Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Опубликовано на портале: 31-08-2004
Александр Анатольевич Ярулов Директор школы. 1997.  № 1. С. 61-71. 
Статья посвящена опыту внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения в детских дома и школах-интернатах. Установлено, что отсутствие родительской заботы, особенно в раннем детстве, влечет за собой задержку в развитии познавательных процессов и речи. Неблагоприятные условия жизни ребенка сначала в семье, а затем в интернатном учреждении способствуют возникновению негативных форм психической напряженности - обидчивости, немотивированного упрямства, раздражительности, конфликтности. Как преодалеть напряженность? Данный вопрос рассматривается в этой статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2004
Андрей Бондович Бакурадзе Директор школы. 2000.  № 7. С. 46-52. 
Статья посвящена рассмотрению факторов, вызывающих у работника неудовлетворенность трудом, и факторов, побуждающих его работать эффективно. Первые Ф. Герцберг назвал гигиеническими, вторые - мотивационными.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-07-2011
Марина Ивановна Кузнецова Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 52-57. 
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Совсем недавно стали известны результаты PISA-2009. Они-то и заставили автора напомнить об исследованиях 2006 года, обнаруживших впечатляющий разрыв в грамотности чтения в начальной и в основной школе, и разъяснить причины и следствия этого факта.
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Adam Urbanski Директор школы. 1995.  № 4. С. 19-28. 
Город Рочестер, штат Нью-Йорк, со многих точек зрения представляет собой отличную лабораторию по испытанию методов реформирования городских школ Америки. На тридцать две тысячи школьников (две трети - представители меньшинств) приходятся две с половиной тысячи сотрудников школ. Типична для американского города и демогра4»ическая ситуация. 41% школьников - дети из неполных семей, 33% учеников девятых классов оставляют учебу, не дотянув до получения аттестата. Более половины учеников младших классов не успевают по фундаментальным академическим дисциплинам. Счет оставленных на второй год идет на тысячи, а число поступивших по окончании школы в колледж составляет меньшинство •среди выпускников. Иными словами, в Рочестере, как в капле воды, отражается картина, характерная для многих американских городов. А она вызывает серьезную тревогу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Adam Urbanski Директор школы. 1995.  № 5. С. 10-15. 
Окончание. Начало в № 4 Рочестер стал лидером в проведении образовательных реформ. Осуществляемая здесь программа предоставила преподавателям-новичкам возможности пройти интернатуру. Основная цель интернатуры - помощь в становлении и удержании на работе в школе способных молодых педагогов. Достигается она путем шефства опытных учителей (наставников) над новичками (интернами). Именно наставники и составили первую группу ведущих преподавателей. Эти специалисты, как уже отмечалось, получают повышенную зарплату; их рабочий день и учебный год более продолжительны. Первый год реализации программы завершился проведением исчерпывающих квалификационных процедур в отношении 170 «учителей-новичков» и 22 «преподавателей-наставников». Их результаты показали, что «учителя-наставники» (или какая-то иная система моральной и профессиональной поддержки) действительно нужны. Прикрепление новичка к преподавателю, искушенному в педагогической работе и руководстве коллегами, отражает практику интернатуры, сложившуюся в других областях профессиональной деятельности. Совет и поддержка наставника, безусловно, важны и ценны для тех, кто ими пользуется.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-08-2004
С. Г. Смирнов Директор школы. 1994.  № 3. С. 30-39. 
Во втором номере нашего журнала за 1993 г. мы рассказали об основных принципах аттестационной модели, созданной на базе кафедры управления образованием РИПКРО. Сегодня, выполняя обещание, публикуем некоторые образцы аттестационных заданий - тесты по истории.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 26-11-2012
Светлана Анатольевна Чистякова Директор школы. 2010.  № 4 (147).
