Sociology of Education
Опубликовано на портале: 24-02-2004
David Elesh
Sociology of Education.
1973.
Vol. 46.
No. 4.
P. 371-395.
В исследовании тестируются две гипотезы: 1) если в рамках некоторой группы
организаций отношения носят конкурентный характер, то скорее всего, эти организации
функционально схожи; и наоборот 2) чем выше функциональная схожесть между центральной
организацией в группе и другими ее членами, тем больше вероятность того, что отношения
между организациями примут конкурентный характер. Для эмпирической проверки выдвинутых
гипотез были использованы данные, касающиеся конкуренции между колледжами и университетами
за новых студентов. В итоге подтвердилась только первая из названных гипотез.


School Bureaucratization and Alienation from High School / Бюрократизация школы и
отчужденность [статья]
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Barry D. Anderson
Sociology of Education.
1973.
Vol. 46.
No. 3.
P. 315-334.
Исследуется связь возрастающей бюрократизации
школьного образования (в частности, все большей его формализации) со степенью отчужденности
старшеклассников. Эмпирическая база исследования
построена на выборке учащихся из 18 школ. Тестировалось наличие связи между
чувством отчужденности у старшеклассников и их восприятием степени бюрократизации
школы. Исследование было нацелено на решение следующих задач: 1) сконструировать
адекватную шкалу для измерения двух рассматриваемых феноменов; 2) определить наличие/отсутствие
связи и оценить ее силу. Для построения шкал использовались конвенциональные характеристики
бюрократизации и отчужденности, на основе которых были сконструированы переменные –
«факторы второго порядка». Тестирование гипотезы о наличии
связи между факторами второго порядка и оценка нескольких регрессионных
моделей показали, что в данной модели значительная доля дисперсии в
поведении переменной «отчуждение» для всех обследованных школ объясняется
двумя факторами бюрократизации второго порядка – контролем поведения и закреплением
статусов.

