Sociology of Education
Выпуск N1 за 1975 год
Innovation in Organizations: The Case of Schools / Инновативность организаций (на
примере школ) [статья]
Опубликовано на портале: 26-02-2004
Ronald G. Corwin
Sociology of Education.
1975.
Vol. 48.
No. 1.
P. 1-37.
Рассматривается проблема эмпирической оценки инновативности
организаций на примере школ. Предварительно обсуждается
вопрос об адекватной операционализации понятия инновативность . В итоге
было отобрано более 30 переменных, связанных
с инновативностью (ролевые и статусные
характеристики директоров и учителей, уровень внешней поддержки изменений и т.п.).
Основные выводы исследования. 1) Коэффициенты ранговой корреляции
и Хи-квадрат показывают, что инновативность школ возрастает с повышением уровня образования
директората и учителей; с ростом преподавательского стажа учителей; с увеличением доли преподавателей-мужчин
в коллективе, степени поддержки нововведений со стороны местного сообщества
и (при прочих равных) со стороны учительских организаций;
с ростом числа федеральных программ, осуществляемых в школе: с расширением
города и школы. 2) Инновативность уменьшается с распространением стандартизации процесса
обучения. 3) Регрессионный анализ показал, что характеристики учителей и социального
окружения объясняют гораздо большую часть дисперсии, чем характеристики директорского
состава. 4) Переменные социального окружения наибольшее влияние оказывали в проблемных
школах, в то время как характеристики директората – в школах для среднего класса.
Влияние характеристик учителей в обоих случаях было очень сильным. 5) 29% дисперсии было объяснено шестью переменными: характеристиками учителей, количеством
федеральных программ, в которых участвует школа, размером города, поддержкой со стороны
местных жителей, размером школы и долей учителей-членов NEA.

