Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Среднее профессиональное образование

Выпуски:
Опубликовано на портале: 25-11-2004
Максим Г. Исаенко Среднее профессиональное образование. 2001.  № 11. С. 29-31. 
Автор статьи, М.Г. Исаенко, зам. директора Мурманского кооперативного техникума, описывает подготовку специалистов в области бизнеса в Московском университете потребительской кооперации. Статья посвящена обучению студентов вопросам бизнеса: планирования и организации предпринимательской деятельности, оценки ее результатов. Описана система подготовки кадров для потребительской кооперации, сложившаяся в России: три университета (Москва, Белгород, Новосибирск), около 70 техникумов и колледжей, более 20 профессионально-технических училищ. Дано краткое описание истории ведущего вуза в этой области – Московского университета потребительской кооперации, созданного в 1918 году. Деятельность университета в 20-30 годы ХХ века связана с именами таких ученых, как Александр Васильевич Чаянов, Михаил Иванович Туган-Барановский, Николай Дмитриевич Кондратьев. В 1998 году в Мурманске был открыт филиал Московского университета потребительской кооперации, ведущий подготовку специалистов по двум направлениям: «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Образовательная деятельность в филиале ведется по заочной форме. Студенты изучают такие актуальные для сегодняшнего дня дисциплины, как «Экономическая теория», «Экономика предприятий», «Мировая экономика», «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», «Организация коммерческих отношений». Помимо дисциплин, определенных государственным образовательным стандартом, вуз включает в учебные планы предметы многоотраслевой деятельности: «Регионалистика», «Учет ценных бумаг и финансовых вложений», «Основы отраслевых технологий и организация производства», «Управление персоналом предприятий и организаций», «Финансовая статистика», «Таможенное дело», «Страхование предпринимательских рисков». В Московском университете потребительской кооперации успешно обучаются выпускники кооперативных техникумов и колледжей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2004
В.И. Ерофеева Среднее профессиональное образование. 2001.  № 9. С. 24-25. 
Предпринимательство – это вид деятельности, образ жизни, наука, искусство, полет творческой мысли и – сфера риска. Предпринимательству необходимо учиться – это путь и к личному благополучию, и к общественному российскому процветанию. Статья посвящена преподаванию вопросов бизнес-проектирования. Автор статьи – преподаватель дисциплины «Менеджмент» в московском колледже «Царицыно». В статье рассматриваются вопросы разработки программной документации по экономическим и управленческим дисциплинам с позиции следующих целей: - ознакомить студентов с содержанием оформлением работы, научить создавать части бизнес-проекта, прорабатывая содержание на последовательно спланированных практических занятиях; - научить студентов работать в команде: грамотно распределять роли, формировать задания, контролировать их выполнение, анализировать совместную работу; - готовить студентов к самостоятельной поисковой и исследовательской работе с информационными источниками, учить их анализировать и обобщать информацию, делать выводы и использовать полученные навыки при подготовке выпускной квалификационной работы. Процесс подготовки бизнес-проекта рассматривается с ориентацией на развивающие цели: расширение интеллекта, эрудиции, улучшение памяти и внимания, развитие мышления. Описан типовой состав бизнес-проекта: - непосредственно бизнес-план создаваемого предприятия, - финансово-экономическая часть, - управленческая документация. Бизнес-план начинается с изучения ретроспективы вопроса, раскрывает тактику и является определяющим для того, чтобы заинтересовать инвестора. Второй раздел бизнес-проекта – финансово-экономический – содержит расчеты капиталовложений, расчеты окупаемости предприятия. При подготовке содержания раздела студент использует знания дисциплин «Экономика», «Бухгалтерский учет», «Валютно-кассовые операции», «Финансирование, кредитование и налогообложение». При подготовке третьей части – управленческой документации – студенты основываются на знаниях дисциплин специального цикла – «Менеджмент», «Предпринимательство и малый бизнес», «Управление персоналом», «Технология и организация отрасли», «Управление качеством услуг». Деятельность колледжа отмечена дипломом «Лучший предпринимательский проект студенческой и учащийся молодежи» и грамотой за участие в научно-практической конференции, проводившейся в Московском государственном университете коммерции. Лучшие студенты ежегодно участвуют в бизнес-фестивалях, проводимых Центром занятости молодежи в г. Анапа. Выпускники нашего колледжа, прошедшие школу бизнес-проектирования, становятся директорами ресторанов, заместителями директоров, шеф-поварами, су-шефами, старшими менеджерами, сомелье; успешно продолжают образование в экономических вузах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2004
Светлана Юрьевна Усанова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 5. С. 7-8. 
