Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Выпуски:
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Надежда Ивановна Юдашина, Леонид Львович Фридман Директор школы. 1995.  № 6. С. 54-58. 
Статья рассматривает новые подходы к привлечению молодежи к участию в общественной жизни. Ушли в прошлое пионерская и комсомольская организации, но ничего нового на их месте не появилось. Как же заполнить образовавшийся вакуум? Автор статьи не дает готовые рецепты на этот счет, а просто делится имеющимся опытом.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 13-08-2004
Л. Тихонова Директор школы. 1995.  № 1. С. 42-47. 
Что же это такое, и чем именно она поможет нам? Одни видят в соционике лишь модную сегодня психологическую типологию людей, другие рассматривают ее как часть психологии, ориентированную на целостный подход к личности. Ну а сами соционики считают себя представителями новой, только "становящейся на ноги" дисциплины, возникшей на стыке наук о природе и человеке. Действительно, соционика оперирует типологическим методом, и в соционическом типе отражается видение личности в совокупности ее проявлений. Однако интересны не сами по себе эти проявления, а то, что стоит за ними. Соционика (ее иногда называют метапсихологией) изучает фундаментальные механизмы, управляющие целостным проявлением личности (то есть социотипы), а также обусловленные этими механизмами законы коммуникации. Социотип имеет как индивидуальную, так и коллективную форму выражения, поэтому можно говорить о со-циотипе не только отдельного человека, но и социальной общности, например, этнической.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Татьяна Фёдоровна Новикова Директор школы. 1995.  № 1. С. 74-80. 
Опыт развития Японии привлекает внимание во всем мире. В стране "экономического чуда" впечатляет многое, в частности то, что освоение и создание новейших технологий, форм социальной организации, образования опирается на собственные национальные духовные традиции. Говоря о причинах высоких темпов и качественного роста образования, необходимо принять во внимание сложную гамму исторических, культурно-этнических, социальных, политических и международных факторов. Прежде всего, нельзя игнорировать специфику исторического развития народа. Относительная изоляция страны восходящего солнца от центров восточной и западной цивилизации привела к тому, что японцы старались, и не без успеха, заимствовать различные аспекты чужих, более передовых культур, но все заимствованное тщательно приспосабливалось к специфике своей культуры, характеру взаимоотношений в обществе и на производстве, отношениям к труду и коллективу.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Людмила Викторовна Яссман Директор школы. 1995.  № 5. С. 50-61. 
В 1989-1995 годах нами велась научно-исследовательская работа по теме: «Система воспитательной работы школы, направленная на предупреждение трудновоспитуемости у учащихся». Необходимость данного исследования продиктована сложной ситуацией, в которой оказались сегодня школа и семья. Рост детской преступности, слабая психолого-педагогическая подготовка кадров - все это звенья одной цепи, истоки которой уходят к печально памятным постановлениям от 1936 года о педологии. Опыт двадцатых - начала тридцатых голов в области организации школьного дела был перечеркнут, в школу пришла жесткая авторитарная педагогика, исключающая идею гуманизма, не желающая видеть в ребенке неповторимую индивидуальность. Вместо развития творческой, сознательной личности на школьный конвейер был поставлен выпуск безликих индивидов, отвечающих усредненному коллективистскому идеалу. Сегодня мы пожинаем плоды некогда посеянного. В этой ситуации требуется в принципе новый концептуальный подход к организации системы воспитательной работы в школе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-08-2004
Н. Сироткина, Л. Тихонова Директор школы. 1995.  № 5. С. 1-9. 
Соционический метод построен на дедукции (от общего - к частному). На базе знания типологических, фундаментальных основ строения психики человека делаются частные выводы, логически объясняются имеющиеся в наличии, реально наблюдаемые факты. Определяя социотип человека, мы одновременно определяем и ведущий канал его взаимосвязи с миром, узнаем, какой тип информации усваивается им быстрее всего и с максимальной полнотой. Все это необходимо знать учителю. О том, чем может помочь педагогу соционика, говорилось в предыдущей статье.* В основе выделения социотипов лежат дихотомические шкалы, разработанные в начале века швейцарским психологом К. Г. Юнгом в работе «Психологические типы». Рассмотрим их.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Игорь Давидович Гуревич Директор школы. 1995.  № 1. С. 13-23. 
