Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Опубликовано на портале: 26-11-2012
Татьяна Михайловна Титеева Директор школы. 2010.  № 4 (147).
Разнообразные конкурсы уже давно прочно вошли в жизнь школ и учителей. Однако до сих пор возникает масса спорных вопросов, касающихся подготовки к ним. Многие преподаватели неохотно соглашаются на участие из-за обилия бумаг и сложностей при их заполнении. Что стоит знать о конкурсах директору школы, чтобы потом помочь учителю? Понятие гранта, еще несколько лет назад считавшееся западной экзотикой, сегодня прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Это важный источник финансирования для некоммерческих организаций (НКО), а также для многих образовательных и научно-исследовательских учреждений. Известно, что среднестатистический преподаватель на Западе около 30% рабочего времени тратит на заполнение грантовых заявок. Российские коллеги немного отстают, но и для них гранты стали важной частью финансирования. Поездки на конференции, стажировки в зарубежных вузах, покупка оборудования и финансирование исследований — чаще всего все это проходит за счет фондов-грантодателей. В отличие от преподавателей вузов школьные учителя оказались в стороне от этого процесса. Они не ведут научных исследований, не ездят на стажировки и конференции, однако и для них участие в грантовых программах может стать важной ступенькой в росте профессионального мастерства и признания своих заслуг окружающими. И не надо бояться учителям пробовать свои силы в этом процессе.
Опубликовано на портале: 01-10-2004
Наталья Юрьевна Синягина Директор школы. 2001.  № 9. С. 49-56. 
Автор предлагает читателям обратить внимание на особенности индивидуального подхода к обучающимся, который состоит в том, чтобы изучать ведущие социально-ценные мотивы каждого конкретного ученика и именно на них опираться в обучении и развитии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-10-2004
Константин Михайлович Ушаков Директор школы. 2003.  № 4. С. 3-10. 
Автор рассуждает о стиле управления, который исповедуют люди, выросшие и сложившиеся как специалисты в советское время. Как быть с прицнипом: интересы группы (организации) важнее (приоритетнее) личных интересов? Как такие люди управляют коллективом с значительно более молодыми сотрудниками?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-10-2004
Евгения Владиславовна Коротаева Директор школы. 2001.  № 6. С. 38-44. 
Автор рассматривает вопросы работы методических объединений учителей той или иной учебной дисциплины или классных руководителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-11-2012
Рустам Иванович Курбатов Директор школы. 2010.  № 4 (147).
Школьный сайт сегодня — такая же необходимая деталь современного образовательного процесса, как и уроки, учебный план и т.д. Но каким должен быть такой ресурс, какое должно быть у него наполнение, кто его участники и создатели? Позволю себе некоторые соображения по поводу того, что такое «хороший школьный сайт», как автор сайта школы, который (сайт, не автор) нравится даже тем, кому не очень нравится наша школа. Не будем говорить о том, нужен ли сайт школе. Такой вопрос был бы уместен лет десять назад. Не будем говорить о технологии сайта — это дело программистов, нам, простым учителям, остается только кивать головой и делать вид, что мы понимаем, что они говорят. Дело только в содержании (контенте) сайта. Несколько соображений.
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Владимир Алексеевич Петухов Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 85-88. 
Что сегодня несет в себе школьная отметка? Это реальная оценка знаний или инструмент давления на школьника, учителя, родителя? А если изменить отношение к отметкам и перестать делить детей на двоечников и отличников, отмечая только уровень усвоения того или иного предмета по определенной балльной системе?Ни для кого не секрет, что интерес учащихся средней школы к получению знаний падает год от года, а полезную информацию (или не всегда нужную) они черпают из компьютерной сети. Если подойти объективно к оценке знаний старшеклассников, то 70–80% надо с трудом оценивать на удовлетворительно, что не вызывает у них недовольства, ведь получаемый ими аттестат практически ничего не значит — прием в вузы осуществляется по результатам ЕГЭ, а это 3–4 предмета из 12. Отсюда и низкая мотивация к обучению по отдельным предметам программы. На мой взгляд, это связано с неправильным отношением учителя к оценке знаний учащихся.