В статье отмечается проблема отсутствия системного видения рыночной ситуации у выпускников колледжей. Описаны пути решения этой проблемы, предлагаемые Волгоградским экономическим колледжем. В качестве одного из направлений работы по решению этой проблемы рассматривается сотрудничество с немецким фондом X. Никсдорфа и московским центром «Сименс ? информационные системы». Описан один из проектов, проводимых фондом X. Никсдорфа среди образовательных учреждений России – деловые игры «Дельта» (развитие системного мышления у студентов) и «Карл» (введение в рыночную экономику). Деловая игра «Дельта» – один из наиболее интересных проектов, проводимых среди образовательных учреждений России. По мнению участников и тре-неров игры, «Дельта» способствует развитию системного мышления у студентов, обретению навыков по управлению предприятием в условиях конкуренции, умению работать в команде, закрепляет и интегрирует знания, полученные на занятиях по макро- и микроэкономике, маркетингу, менеджменту, финансам, бухгалтерскому учету. Игрок также должен уметь пользоваться персональным компьютером. Игра носит соревновательный характер и может использоваться в сетевом и дискетном вариантах. Рассмотрены такие средства подготовки специалистов, как летняя школа молодых менеджеров, конкурс мультимедиа для школьников и студентов России, Международная школа-семинар «Новые информационные технологии», курсы дополнительного образования по направлениям: «Секретарь-референт», «Бухгалтер-пользователь ПЭВМ», «Оператор ПЭВМ», «Основы работы на ПЭВМ», «Касатка», «1С: Бухгалтерия», «Microsoft office'2000», «Internet» и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2004
Ольга Николаевна Олейникова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 10. С. 42-45. 
Статья посвящена вопросам обеспечения качества профессионального образования, путям разработки механизмов обеспечения и контроля качества. В качестве одного из таких путей рассматриваются стандарты образования и обучения. Описан процесс разработки и использования стандартов образования и обучения в США. В 1994 году в США был сформирован Национальный совет по стандартам умений, который стал заниматься разработкой стандартов и оценочных процедур и вопросами сертификации в рамках пятнадцати секторов экономики. Разработка системы стандартов осуществлялась прежде всего с целью повышения эффективности экономики и обеспечения роста благосостояния населения в ситуации изменившейся организации труда. По сообщениям Национального центра по вопросам качества образования на рабочем месте, повышение уровня образования работников в среднем на 10 % приводит к росту производительности на 8,6 %. На основании этого был сделан вывод о том, что инвестиции в обучение рабочей силы могут оказаться весьма выгодными для работодателей. С учетом результатов проведенных исследований комиссия пришла к следующим выводам: - необходимо создать национальную систему квалификаций, включающую квалификацию базового уровня для базового образования и набор технических / профессиональных квалификаций для умений повышенного уровня обучения; - следует разработать систему перехода от обучения к труду для помощи молодежи в продвижении от базового образования к обучению и к успешной профессиональной деятельности; - нужны альтернативы традиционным формам обучения, которые позволили бы охватить всех «отсеявшихся» из системы среднего школьного образования и помочь этим категориям граждан в освоении новых базовых стандартов квалификаций; - должна быть создана такая система рынка труда, которая бы предоставляла возможности для повышения умений и соответствующую информацию, позволяющую работникам осуществлять поиск работы, а работодателям – работников; - необходимо содействовать распространению эффективной организации труда на каждом рабочем месте. По результатам отчета комиссии в 1991 г. Национальный центр принял программу «Умения для работников». Разработанные стандарты должны быть стандартами деятельности, описывающими, что «должен знать и уметь человек и как хорошо он должен это знать и уметь делать». Для обеспечения единообразия описания знаний и умений были согласованы соответствующие понятийная и терминологическая базы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2004
А. Макарьев Среднее профессиональное образование. 2001.  № 1. С. 44-45. 
