Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Опубликовано на портале: 08-09-2004
Jean Ambert, Yvon Gattaz, Roger Arnaldez, Alan Perfitt Директор школы. 1998.  № 7. С. 65-72. 
Статья содержит высказывания французских академиков о будущем школы, и их мысли были опубликованы во французском журнале «Образование и менеджмент» (№ 19, декабрь 1997 г.).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 23-03-2011
Юрий Афанасьевич Макаров Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 82-84. 
Технология индивидуализированного обучения (ТИО), разработанная автором статьи, применяется некоторыми школами не один год. И не дает сбоя. Здесь предлагается решение одного из многих наболевших вопросов контроля знаний школьников. 
Опубликовано на портале: 02-08-2011
Галина Анатольевна Заводова Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 9-14. 
Подготовить к взрослой жизни ребенка невозможно лишь на основе определенного набора школьных знаний, которые не формируют духовность и нравственность. Это возможно только в процессе воспитания. Поэтому одной из основных задач образования является формирование духовно-нравственной личности. Однако в современной школе продолжается разрыв воспитательного и образовательного процессов: останутся ли они «близнецами-братьями»? Проект закона об образовании вызвал широкий общественный резонанс. Сотни тысяч специалистов (и не специалистов) приняли участие в его обсуждении. Порой кажется, что не осталось ни одной строки (да что там строки — буквы), которая бы не подверглась анализу пристрастных участников заочного общероссийского собрания. Тем не менее выдвинутое студенческим сообществом на встрече с премьер-министром предложение возвратиться к повторному обсуждению проекта поддержано не только главой правительства, но и общественностью. Причина неторопливости понятна: речь идет о чрезвычайно серьезных задачах, имеющих чрезвычайно важное значение. Как говорится, на кону жизненные перспективы наших детей, проблемы интеллектуального и духовного развития молодого поколения, успешность отдельной личности и всего государства в целом в ближайшей и отдаленной перспективе. Кого это может не волновать?! 
Опубликовано на портале: 01-10-2011
Ольга Владиславовна Миновская Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 80-84. 
Казалось бы, вопросам целеполагания и организации педагогического анализа посвящено множество учебных и методических пособий, статей, рекомендаций. Однако, оценивая работы классных руководителей, представленные на региональные конкурсы, каждый раз мы обнаруживаем одни и те же недостатки. А именно некорректные формулировки воспитательной цели и задач, а также некачественные аналитические материалы, которые скорее напоминают отчеты о проделанной работе. Представляется важным начать с того, что любая деятельность (в том числе и воспитательная) осуществляется по следующему алгоритму: целеполагание — планирование — организация — анализ — последействие. За «результативность» деятельности отвечает линия «целеполагание — анализ». Другими словами, анализ теряет свое значение в случае, если педагог не определил вполне конкретную и достижимую цель воспитания. Ведь если мы не знали, что мы хотели достичь, то как мы можем оценивать качество процесса и результат? В свою очередь проведение целеполагания без опоры на данные анализа (анализ исходной ситуации или анализ и оценка результатов предыдущего этапа работы) представляется просто-напросто непрофессиональным действием. Основные вопросы, на которые хотелось бы ответить в ходе рассуждения, это: что такое цель воспитания и откуда она возникает? Как ставить цель и задачи в программе работы классного руководителя? Зачем на самом деле нужен анализ деятельности классного руководителя? Как классному руководителю оценить результаты собственной деятельности?
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Андрей Бондович Бакурадзе Директор школы. 2002.  № 1. С. 31-35. 
Как вырабатывать в организации программы новшеств? Часто радужная и заманчивая программа, возникшая в недрах узкой административной группы, не находит поддержки и понимания остального коллектива.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Л. М. Кларина Директор школы. 1995.  № 3. С. 51-61. 
«Учителю об экономике и экологии для малышей». Пособие с таким названием недавно выпущено издательством «ВИТА ПРЕСС». Оно предназначено для педагогов начальной школы. По сути, это целая программа, разработанная в русле концепции личностно-ориентиро-ванного подхода к образованию и направленная на развитие экономического, экологического и социального сознания школьников. У слов «экономика» и «экология» один из корней - общий. Это - «эко», что в переводе с греческого означает «дом», «жилище», «местопребывание». Так что «экология» - это наука об отношениях между различными существами, их сообществами, населяющими наш общий «дом» - планету. А вот «экономика» (в переводе с греческого) буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства».
