Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Managerial Psychology

Выпуски:
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Darwish A. Yousef Journal of Managerial Psychology. 2000.  Vol. 15. No. 1. P. 6 - 28. 
Описывается исследование роли приверженности работников к организации как промежуточной переменной во взаимосвязи лидерского поведения с результатами труда, удовлетворенностью работой и производительностью труда в стране (Объединенные Арабские Эмираты), где доминирующей чертой является мультикультурная рабочая сила. Автор исходит из известного определения приверженности к организации (см. Mowday et al, 1979), которое включает три основных компонента: идентификация - сильная вера и принятие организационных целей и ценностей; вовлеченность - желание прилагать значительные усилия в интересах данной организации; лояльность - сильное желание остаться членом данной организации. Несмотря на большое количество исследований взаимосвязей между приверженностью к организации и поведением лидеров, с одной стороны, и приверженностью к организации и удовлетворенностью работой и производительностью, с другой, влияние национальной культуры (национальности) на эти взаимосвязи исследованы слабо. Поэтому исследование автора статьи было призвано ответить на следующие вопросы: 1) влияет ли национальность на взаимосвязи лидерского поведения с организационной приверженностью, удовлетворенностью работой и производительностью труда; 2) влияет ли национальная культура на взаимосвязи приверженности к организации с удовлетворенностью работой и производительностью труда; 3) влияет ли приверженность к организации на взаимосвязи лидерского поведения с удовлетворенностью работой и производительностью труда. Выборка исследования включала 430 человек, работающих в различных организациях в Объединенных Арабских Эмиратах. 47% выборки составляли местные жители, 45% - выходцы из других арабских стран, 8% - экспатрианты из Азии. Методики исследования включали вопросник лидерского поведения Р. Лайкерта, вопросник организационной приверженности Р. Маудея и специальные вопросы для измерения качества и производительности работы и вопрос об общей удовлетворенности работой. Первичные данные опроса обрабатывались с помощью методов описательной статистики и регрессионного анализа. Результаты свидетельствуют о том, что те, кто воспринимает своих руководителей как использующих консультативный и партисипативный стиль поведения, являются более приверженными своей организации, более удовлетворенными работой и более производительными работниками. Исследование подтвердило также влияние национальной культуры на взаимосвязь лидерского поведения с удовлетворенностью работой.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Peter Lok, John Crowford Journal of Managerial Psychology. 2000.  Vol. 15. No. 2. P. 108 - 125. 
Питер Лок (Университет Нового Южного Уэльса, Австралия) и Джон Кроуфорд (Технологический университет Сиднея, Австралия) представляют результаты исследования, основной целью которого была оценка взаимосвязи между ответами работников (вопросник по организационной диагностике - Organizational Diagnosis Questionnaire) и оценками организационной эффективности по специальному вопроснику (Organizational Effectiveness Questionnaire) в двух лидирующих компаниях Австралии. Всего было опрошено 349 сотрудников. Диагностические модели, как отмечают авторы, помогают консультантам по организационному развитию: 1) упорядочить данные об организации; 2) улучшить понимание организационных проблем; 3) систематически интерпретировать данные; 4) разрабатывать подходящие стратегии изменений. В данном исследовании была использована модель шести ячеек М. Вайсборда, на основе которой Р. Прециози (R. Preziosi) разработал вопросник по организационной диагностике (Organizational Diagnosis Questionnaire). Данная модель была выбрана авторами в силу ее простоты, легкости понимания для клиентов, отражения существенных действий и ключевых переменных в организации. Она с успехом внедряется в проектах организационного развития. Основным критическим замечанием к вопроснику является недостаточная проверка его психометрических свойств. Для оценки влияния переменных из диагностической модели на организационные результаты часто используется показатель эффективности. В исследовании был использован вопросник Е. Стила (Organizational Effectiveness Questionnaire) для оценки эффективности организации. Вопросники были распространены в двух компаниях, предоставляющих управленческие (компания А) и телекоммуникационные (компания Б) услуги. Возврат анкет составил 43% в компании А и 42% в компании Б. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу. В результате по вопроснику диагностики организации были получены шесть факторов, проинтерпретированные в терминах оригинальных субшкал Прециози. Факторный анализ данных по вопроснику Стила выделил два позитивно коррелирующих фактора эффективности (вместо одного по Стилу). Регрессионный анализ данных показал, что различия в оценках организационной эффективности в двух обследованных организациях частично можно объяснить различиями в ответах на вопросник по диагностике организации.