Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Выпуски:
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Михаил Валентинович Молоканов Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 20-24. 
Не секрет, что управленческое взаимодействие директора с коллективом учителей, состоящим из различных коммуникативных типов, происходит по-разному. К каждому профессионалу важен и нужен свой подход. Но как определить, какой тип учителей работает в вашей школе? Большинство управленцев и профессионалов, активно и много работающих с людьми, используют какую-то классификацию человеческих типов. Она может быть общеизвестной (но обычно существенно адаптированной для личного применения) — например, по знакам Зодиака: Водолей, Дева… или по темпераментам: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик — или «собственного производства»: «Наглый-Скромный», «Активный-Робкий», «Собразительный-Тупой». Такая типология защищает нас от эмоционального выгорания (с «типами» иметь дело менее эмоционально затратно, чем с живыми людьми) плюс дает, пусть и упрощенное, понимание, как себя вести в той или иной ситуации с тем или иным человеком. «Да он просто наглый!» — скажет учитель о каком-то своем ученике, и всем сразу «все становится понятно».
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 25-29. 
Сегодня школьное хозяйство представляет собой обширную структуру, которая требует много сил, времени и… денег. Бюджетное финансирование не может удовлетворить всех потребностей школы, и директорам приходится находить иные способы получения средств, например на дополнительные ремонтные работы. Опытом преодоления таких трудностей делится директор московского Центра образования № 556 Геннадий Сергеевич Яковлев.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Елена Петровна Рябоштан Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 72-76. 
Для того чтобы правильно выстроить учебный процесс, педагогу недостаточно просто владеть материалом, ему важно понимать психологические и психофизиологические особенности ребенка. И в этом учителю не обойтись без помощи школьного психолога. Два направления деятельности психолога. На современном этапе выделяют два направления деятельности школьной психологической службы — актуальное и перспективное. Актуальное направление ориентировано на решение задач злободневных, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании учащихся, нарушениями их поведения, общения, формировании личности. Перспективное нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Эти два направления неразрывно связаны между собой, однако главная цель в работе психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Наталья Александровна Штурбина Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 15-16. 
Если бы меня спросили, каковы, на мой взгляд, перспективы реализации проекта «Наша новая школа», то я бы сказала так: у него, как и у предыдущего — по профильному обучению, печальное будущее. Новый даже хуже — только общие слова. Судя по отзывам коллег, никто не понимает, а что же будет нового в результате его выполнения. Есть ли в нашей школе — а мы стремимся жить в режиме развития — фундамент для интенсификации этого процесса? Хотя бы по одному из пяти сформулированных в проекте направлений. Опять приходится отвечать: никакого фундамента нет, и потому ничто существенно не изменится. Вообще непонятно, почему всплыли именно эти направления. Где анализ тенденций, плюсов и минусов текущей ситуации? Где описание ее особенностей? Где научные обоснования? Ведь только анализ помогает определить направления реформ. А так весь этот проект — фантазия, придуманная для очередной галочки.  
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Алексей Иванович Ломов Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 100-104. 
Журналы «Директор школы» и «Практика административной работы в школе» неоднократно публиковали материалы, посвященные содержанию и структуре должностной инструкции — документа, регламентирующего полномочия и обязанности работника по конкретной должности. Принятие новых Квалификационных характеристик (КХ) должностей работников образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) делает необходимым внесение некоторых изменений в этот школьный локальный акт. Прежде всего потребуется изменение структуры документа. Теперь помимо обязанностей, прав и ответственности, как это было принято ранее, в должностных инструкциях должен быть отражен еще и перечень компетентностей (п. 5 КХ). При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Евгений Александрович Ямбург Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 30-34. 
В начале прошлого века замечательный российский педагог С.И. Гессен писал, что «даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в последних своих основах к чисто философическим проблемам», и поэтому называл педагогику прикладной философией. Сегодня педагогические течения именуются другим, новомодным, словом — «парадигмы». Дискуссия вокруг реформирования российской школы отражает столкновение четырех педагогических парадигм: когнитивно-информационной (знаниевая), личностной, культурологической, компетентностной. Каждая из них верно «схватывает» лишь часть действительности. Пусть даже существенную, но только часть! А часть никогда не сможет заменить целого. Каждая из них фиксирует доминирующие представления о том, что считать главным результатом образования. Исходя из этого определяется направление и содержание грядущих преобразований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Евгений Александрович Ямбург Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 35-37. 