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-08-2004
Татьяна Фёдоровна Новикова Директор школы. 1994.  № 2. С. 48-53. 
Известно, что в практике обучения нет единого идеального подхода, а есть разнообразие форм, методов, моделей учебного процесса но эффективными -каждая в своих условиях, они становятся лишь в руках мастера-педагога. Поэтому идея многовариантности моделей развития школы получает все большее признание. Возникает большое количество инновационных учебных заведений (лицеи, гимназии, колледжи, реальные училища, школы-комплексы), ставящих целью выявить и раскрыть заложенные в ребенке потенциальные возможности и определить пути их максимального раскрытия. Что же должно быть истинным мерилом эффективности обучения в различных типах общеобразовательных учебных заведений? На наш взгляд, формирование ученика, как личности, сознающей собственную значимость. Если учащийся усвоил огромное количество материала, но не пережил радости самопознания, восприятия себя и других как личностей, можно считать, что учебная программа не выполнила поставленных задач.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 08-09-2004
Наталья Васильевна Немова Директор школы. 1998.  № 6. С. 23-29. 
Статья посвящена весьма трудному в нынешних условиях делу - подбору кадров. Далеко не всегда удается найти именно тех специалистов, которые требуются вашей школе. Кто-то не устраивает по уровню своей квалификации, а у кого-то иная специализация. Даже опытным педагогам, мастерам своего дела, нужна адаптация для того, чтобы включиться в школьную жизнь. Чаще всего выбор оказывается небольшим и приходится брать даже тех, кто не соответствует нашим требованиям. выход из этой ситуации только один: учить педагогов непосредственно в школе. Но кого именно и как?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-10-2004
Владимир Константинович Терентьев Директор школы. 2001.  № 6. С. 3-9. 
Статья посвящена профессиональным убеждениям современных управляющих, которые выражаются в ценностях менеджмента. Ценности менеджмента - это сознательный выбор системы идей, наделенных особым значением и принятых в качестве вдохновляющих и направляющих предпосылок, на основе которых менеджеры осуществляют свою профессиональную деятельность. Поговорим о пяти ценностях менеджмента, которые имеют универсальный характер, то есть нужны практически любому руководителю, в том числе и директорам школ.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Людмила Павловна Косюк Директор школы. 1995.  № 5. С. 41-49. 
Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к унифицированным мероприятиям. Они были ориентированы на «усредненного» ученика, который рассматривался не как индивидуальность, а как носитель социально заданных образцов поведения, учебных действий, отобранных для усвоения знаний. Учитель по мере сил и возможностей транслировал эти образцы поведения (действия), ученик их как-то усваивал, применял в собственном опыте. И такая схема общения педагога и учащегося долгие годы доминировала при организации образовательного процесса. Наш педагогический коллектив решил отказаться от нее.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 17-19. 
Проблемы частных школ обсуждали 17 сентября 2009 года в Департаменте образования Москвы на конференции «Стратегия развития негосударственного образования Москвы в 2009/10 учебном году». Конференция была организована Объединенным Московским Советом при Московском отделении Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ и НП «Совет по развитию общественного и негосударственного образования» при поддержке Департамента образования г. Москвы. В 2010 году негосударственному образованию исполнится 20 лет, за это время частные школы заняли почти такую же нишу в системе образования России, как и во многих странах Европы. На прошедшей конференции более 250 руководителей и учителей негосударственных образовательных учреждений Москвы, а также различных регионов России делились накопленным опытом, обсуждали перспективы развития и насущные проблемы, основные из которых связаны с финансированием, арендой помещений и лицензированием образовательной деятельности.
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Валерий Скворцов, Наталия Малахова, Владислав Николаевич Вершинин Директор школы. 2002.  № 1. С. 7-13. 
Авторы поднимают очень важную для российской глубинки проблему. Села продолжают вымирать. И пусть прямо никто до сих пор не посмел упрекнуть в этом школу, но в каждом селе уже заранее прощаются с умницей старшеклассником, непременно пророча ему светлое будущее где-то далеко-далеко за родной околицей. Так что же, продолжать делать вид, что таковой проблемы в отношениях села и школы не существует? Или посмотреть ей в глаза и попытаться сделать ее решение прямой задачей педагогического коллектива, а может быть, и всего сельского социума?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 15-07-2011
Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 27-32. 