Контроль - одна из ведущих функций управления, сконцентрировавшая все отношения, возникающие в его процессе. В этой статье рассматривается внутришкольный контроль, при этом различаются: 1) управление контролем и контроль управления; 2) процесс контроля и контроль педагогического процесса; 3) результаты контроля и контроль результатов. Управление контролем (регулирование отношений в его системе) не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведения его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, т.е. без контроля управления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Joel Adrian Директор школы. 1995.  № 2. С. 66-75. 
Официальные лозунги нашей системы образования весьма впечатляют: «национальный приоритет...», «обеспечить всем одногодкам, как минимум, свидетельство о профподготовке или аттестат профобучения, а 80-ти процентам учащихся - диплом бакалавра...», «главная статья госбюджета...». В то же время французская система образования подвергается суровой критике: ее обвиняют в крупных промахах, в инерции и неповоротливости, в отсутствии положительных результатов. Конечно, было бы преувеличением говорить о полной несостоятельности нашей школьной системы. И вес же ее недостатки очевидны: слишком высокий процент второгодничества; слабое понимание текста у школьников, поступающих в коллеж; неразвитая методика профобучения: молодые люди, выходящие из школы без диплома и без профессии... Средней школе трудно перейти от элитарного просветительства к массовому просвещению. Именно с этой целью во Франции в течение уже тридцати лет проводятся реформы школьного образования - реформы, вызывающие неприятие, сопротивление, пессимизм. Даже сегодня некоторые склонны думать, что любая школьная реформа заранее обречена на провал и что единственный способ постепенного лечения системы, пораженной гигантизмом, - это децентрализация.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-08-2004
Joel Adrian Директор школы. 1995.  № 4. С. 69-73. 
Что такое партнеры средней школы? Общепринятый смысл слова «партнер» подразумевает примерное равенство занимаемого положения. Однако часто этим словом злоупотребляют, прибегая к нему, когда речь идет об отнюдь не равноправных отношениях. Поэтому мы будем различать три типа отношений: отношения школы с опекунами, с пользователями и с партнерами. С представителями власти, осуществляющими опеку, школа имеет формальные отношения подчинения. Государство, равно как и местные органы управления, осуществляет свою власть в соответствии с законом и независимо от характера институциональных или личных отношений. С пользователем (потребителем школьных услуг) школа имеет формальные отношения превосходства. Это относится к руководству учебного заведения и к преподавателям по отношению к ученикам и их семьям: работники школы преподают, формируют знания и оценивают их. Отношения партнеров более свободные и относительно равные, они устанавливаются и развиваются лишь с обоюдного согласия. Только такие отношения, строго говоря, и можно назвать партнерскими, поскольку партнерство предполагает равное положение, свободу принятия обязательств и взаимный интерес. Окончание. См. Начало; См. Продолжение.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 10-08-2004
Joel Adrian Директор школы. 1995.  № 3. С. 71-76. 
В предыдущем номере мы рассмотрели юридическую и институциональную, а также педагогическую самостоятельность учебных заведений (см. Начало). Стратегическая самостоятельность школы заключается в возможности наметить определенные цели и выбрать соответствующие средства и партнеров. Такая самостоятельность неизбежно ограничена тем, что государство определяет цели учебных заведении и основную часть средств их достижения (в частности дотации на содержание педагогического персонала). Теоретически самостоятельность школ этим и ограничивается, но на практике она шире: вместо одного лишь министерства, опекавшего школу, она имеет дело и с центром, и с учебным округом, и с местными властями. Это позволяет школе обращаться то к центральным, то к местным инстанциям, то есть ее стратегические возможности расширяются. Целью этой самостоятельности является прежде всего сочетание местных интересов с национальными. Ее значение может показаться весьма незначительным, но тем не менее оно вполне ощутимо.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Ronald De Groot Директор школы. 1995.  № 1. С. 2-6. 
Продолжение публикации отрывков из учебника по управлению образованием Рональда де Гроота. Начало Продолжение
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-08-2004
Ираида Сергеевна Якиманская Директор школы. 1995.  № 3. С. 39-45. 
