low-ability people in the lower classes.

Опубликовано на портале: 26-02-2004
Jeffrey G. Reitz
Sociology of Education.
1975.
Vol. 48.
No. 3.
P. 308-323.
Исследуется влияние избирательной политики колледжей (сначала
в виде отбора абитуриентов, затем – отсева неуспевающих) на формирование предпочтений
студентов в академической и профессиональной сфере.
Основная гипотеза автора состоит в том, что жесткая система отсева студентов, действующая
во многих колледжах, в конечном счете способствует росту популярности тех сфер деятельности,
где требующийся общий уровень образования не так высок. Для проверки гипотезы
автором проведен вторичный анализ данных (из предыдущих двух исследований), отражающих академические и карьерные интересы
первокурсников, изучающих естественные науки.
Делается вывод о том, что эффект «относительной депривации»,
на который автор обратил внимание ранее, - далеко не единственное следствие жесткой политики
отсева.


Опубликовано на портале: 23-12-2002
Wendy Luttrell
Sociology of Education.
1989.
Vol. 62.
No. 1.
P. 33-46.
This article describes and analyzes how black and white working-class women define
and claim knowledge. It is based on participant observation in classrooms and in-depth
interviews outside school with women attending adult basic education programs. The
women's perspectives challenge feminist analyses that have identified a single or
universal mode of knowing for women; instead, they speak to complex gender, racial,
and class relations of power that shape how they think about learning and knowing.
Their claims to knowledge simultaneously accept and reject dominant social relations
and create paradoxical situations for the women as they pursue adult basic education.