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Игорь Давидович Гуревич Директор школы. 1995.  № 1. С. 13-23. 
Контроль - одна из ведущих функций управления, сконцентрировавшая все отношения, возникающие в его процессе. В этой статье рассматривается внутришкольный контроль, при этом различаются: 1) управление контролем и контроль управления; 2) процесс контроля и контроль педагогического процесса; 3) результаты контроля и контроль результатов. Управление контролем (регулирование отношений в его системе) не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведения его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Андрей Бондович Бакурадзе Директор школы. 2002.  № 5. С. 16-20. 
Автор завершает цикл статей о таком важном аспекте деятельности школьного руководителя, как делегирование части полномочий своим сотрудникам. Существует главное правило на этот счет: давая подчиненному то или иное задание, надо непременно наделить его, во-первых, полномочиями, необходимыми для выполнения данной работы, а во-вторых, ответственностью за ее результаты и последствия. См. также: Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой? (начало) Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой? (продолжение)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Андрей Бондович Бакурадзе Директор школы. 2002.  № 4. С. 3-6. 
Статья продолжает рассмотрение проблем делегирования полномочий директором школы. В характерной для нашего времени ситуации быстрых и не всегда предсказуемых изменений ему никак не обойтись без делегирования, без передачи части своих обязанностей, прав и полномочий подчиненным. Каковы же преимущества такого разделения управленческих функций? См. также: Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой? (начало) Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой? (окончание)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-10-2004
Андрей Бондович Бакурадзе Директор школы. 2002.  № 3. С. 14-18. 
Статья посвящена проблемам делегирования полномочий, ведь любой, даже исповедующий самые жесткие, авторитарные методы руководства, директор школы буквально утонет в повседневной текучке и рутине, если не соблаговолит поделиться какой-то частью своих властных полномочий с подчиненными. См. также: Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой? (продолжение) Делегирование полномочий: чем делимся, а что оставляем за собой? (окончание)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 29-02-2012
Владимир Константинович Терентьев Директор школы. 2010.  № 5 (148). С. 40-41. 
Зачем делегировать свои полномочия подчиненным? Что можно им передавать, а что нельзя и почему? Точные и аргументированные рекомендации могут заинтересовать даже опытных руководителей. Надо бы передать часть своих полномочий, но начинающему директору кажется, что быстрее сделать все самому, чем поручать кому-то. Как быть? Ответ один: надо делегировать! Делегирование полномочий — это форма выдачи задания, при которой руководитель указывает подчиненному цель действий, но не дает программу достижения цели. О том, как это делать, заботятся сами подчиненные. В рамках задания они сами обо всем думают, сами все помнят, сами инициативу проявляют, сами решения принимают — все делают самостоятельно, без напоминаний, и докладывают об исполнении. Делегирование полномочий означает передачу подчиненным прав принимать решения и действовать самостоятельно так, как они считают правильным. Фактически подчиненные переходят в режим работы, когда они сами себе приказывают делать то, что в ином случае приказал бы им руководитель. Правильное делегирование — непростое, но весьма эффективное управленческое действие: оно снимает с руководителя значительную часть повседневных (текущих) дел, освобождая его время и силы для тех занятий, где ему нет замены, которые он должен делать только лично. А таких работ у директора не мерено!
Опубликовано на портале: 22-02-2011
Евгений Абрамович Бунимович Директор школы. 2010.  № 7 (150). С. 12. 