По мере взросления ребенка динамическое соотношение педагогических парадигм неизбежно меняется: удельный вес одних возрастает, а других, напротив, — сокращается. Это особенно хорошо видно на примере начальной школы. Каждая школьная ступень — иная педагогическая доминанта. Здесь, как и в детском саду, доминирует личностная парадигма. На первых порах преобладает игра как ведущий вид деятельности ребенка, соответствующий психофизическим особенностям его организма. Но даже и в детском саду, как справедливо утверждал С.И. Гессен, «игра должна быть устремлена к уроку. Ибо, оторвавшись от урока, она вырождается в пустую забаву, способную на короткий срок занять, но не образовать ребенка. Но игра должна оставаться игрой, ибо, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие». Трудно согласиться с теми, кто сегодня призывает создать принципиально новую модель начальной школы как фундамента всех ключевых компетенций, и прежде всего — желания и умения учиться. Интересно знать, что же это будет за фундамент, коль скоро учащиеся не овладеют чтением, письмом и счетом? Игнорирование когнитивно-информационной парадигмы в начальной школе чревато последствиями на основной и старшей ступенях обучения. Что же касается интеграции, то механическое, непродуманное соединение сведений из разных областей знаний рождает дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 88-92. 
Коллектив ученых Института общего среднего образования Российской академии образования поставил перед собой задачу разработать и апробировать систему обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с первого по одиннадцатый класс. Прошло восемь лет, можно подвести некоторые итоги. Каковы они? Об этом рассказывает руководитель лаборатории нравственного образования Эраст Павлович Козлов, отвечая на вопросы своего коллеги Юрия Леонидовича Сотникова.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Евгений Александрович Ямбург Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 38-41. 
Перейдем к основной школе, а следовательно — к максимально возможному учету индивидуальных психофизических особенностей детей, их способностей и склонностей. Здесь мы учитываем особенности детей в широком диапазоне: от эмоционально-волевой сферы до когнитивной. Темп созревания психических функций: памяти, мышления, речи, преобладающих интересов и склонностей, избирательных способностей ребенка — все это и многое другое важно для определения траектории его развития. Неодновременное созревание детей становится очевидным уже в начальной школе, поэтому тщательная организация медико-психолого-педагогической диагностики накладывает свой отпечаток на все без исключения этапы учебно-воспитательного процесса. Она обеспечивает не декларативный, а реальный, то есть тщательно инструментированный, личностный подход к образованию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Ага Дунгилаевна Батомункуева Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 65-71. 
Уже пять лет эта гимназия работает над индивидуализацией образовательного процесса. Здесь стараются учитывать уровень развития и способностей каждого ученика и формировать на этой основе личные планы развития и обучения, взращивать индивидуальную культуру деятельности. Индивидуализация обучения реализуется как дифференциация в пределах классно-урочной системы. Применяются технологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. Например, проектно-исследовательская деятельность, позволяющая выбирать тему, научного руководителя, проблему и ее решение, готовить презентации. Она приучает работать самостоятельно и ответственно, дает опыт конструктивного общения.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Александр Геннадьевич Сайбединов Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 11-14. 
Президентская инициатива «Наша новая школа» позиционируется как стратегическое направление развития системы образования. Понятно: стратегия — это взгляд в будущее, но педагогическое сообщество, перегруженное за последние годы всевозможными проектами, реформами, преобразованиями, имеет право сомневаться в том, насколько все это осуществимо. Без четко обоснованного и юридически подкрепленного механизма реализации любое, даже самое прекрасное начинание превращается в очередную декларацию. Размышляя о значении инициатив президента, хочется остановиться вот на чем. Любые проекты, ориентированные на решение проблем образования, тем более — направленные на его развитие, уже прекрасны, если за ними стоит политическая воля государства. Значит, государство понимает необходимость развития образования как жизненно важной системы. «Наша новая школа» не что иное, как своевременная конкретизированная воля руководства страны и ее бесспорно правильный заказ на решение актуальнейшей задачи. В сущности, очень понятной: развитие государства однозначно невозможно без развития системы образования.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 7-10. 