Дифференцированное обучение, как показывает практика, осуществляется в двух основных формах: «внешней» и «внутренней». «Внешняя» связана с профильным обучением, организацией широкой сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, классы углубленного изучения отдельных учебных предметов и т.д.). Нередко создание подобных заведений и рассматривается как основная цель дифференциации. На наш взгляд, проблема их педагогического статуса еще требует серьезного теоретического осмысления. До сих пор недостаточно проработаны такие важные вопросы, как концепция учебного плана, особенности организации целостного учебно-воспитательного процесса. Отсутствует и глубокое обоснование психолого-методических принципов отбора детей. Да и правовая основа деятельности этих учебных заведений несовершенна. Не определены в значительной мере их цели и задачи.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 06-08-2004
В. Ф. Перевалов Директор школы. 1995.  № 4. С. 63-68. 
Больше всех в смутные, кризисные времена страдают дети. Сегодня происходит первичное расслоение детей и подростков на «учащихся и неучащихся», «способных и неспособных», «успевающих и неуспевающих», «материально обеспеченных и необеспеченных», «сильных и слабаков», «избранных и изгоев», «работающих и неработающих». Если первые уверены в себе и у них довольно высокие и даже завышенные самооценки, то у вторых нередко развивается комплекс неполноценности, особенно когда их преследуют неудачи. Отсюда - заниженные самооценки, горькое ощущение ущербности и ненужности обществу. И та, и другая группы ищут свои способы, пути и формы самореализации. К сожалению, пути эти часто оказываются неправедными. Статистика повествует о все увеличивающемся числе правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Среди них - самые тяжкие преступления: грабежи, хищения, умышленные убийства, изнасилования. Серьезную тревогу вызывает и физическое состояние подрастающего поколения. По данным ряда исследований, в России подавляющее большинство школьников к концу учебы имеют отклонения в здоровье и свыше трети страдают хроническими заболеваниями. И одна из причин - неполноценное питание. Резко ухудшилась и ситуация с психическим здоровьем детей и подростков. 28 процентов детей младшего школьного возраста испытывают проблемы при адаптации к среде, 22 - склонны к депрессии, 23 - относятся к группе риска по агрессивности.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Михаил Владимирович Кларин Директор школы. 1995.  № 6. С. 1-8. 
Статья посвящена вопросам аттестации педагогических работников общеобразовательной школы. Статья содержит различные рекомендации для администрации школы по проведению аттестации. Какой должен быть психологический климат, общий ход процедуры аттестации и как объективно оценить качества учителя?
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 09-08-2004
Ria Van Huevejk Директор школы. 1995.  № 3. С. 21-31. 
О некоторых детях нельзя сказать, что они растут, осознавая себя в этом мире нужными и желанными. По утверждению американских исследователей, треть всех детей дошкольного возраста заранее обречена потерпеть неудачу в обучении по причине нищеты, заброшенности, болезней, отсутствия защиты и воспитательного воздействия со стороны взрослых. В доказательство приводится довольно печальная статистика: более 80 процентов всех отбывающих сроки заключения американцев не смогли в свое время окончить среднюю школу. Я не думаю, что образование может сыграть ключевую роль в искоренении нищеты, болезней, заброшенности, но уверена, что оно должно сделать все от него зависящее, чтобы улучшить жизнь детей, ставших волею судьбы жертвой социальных условий. Конечно, в одиночку школе с этой проблемой не справиться, но она должна видеть себя одним из элементов ее решения. Например, перед школами стоит задача формирования и развития того, что Фуллан* называет основополагающими качествами человека завтрашнего дня: чувство собственного достоинства, высокие способности к познанию, способность справляться со стрессами, умение строить отношения в коллективе и в различных производственных ситуациях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-08-2004
Светлана Спартаковна Селектор Директор школы. 1995.  № 4. С. 9-18. 
Для школьного директора, как и для всякого администратора, важно мотивировать сотрудников на эффективную работу. Особенно если речь идет об инновационных переменах. В статье рассматриваются задачи руководителя образовательного учреждения - помочь коллегам научиться удовлетворять свои потребности новым комплексом способов, обеспечивающих профессиональное развитие организации. Иными словами, руководитель должен создать условия, когда личные цели отождествляются с целями организации.
ресурс содержит прикрепленный файл