Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Директор школы

Выпуски:
Опубликовано на портале: 02-08-2011
Александр Васильевич Осин Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 75-84. 
«Электронный образовательный ресурс» — это понятие сегодня слышал каждый преподаватель. Это то, что требуется современной концепцией развития образования (см. Федеральную целевую программу развития образования — ФЦПРО). Но между тем большинство учителей не имеют об этом достаточного представления. Предлагаем вам краткий, но достаточно функциональный «ликбез» по электронным образовательным ресурсам.
Опубликовано на портале: 23-03-2011
Лолита Васильевна Алферова Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 96-99. 
Тема статьи — аттестация рабочих мест, связанная с охраной труда. Анализируются ошибки, которые может допустить директор в этой ситуации. Затрагивается также вопрос, который редко когда ставится и рассматривается, — о секретаре — лице школы и помощнике директора.
Опубликовано на портале: 15-07-2011
Сергей Геннадьевич Косарецкий Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 37-40. 
Cоздавать блоги в интернете стало сегодня очень популярным. Но вести блог — это большая работа. Нужна ли она директору?Наличие блогов у руководителей рассматривается сейчас как следование современным стандартам открытости и публичной политики. Президент России Дмитрий Медведев имеет свой блог и активно побуждает к созданию блогов всех руководителей.Формируется и образовательная блогосфера — сообщество блогеров, пишущих для образования и про образование. В 2009 г. проведен первый Всероссийский открытый конкурс образовательных блогов «БлогоРазумие», в том числе по номинации «Блог администратора». Организаторы конкурса — Корпорация Intel (www.iteach.ru) и «Прожект Хармони, Инк». Всероссийский конкурс «Лидер в образовании» также планирует ввести специальную номинацию для управленцев-блогеров.
Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 17-22. 
Задайтесь вопросом: кого выпускает наша современная школа? Данная статья — довольно жесткий ответ школьного учителя на этот вопрос. Однако критика в адрес чиновников и самой системы, приведенная в материале, порождает не менее важную проблему: каким быть учителю и школе в условиях все возрастающих требований времени? Какие слова сегодня часто произносятся на школьных педсоветах? Качество знаний, компетенции, социализация, информатизация, толерантность и пр. Что это? Веяние времени? Или искренняя вера в то, что, оперируя этими словами, мы становимся лучше как учителя?Какие мы учителя, могут оценить только дети (только дети!), и то не сейчас, а после последнего звонка, после всех экзаменов. А то и через год, два, три после окончания школы, когда, с одной стороны, от нас и наших оценок они уже не зависят, с другой стороны, имеют уже достаточно жизненного опыта. И им совершенно все равно, какие мы слова произносим на педагогических советах. Мне можно возразить, что профессионала могут оценить только профессионалы. Может быть, где-то и так, но не в школе. Главную оценку тому, какие мы, могут дать только дети, прошедшие через нас. И не сейчас, а только завтра. Вот только эти их оценки не влияют на нашу с вами аттестацию, а следовательно, на то, какую зарплату мы получаем сегодня.Вообще задумываемся ли мы с вами — те, кто учит детей в школе, и те, кто причастен к этому самому школьному образованию, — над смыслом двух глаголов, которые сегодня весьма редко ставят рядом: быть и казаться? Делаем ли мы дело или имитируем деятельность?
Опубликовано на портале: 23-03-2011
Владимир Владимирович Робский Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 29-33. 
Какой учитель нужен новому поколению школьников? Какое образование нужно учителю новой формации? Какие критерии у понятия «современный педагог»? И что делать со «старой гвардией»?  Вопрос «чему учить?» всегда остро стоял перед педагогикой. Устоялось мнение, что цель образования состоит прежде всего в адаптации человека к существующим условиям. Явившись в природе и будучи зависимым от нее, человек действительно вынужден был приспосабливаться, чтобы выжить. Тысячелетиями накапливался опыт, росла сила людей, их способность сосуществовать с природой, с другими людьми. Тогда цель образования, заключающаяся главным образом в адаптации, вполне была понятна. Но вместе с развитием человек накапливал силу, которая стала преобразующей в большей степени, чем направленной просто на приспособление. На сегодня наша мощь приобрела поистине космические масштабы: мы не просто приспосабливаемся, а сами создаем условия своего существования, преобразуя все вокруг себя. Причем это преобразование иногда оборачивается против нас самих, потому как человеческая мощь растет быстрее, чем наше умение ею пользоваться. Именно человек стал главным фактором риска для самого себя. Именно такая ситуация, на наш взгляд, и обостряет сейчас проблему содержания образования, которую можно сформулировать следующим образом: направленность процесса образования на адаптацию личности к окружающим условиям и существующее содержание образования не отвечают современному уровню развития человек.
Опубликовано на портале: 23-03-2011
Лилия Михайловна Кузнецова Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 71-75. 
