Sociology of Education
Выпуск N3 за 1973 год
School Bureaucratization and Alienation from High School / Бюрократизация школы и
отчужденность [статья]
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Barry D. Anderson
Sociology of Education.
1973.
Vol. 46.
No. 3.
P. 315-334.
Исследуется связь возрастающей бюрократизации
школьного образования (в частности, все большей его формализации) со степенью отчужденности
старшеклассников. Эмпирическая база исследования
построена на выборке учащихся из 18 школ. Тестировалось наличие связи между
чувством отчужденности у старшеклассников и их восприятием степени бюрократизации
школы. Исследование было нацелено на решение следующих задач: 1) сконструировать
адекватную шкалу для измерения двух рассматриваемых феноменов; 2) определить наличие/отсутствие
связи и оценить ее силу. Для построения шкал использовались конвенциональные характеристики
бюрократизации и отчужденности, на основе которых были сконструированы переменные –
«факторы второго порядка». Тестирование гипотезы о наличии
связи между факторами второго порядка и оценка нескольких регрессионных
моделей показали, что в данной модели значительная доля дисперсии в
поведении переменной «отчуждение» для всех обследованных школ объясняется
двумя факторами бюрократизации второго порядка – контролем поведения и закреплением
статусов.