В конце 2010 года в Институте управления образованием РАО состоялся очередной круглый стол, тема которого «Чему и как учить директоров школ?». За круглым столом собрались представители различных образовательных систем: директора школ, преподаватели и руководители системы повышения квалификации и бизнес-школ. В преддверии проведения круглого стола один из его организаторов — «Журнал руководителя управления образованием» — традиционно провел опрос среди директоров школ, завучей, руководителей и специалистов органов управления образованием, сотрудников системы повышения квалификации по данной теме. В опросе приняли участие 743 человека, в основном директора школ (65%), кроме них среди респондентов были заместители директора, руководители или специалисты органов управления образованием, учителя, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники методической службы. По результатам анкетирования выяснилось, что большинство программ повышения квалификации для руководителей школ большая часть респондентов считает актуальными.Несмотря на, казалось бы, вполне удовлетворительные результаты опроса, участники круглого стола попытались выяснить, чего именно сегодня не хватает отечественной системе повышения квалификации и что конкретно требуется современному руководителю школы в этой связи.
Опубликовано на портале: 03-08-2004
Jodie Spiro Директор школы. 1993.  № 3. С. 55-60. 
Статья профессора Колумбийского университета Джоди Спиро посвящена проблемам планирования. Собственно, эта проблема не является для нас чем-то новым, но вот понимание планирования, его ценности, как показал анализ, в сегодняшней западной культуре является иным. В чем основная ценность процесса планирования а большинстве случаев в нашей ситуации? Конечный результат, который может быть материально выражен в большем или меньшем количестве истраченной на него бумаги, нервов, времени, физических сил. Но вот план сделан, отдан в вышестоящие инстанции, доложен на коллективе. Какова его дальнейшая судьба? Увы, печальна, устойчивой характеристикой наших планов является их хроническое невыполнение. Причем это отнюдь не значит, что мы работаем хуже, чем намечалось «хотя и такое возможно». просто быстро меняются обстоятельства нашей жизни, нашей школы, и то, что казалось таким целесообразным в сентябре, может оказаться совершенно ненужным зимой. Чаще всего наши традиционные планы умирают сразу же после того, как создаются, будь то региональные программы развития, планы деятельности роно или школы. Исполнители наших планов, педагоги, прочтя или выслушав их, идут в свои классы и закрывают за собой двери. И за этими сотнями, тысячами закрытых дверей делают свое дело, далеко не всегда в соответствии с «освященными планами». Эти закрытые двери хоронят наши наметки, и мы, за редким исключением, не в состоянии помешать этому, лишь осознавая как печальную необходимость выполнять свою должностную обязанность, стараемся оградить наших подчиненных от последствий собственного планирования, достигая в написанных документах истинных дипломатических высот. Л во всем мире планирование является основным содержанием деятельности управленца. Как же сделать так, чтобы за закрытой дверью осуществлялся План? В поисках ответа необходимо вернуться к ценностям планирования. Анализ успешно реализуемых планов, как наших, так и зарубежных, позволяет сделать однозначный вывод - план реализуется в том случае, если основной ценностью этой деятельности является сам процесс планирования. Планирование рассматривается как непрерывный процесс, в который вовлечен, в той или иной степени, весь персонал учреждения. И организация такого процесса «для этого существуют специальные технологии, различные стратегии и тактики2» и есть основная задача управленца. Таким образом, планирование, в таком понимании, есть непрерывное обсуждение профессиональных проблем, согласование точек зрения на идеалы, цели, средства. Причем этот процесс должен происходить по определенным правилам, с учетом определенных закономерностей. Статьей Джоди Спиро мы открываем серию материалов, посвященных такому типу планирования.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-09-2004
Наталья Васильевна Немова Директор школы. 1999.  № 3. С. 21-26. 
Статья посвящена вопросам развития педагогического мастерства учителей, которое происходит главным образом непосредственно в школе, на рабочем месте, в условиях естественной профессиональной среды.
ресурс содержит прикрепленный файл