Обученность на уровне компетентности и деятельностного подхода — одна из основных задач, которые ставят перед школой новые образовательные стандарты. Автор высказывает свое мнение о том, каким должен быть школьный учебник, соответствующий этому требованию.  Не последнюю роль в отсутствии у школьника мотива к учебе играет учебник. Говорят, что ему, учебнику, не хватает «интересности». Но если дело только в этом, почему не заменить его научно-популярными книжками? Они-то написаны даже захватывающе. Да, но заменить все равно невозможно, потому что есть дидактические законы, есть психологические законы мышления и есть законы усвоения нового знания. Игнорировать их нельзя. И все же за написание учебников часто берутся те, кто вовсе не знаком ни с дидактикой, ни с реальным учебным процессом, ни со спецификой детского развития. Собственное детство и школьные годы — это еще не повод для написания учебника. Для его создания мало знать и научную область, соответствующую учебному предмету.
Опубликовано на портале: 26-07-2011
Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 100-102. 
На сегодняшний момент такой обязанности у образовательных учреждений не имеется. Однако 8 ноября 2010 года принят Федеральный закон 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».В соответствии с этим законом, вступившим в силу с 1 января 2011 года, компетенция образовательного учреждения дополняется обеспечением создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет (вновь вводимый пп. 25 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, с нового года именно образовательное учреждение будет отвечать за свой сайт.
Опубликовано на портале: 02-08-2011
Александр Юрьевич Пименов Директор школы. 2011.  № 5 (158). С. 21-27. 
Дневник наблюдения директора школы за ходом пятидневного эксперимента «Школа без самоуправления» (втайне почти от всей школы). Почти 15 лет назад в нашем центре образования состоялся первый педагогический совет, посвященный организации ученического самоуправления. За время, прошедшее после данного педсовета, на котором учителя единогласно (впрочем, к сожалению, как всегда) приняли решение о начале работы в этом направлении, совместно с учащимися были разработаны: подпрограмма «Инициатива молодых», «Декларация учащихся», «Соглашение о правилах взаимодействия между сотрудниками и учащимися». Ежегодно стали проводиться общешкольные прямые и тайные выборы учителей и учащихся в совет ЦО; возникли органы школьного самоуправления (соуправления): ученические советы школы и классов, советы школьного спортивного клуба, физоргов, музея, военно-патриотического клуба; стали постоянно проводиться конкурсы самоуправления классов. Несколько лет назад школа заняла первое место в окружном конкурсе по развитию ученического самоуправления, свой опыт мы представляли на семинарах и конференциях самого разного уровня, за развитие самоуправления получали высокие баллы при подведении итогов работы школ за год от управления образования. В целом, действительно, было чем гордиться!Но меня постоянно не покидало чувство какой-то неудовлетворенности! Я почувствовал разрыв «между словом и делом», который заключался, например, в прекрасном представлении классным руководителем и лидером учащихся самоуправления в классе и реальной повседневной жизнью, выражавшейся на самом деле в негативном отношении части классных руководителей к идее самоуправления и безразличии лидеров, учащихся! «Может, это очередная имитация еще одного процесса в образовании, которыми нередко мы грешим?» — думал я. И тут мне попадает в руки книга А. Нилла «Самерхилл — воспитание свободой». Зацепило одно предложение: «Я уверен, что если кто-то задумает в моей школе отменить самоуправление, то ученики не дадут это сделать!» Возникла идея провести педагогический эксперимент: посмотреть, что будет у меня в школе, если я отменю школьное самоуправление?
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Михаил Петрович Мухаев Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 7-12. 
Обучение детей-инвалидов не простая задача даже для школ центра страны, не говоря уже о региональных интернатах и коррекционных учебных заведениях. Но выход всегда можно найти, есть цель и желание и неравнодушный коллектив педагогов. Своим опытом реализации задуманного делится в конкурсном эссе призер Всероссийского конкурса «Директор школы – 2010» директор ГОУ школы-интерната № 33 г. Новочеркасска Михаил Петрович Мухаев. Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида № 33 города Новочеркасска находится в столице Донского казачества — в городе Новочеркасске, который стоит на крутом холме у слияния рек Тузлова и Аксая в 35 километрах от города Ростова-на-Дону. За основу в образовательном процессе взята личностно ориентированная педагогика, направленная на развитие возможностей и способностей каждого ребенка. Выпускники школы-интерната получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании государственного образца и поступают на общих основаниях в высшие, средние специальные и технические учебные заведения по доступным им специальностям. Обучение осуществляется по учебникам массовой школы, но они напечатаны более крупным шрифтом со специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия слабовидящего ребенка, или рельефно-точечным шрифтом (по системе Брайля). В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения. Казалось бы, общеобразовательная школа-интернат такая же, как все общеобразовательные школы страны! Но это только на первый взгляд! На самом же деле она — необыкновенная!Наша школа — единственное общеобразовательное учреждение в Ростовской области, обучающее незрячих детей по системе Брайля. Здесь обучаются и воспитываются 92 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды по зрению.