Профессиональное выгорание — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, прежде всего — учителей. Она возникает в результате накапливания отрицательных эмоций, хронического стресса и истощает внутренние ресурсы человека. В последние годы об этой болезни говорят все чаще. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно при­знаться самому себе: «Я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включа­ются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них — рационализация, вытеснение травматических собы­тий, «окаменение» чувств и тела. Люди часто оценивают эти проявления неверно — как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность, стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действи­тельно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой нуждаетесь вы сами.
Опубликовано на портале: 04-03-2011
Павел Юрьевич Максименко Директор школы. 2010.  № 6 (149). С. 83-85. 
Исходя из своего собственного опыта, автор статьи показывает, как сильно могут расходиться сегодня позиции руководителей школ и родителей. Объективные основания для такого вывода тоже есть. Ведь несмотря на права, данные законом, реальное влияние родителей на школьное обучение остается ничтожным.Когда несколько лет назад моим детям пришло время идти в школу, я всерьез занялся ее поиском и, потратив год, нашел и хорошо изучил одну, которая находилась недалеко от дома. Три года все было не то что нормально — великолепно. Директор поддерживала в школе обстановку дружелюбия, способствовала, как могла, новшествам. Словом, полностью отвечала моим требованиям;дети тоже были довольны. Но на четвертый год случилось так, что директор ушла и управление образования назначило нового, проигнорировав и мнение коллектива, и мнение родительской общественности. Педколлектив и родители предлагали поставить на эту должность одного из заместителей директора школы, но начальство ответило, что намерено навести порядок и потому никого изнутри не назначит. О каком порядке шла речь, мы не поняли. Школа вполне устраивала подавляющее большинство сообщества, а недостатки есть везде и всегда.Вновь назначенный директор практически с первого дня взяла курс на стандартизацию школьной жизни в не лучшей из ее форм. Была немедленно запрещена взросло-детская театральная студия, один из спектаклей которой двумя годами раньше победил на театральном конкурсе «Нет фашизму!». Доступ в школу настолько затруднили родителям, что фактически стало невозможно влиять на образовательный процесс. А мы уже привыкли не на словах, не на бумажке, а на деле управлять им, иметь огромные возможности для инициативы. По нашим предложениям были введены уникальные образовательные программы по многим предметам. Теперь же в нашем классе запретили преподавать литературу по программе, по которой дети учились с 1-го класса, и только благодаря самоотверженности и честности педагога удалось этот курс не прерывать. Была разрушена семейственность обстановки, когда все праздники мы встречали вместе — учителя, родители, дети. На наш взгляд, школа быстро превращалась в подобие казармы.
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Е. А. Александрова Директор школы. 2002.  № 1. С. 19-23. 
Автор рассматривает проблемы в организации труда педагогов в школе. Как сделать так, чтобы педагог чувствовал себя комфортно и не тратил время в пустую.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2004
Владимир Викторович Уланов Директор школы. 1998.  № 3. С. 3-10. 
Статья посвящена вопросам организации управления школой с точки зрения целей развития школы и и мотивации работников. Перефразируя известную мысль, можно сказать, обращаясь к тому или иному руководителю: «Скажи мне, как устроена твоя школа, и я скажу, каковы твои реальные цели и ценности, какова мотивация твоих работников!»
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Анатолий Викторович Мудрик Директор школы. 2002.  № 10. С. 8-11. 
Автор пытается определить, что такое воспитание. Это нечто целенаправленное и планомерное. А что это "нечто"?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Александр Владимирович Алексеев Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 26-30. 