Было бы однобоко по столь неоднозначной теме — введение в школах основ религии — отразить мнение только представителей религиозного сообщества. Мы постарались привлечь к обсуждению и представителей педагогического сообщества. В частности, свои опасения высказывает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, заслуженный учитель России Евгений Абрамович Бунимович. На мой взгляд, попытка решать все проблемы путем введения в школах соответствующих одночасовых предметов педагогически не эффективна. У нас, например, экологи просят дать им час предмета по экологии в школе, пожарные — час предмета по основам противопожарного дела, налоговики ко мне приходили с учебником по налогам для старших классов. Не понимая, что проблема неуплаты налогов не в том, что люди не знают об этом. Такие одночасовые предметы, такие вкрапления вообще не эффективны. Да в школе и без того перегруженность. Это во-первых.Во-вторых, сам предмет «Основы религиозной культуры» — это вообще, на мой взгляд, очень сложный вопрос. Да, я убежден, что нам нужно обсуждать эти вопросы и невозможно изучать, например, русскую классическую литературу и не затрагивать темы религии, когда у Толстого или Достоевского постоянно идут в произведениях споры о Боге. Кроме того, религия всегда была одним из серьезнейших вопросов нашей истории, нашей жизни. Но когда изучать? Где? Как? На обязательной или добровольной основе? В других предметах или специально? Я думаю, что рискованно то, что предложено сейчас: разделять пятиклассников по конфессиям. Как бы не навредить! Когда в школу в первый класс приходят дети, их произвольно разделяют на классы, и через месяц появляется соперничество между «ашками» и «бэшками», которое длится на протяжении всей школьной жизни. А тут начнут делить детей по религиозным конфессиям! Ведь какая модель предложена: одни пойдут на православие, другие на иудаизм, третьи станут изучать мусульманство. И на следующий день эти дети начнут думать: «Ага, они другие, они не такие, как мы, они чужие!» Это будет деление по очень серьезным вопросам, с трудом понимаемым в том возрасте. Это очень и очень опасно!
Опубликовано на портале: 01-10-2011
Алла Иннокентьевна Маркова, Александр Владимирович Ляхович Директор школы. 2010.  № 2 (145). С. 92-97. 
Исследование по готовности педагогов к профилактике табакокурения в школе провели врачи НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Результаты оказались неутешительными: многие педагоги не знают, как именно проводить подобную профилактику. А определенный процент учителей и вовсе безразличен к этой проблеме. Данные опроса свидетельствуют о том, насколько педагоги готовы к антитабачному воспитанию школьников и руководствуются в своей деятельности принципами гигиенического воспитания. Педагоги отмечают тенденцию увеличения в последние годы распространенности курения среди учащихся. Если в 5–6-х классах, по их мнению, встречаются единичные случаи курения среди учащихся, то в 7–8-х классах число курящих подростков достигает 15–20%, увеличиваясь до 40–50% к окончанию школы. Так как курение учащихся — общешкольная проблема, то осуществлять профилактическую деятельность должны все представители школьного сообщества, включая классных руководителей, учителей-предметников, медицинских работников и психологов. Ответы респондентов характеризуют осознание важности проблемы и личной причастности учителя как ключевой фигуры к воспитательно-оздоровительному процессу.
Опубликовано на портале: 05-08-2004
Константин Михайлович Ушаков Директор школы. 1993.  № 5. С. 1-7. 
Сегодняшние попытки копировать в России западные образцы демократического управления, может быть, и очень близкие нашему сердцу, встречают серьезные затруднения по чисто культурным основаниям, хотя склонность к ориентации на Запад имеет в российской культуре давние традиции, а ныне они подкрепляются мощным информационным и политическим давлением. В статье рассматривается проблемы демократизации системы управления образованием.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Joel Adrian Директор школы. 1995.  № 2. С. 66-75. 
Официальные лозунги нашей системы образования весьма впечатляют: «национальный приоритет...», «обеспечить всем одногодкам, как минимум, свидетельство о профподготовке или аттестат профобучения, а 80-ти процентам учащихся - диплом бакалавра...», «главная статья госбюджета...». В то же время французская система образования подвергается суровой критике: ее обвиняют в крупных промахах, в инерции и неповоротливости, в отсутствии положительных результатов. Конечно, было бы преувеличением говорить о полной несостоятельности нашей школьной системы. И вес же ее недостатки очевидны: слишком высокий процент второгодничества; слабое понимание текста у школьников, поступающих в коллеж; неразвитая методика профобучения: молодые люди, выходящие из школы без диплома и без профессии... Средней школе трудно перейти от элитарного просветительства к массовому просвещению. Именно с этой целью во Франции в течение уже тридцати лет проводятся реформы школьного образования - реформы, вызывающие неприятие, сопротивление, пессимизм. Даже сегодня некоторые склонны думать, что любая школьная реформа заранее обречена на провал и что единственный способ постепенного лечения системы, пораженной гигантизмом, - это децентрализация.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него