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Юрий Иванович Дорошенко Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 81-84. 
Мы постоянно слышим: в стране не хватает рабочих и профессионалов технических специальностей. И понимаем: проблема эта начинается в школе. Но хотим ли мы ее решать? В послании 2009 г. к Федеральному Собранию РФ Президент Д.А. Медведев отмечал: «Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире...». Выпускники школ должны уметь «самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Трудно не согласиться с такой задачей .В пояснительной записке к действующему стандарту подчеркивается, что учебный предмет «Технология» способствует умению решать практические задачи, улучшает профессиональную ориентацию и трудовое обучение.Но в действующем Базисном учебном плане наблюдаем иное. Предусмотренное в нем количество часов — с 5-го по 7-е классы — два часа, в 8-м — один час в неделю — совершенно недостаточно, по мнению многих учителей технологии, для изучения предмета. А в 9-м классе все эти часы передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки, то есть реально их используют на преподавание других школьных дисциплин.Таким образом, уже в действующем стандарте имеется значительное расхождение между масштабностью целей и временем, которое отводится базисным учебным планом на их достижение. Частично это расхождение компенсировалось внеурочной деятельностью (кружки, факультативы) и часами, выделенными на региональный и школьный компоненты. Но с введением ЕГЭ часы регионального и школьного компонентов стали использовать для подготовки к этому экзамену. Общественный заказ со стороны родителей и учеников на успешную сдачу единого экзамена действительно существует, и он совпадает с таким же желанием школьной администрации, ведь работу школ нередко оценивают именно по результатам ЕГЭ. Вот так и произошла подмена истинных педагогических целей и развития личности школьника достижением формального результата. Это с одной стороны, а с другой — сократилось реальное финансирование внеурочной деятельности.
Опубликовано на портале: 23-03-2011
Ирина Евгеньевна Токарь Директор школы. 2011.  № 1 (154). С. 85-90. 
Политические, социально-экономические преобразования в нашей стране в последние десятилетия ХХ века, данные получивших развитие человековедческих наук стали толчком к развитию новых направлений в педагогике, одним из которых является разработка гендерного подхода в образовании. 
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Елена Владимировна Ковалевская, Борис Семенович Беренфельд, Сергей Николаевич Ловягин Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 61-67. 
Международный сетевой естественно-научный проект «ГлобалЛаб» — это одна из первых в мировой практике широкомасштабных попыток внедрения в школьное естественно-научное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов, основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках. ГлобалЛаб — это деятельностная, проектно-ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных интернет-технологий для развития надпредметных навыков и компетенций параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественно-научных дисциплин.Функционирующая ГлобалЛаб представляет собой:1. Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками.2. Интернет-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме.3. Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы в проекте на форуме сайта проекта.4. Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала.
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Светлана Тимофеевна Терентьева Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 61-67. 
На базе одной из школ Ленинградской области была организованна «пилотная» площадка по введению ФГОС нового поколения (начальная школа). Как подготовить школу к введению эксперимента? Что нужно знать директору?
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Владимир Алексеевич Петухов Директор школы. 2011.  № 4 (157). С. 85-88. 
Что сегодня несет в себе школьная отметка? Это реальная оценка знаний или инструмент давления на школьника, учителя, родителя? А если изменить отношение к отметкам и перестать делить детей на двоечников и отличников, отмечая только уровень усвоения того или иного предмета по определенной балльной системе?Ни для кого не секрет, что интерес учащихся средней школы к получению знаний падает год от года, а полезную информацию (или не всегда нужную) они черпают из компьютерной сети. Если подойти объективно к оценке знаний старшеклассников, то 70–80% надо с трудом оценивать на удовлетворительно, что не вызывает у них недовольства, ведь получаемый ими аттестат практически ничего не значит — прием в вузы осуществляется по результатам ЕГЭ, а это 3–4 предмета из 12. Отсюда и низкая мотивация к обучению по отдельным предметам программы. На мой взгляд, это связано с неправильным отношением учителя к оценке знаний учащихся.
Опубликовано на портале: 15-07-2011
Дмитрий Маркович Ковалевский Директор школы. 2011.  № 3 (156). С. 61-67. 
Недалекое будущее. Ребенок диктует сочинение компьютеру, отсылает звуковой файл учителю и, включив аудиоучебник, слушает очередную главу, параллельно готовя видеокурсовую. Это даже не «школа будущего», так как многое из этого существует уже сегодня. Но это новая модель школьного образования.Прошлое и будущее существует только в нашем образном мышлении. Настоящее измерить нечем и поэтому невозможно. Время для нас — это череда событий. Мы их фиксируем по факту свершения, то есть когда они остаются в прошлом. Мы их планируем, фиксируя в будущем. И прошлое и будущее — в нашем сознании. Мы проектируем будущее, пропускаем его через себя и получаем прошлое.