Кто позаботится о здоровье ребенка в школе? Ответ, казалось бы, очевиден — школьный врач. Но для этого в школе должен быть медицинский кабинет. А для этого школе нужна лицензия на медицинскую деятельность. Как ее получить, где, что для этого нужно и что делать, если у школы нет финансов на штатного врача? На эти и другие вопросы нашего журнала отвечает Юрий Яковлевич Бойченко, заместитель начальника управления лицензирования и правового обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Рустам Иванович Курбатов Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 77-81. 
Возможна ли такая форма обучения в школе, где детям разрешено ходить и говорить на уроках? Возможны ли уроки, на которых ученик занимается тем, что ему интересно, и так, как ему удобно? Возможно ли отступление от стандартов привычной школьной дисциплины? Пришел новый мальчик в четвертый класс — Антон. Мама встречает его в конце дня: «Ну как новая школа?» Антон: «Тут на уроках можно ходить…» Что ж, подумал я, как говорится, «жизнь удалась». Получилось что-то интересное: можно ходить на уроках. А это важный вопрос. Ведь школа, советская или «современная», или даже «европейская», — с чего она начинается? С того что в течение месяца (опытным учителям достаточно двух едель) детей ничему не учат — кроме одного главного навыка и умения: сидеть неподвижно и слушать. Спинка прямо, ручки на парту, смотрим на меня… Пока не отработан этот навык, ребенок еще не ученик, он еще не осознал, какая новая жизньдля него началась, он еще думает, что если хочется что-то сказать — можно сказать, хочется подвигаться — можно встать, хочется в туалет — можно встать и пойти в туалет. «Теперь вы уже не дети, вы ученики», — говорит учительница добрым, но строгим голосом. И шестилетнему это нравится: «Я уже большой! У меня пенал с разноцветными ручками. И настоящая школьная форма!» Для него это новая игра: сидеть за партой, поднимать руку… Не понимает, что сидеть-то придется одиннадцать лет. Кстати, ловлю себя на том, что мне проще сказать, в каком классе учится ребенок, которого я вижу впервые, чем определить его возраст. Ребенок, поступая в школу, лишается своего физического возраста. Он уже не ребенок 8, 9, 10 лет — он ученик 2-го, 3-го, 4-го класса.
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Евгений Александрович Ямбург Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 42-43. 
На наш взгляд, это то время, когда на первый план выступает компетентностная парадигма. Объясняется это рядом обстоятельств. Во-первых, при всем уважении к фундаментальным традициям советской и российской школы, мы на выходе из нее зачастую сталкиваемся с распространенным результатом. Ироничную оценку ему дал один из наших выпускников: знания обширные, но смутные. Мириться с таким положением дел далее невозможно. Во-вторых, именно в старшей школе до предела актуализируется задача приведения содержания образования в соответствие с изменившимися условиями жизни. Строго говоря, она распространяется на образование в целом, но на финишной прямой, перед выходом в жизнь, иного просто не дано. Иначе мы будем плодить социальных инвалидов. В-третьих, прагматическая заостренность старшей школы по-своему обоснованна. Молодые люди, за редким исключением, уже представляют себе свой будущий профессиональный и карьерный путь, понимают, какая жесткая конкурентная борьба необходима сегодня для достижения поставленных целей, и готовы во имя будущих успехов сконцентрировать свои усилия на избранном направлении, ибо нельзя объять необъятное.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2012
Оксана Сергеевна Задорина Директор школы. 2009.  № 9 (142). С. 60-63. 
Директора школ, опытные педагоги хорошо знакомы с таким удивительным феноменом: в одном классе рабочая атмосфера устанавливается как бы сама собою, а в другом учителю нужно приложить немало усилий, чтобы урок состоялся. Понятие «педагогическая атмосфера» сегодня все больше утверждается в педагогике, в частности — в области педагогического общения. Оказавшемуся в новой обстановке человеку, особенно если это ребенок в школе, приходится очень нелегко. Ему предстоит оглядеться, изучить ситуацию, обнаружить других, познакомиться с педагогом, привыкнуть к пространству, найти свое место в группе и аудитории, вписать себя в круг «предлагаемых обстоятельств». Помочь ученику справиться с этими задачами, снять с него напряжение, а, возможно, и страх, предоставить возможность вести себя свободно и естественно — прерогатива атмосферы, в которую он попадает, и предмет особой заботы педагога.