В разное время в разном контексте звучали совершенно разные ответы. Советские словари определяли педагогику как науку о воспитании. Тут же на другой странице выяснялось, что воспитание — это целенаправленное изменение личности. Практики по этому поводу ехидно усмехались, потому что ничего целенаправленного у них не получалось, личности менялись по-своему, причем не под воздействием воспитательских усилий. Получалось что-то путевое только у отдельных талантливых педагогов. А раз речь идет о таланте, тогда педагогика скорее искусство, а не наука.С давних времен педагогику рассматривали и как род политической деятельности. В пушкинские времена третьим человеком в государстве после царя и Бенкендорфа считали графа Уварова, министра образования. Известно, что Кайзер хвастался успехами школьных учителей. Это, по его мнению, привело страну к военным успехам.Интересны современные версии ответов на поставленный в заголовке вопрос. Например, сравнение педагогики с особым видом религиозной практики. Один из высших духовных чинов предлагал давать учителям даже нечто вроде обета целибата. Мнение небезосновательное, так как в наше время в этой профессии остались действительно люди блаженные, у которых материальные устремления почти полностью вытеснены духовными.Неожиданный взгляд на педагогику выявился у руководства.Это, по их мнению, не что иное, как сфера услуг, по сути, торговля — продажа своих воспитательских умений государству или частным лицам. Как закономерное следствие, у нас появилось в образовании много рекламы, шоу, гиперболизированных обещаний — всего того, что сопровождает успешную торговлю.Совсем недавно встретился еще с одной точкой зрения. Ее высказал в радиоинтервью один известный московский педагог. Педагогика — своеобразный спорт наподобие керлинга, в котором спортсмены расчищают лед специальной шваброй, корректируя движение игрового камня.Так что же такое педагогика? Наука? Искусство? Политика? Религия? Услуга? Спорт?Разобраться с этим будет легче, если попробовать вычленить основные функции современной школы как социального института. Их три.
Опубликовано на портале: 10-09-2004
Галина Аркадьевна Обернихина, Нина Ивановна Пьянкова Директор школы. 1999.  № 1. С. 66-70. 
Статья посвящена важной части работы директора школы: посещению и анализу уроков, проводимых учителями.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 1. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2011
Александр Николаевич Киося Директор школы. 2010.  № 10 (153). С. 7-9. 
Образовательная вертикаль. Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать условия для реального сетевого взаимодействия учреждений образования с целью выстраивания образовательной вертикали для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта образовательная вертикаль должна включать в себя:• реальный, а не декларативный центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции в качестве ресурсного центра для развития инклюзивного образования, осуществления координации деятельности всех инклюзивных образовательных учреждений в районе, осуществления научного руководства и оказания им методической помощи; • дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее воспитание детей с нарушениями здоровья совместно со здоровыми детьми;• инклюзивную общеобразовательную школу, имеющую систему обучения, а не только адаптирующих занятий (прогулки с собакой, катание на лошадях) детей с нарушениями здоровья, в качестве опорной площадки или ресурсного центра для разития инклюзивного образования в районе;• объединение из нескольких общеобразовательных школ, осуществляющих инклюзивное образование детей с нарушениями здоровья, специализированных по однотипному, близкому профилю нарушений ( ДЦП, ранний детский аутизм, нарушения зрения, нарушения слуха, речи и др.);• учреждение дополнительного образования, где были бы организованы целенапраленные корректирующие, а может быть, и оздоровительные занятия для детей с ОВЗ, а также включающее таких детей в кружки и творческие мастерские совместно со здоровыми детьми, с целью развития их творческих способностей (например, художественная мастерская, в которой проводились бы занятия по арт-терапии); • учреждение среднего профессионального образования, в котором учащиеся с ОВЗ, имеющие определенный уровень образования и сформированные общеучебные навыки, могли бы продолжить образование и овладеть профессионльным умением осуществлять несложные технологические операции;• предприятия (мастерские), организованные с участием государственных структур и коммерческих организаций, где были бы рабочие места для выпускников с ОВЗ.Такая образовательная вертикаль должна иметь возможность предоставлять образовательные услуги детям с нарушениями интеллектуального и психофизического развития, так как перспективы их дальнейшего обучения и трудоустройства после средней школы остаются неясными. Учреждения, входящие в образовательную вертикаль, должны быть связаны между собой договорными отношениями.