Статья посвящена выходу в свет книги Л.М. Куликова «Основы экономической теории» – нового учебного пособия для средней профессиональной школы (издательство «Финансы и статистика», 400 стр.). Данное учебное пособие представляет собой переработанное и расширенное издание книги «Основы экономических знаний» Л.М. Куликова. Учебное пособие разработано в соответствии с новым государственным образовательным стандартом. Содержание учебного пособия обновлено, актуализировано и дополнено данными, примерами, фактами, рядом новых проблем (институционализм, внешние эффекты, глобализация и др.). Оформление текста пособия выполнено с помощью графических символов, разнообразных шрифтов. Пособие содержит более 190 схем и таблиц, которые позволяют наглядно обобщать информацию, облегчая и ускоряя ее восприятие. Пособие включает в себя три приложения: зачётные карточки, экзаменационные вопросы и билеты, которые полностью готовы для практического использования на уроках и экзаменах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-11-2004
А.Д. Глухова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 5. С. 39-40. 
Статья описывает работу организации НП «Координационный центр содействия развитию банковского образования в техникумах и колледжах «АУЗБАНК»» (правопреемник Ассоциации педагогических коллективов банковских техникумов и колледжей «АУЗБАНК»). В настоящее время членами организации являются 65 техникумов и колледжей. Осуществляется тесное взаимодействие с Центральным банком России, что позволяет обеспечивать все учебные заведения новейшей учебно-методической документацией. Проводятся семинары и конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы совершенствования подготовки банковских кадров.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2004
Ольга Николаевна Олейникова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 3. С. 41-45. 
Статья посвящена вопросам поиска эффективных моделей финансирования профессионального образования (начального и среднего профессионального образования). В качестве основного механизма рассматривается стимулирование работодателей к оплате расходов на образование. В статье рассмотрены различные рыночные модели финансирования про-фессионального образования: - ориентируемые на рынок; - регулирующие рынок; - замещающие рынок; - вытесняющие рынок. Описаны следующие финансовые режимы: - рыночный, - бюрократический, - смешанный. На примере зарубежной практики (Франция, США, Германия, Дания, Великобритания) показаны различные варианты реализации описанных моделей и их эффективность.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2004
Ольга Николаевна Олейникова Среднее профессиональное образование. 2001.  № 6. С. 50-53. 
Статья посвящена вопросам оценки качества профессионального образования и обучения, которые приобретают все большее значение в современной теории и практике образования. Осознается необходимость совершенствования методов и процедур оценки как образовательных программ, так и результатов их освоения с учетом соответствия получаемых обучающимися компетенций потребностям рынка труда, индивидуальным запросам обучающихся и общества в целом. Формирование надежной системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования и обучения в России. В этой связи может оказаться полезным знание опыта, накопленного в странах Европейского Союза, краткий обзор которого предлагается в данной статье. В ходе проводимых исследований обозначились следующие ключевые направления и принципы: - связь между оценкой и обучением; - акцент на компетенциях; - необходимость разработки процедур признания компетенций, полученных вне сферы формального образования и обучения; - выработка единых (сквозных) процедур и методов оценки для различных типов образовательных учреждений и структур, осуществляющих обучение, позволяющих проводить сравнительный анализ качества обучения. Традиционное оценивание, предполагающее сравнение обучающихся друг с другом, показало свою недостаточную эффективность в профессиональном образовании и обучении. В настоящее время оценивание рассматривается как процесс сбора информации для выработки суждений о степени и характере успешности продвижения обучающегося к достижению заключенных в стандарте требований, предъявляемых к его будущей деятельности. Переосмысление традиционной практики выявило необходимость установления взаимосвязи между компетенцией, обучением и оценкой. Подход, основанный на компетенциях, позволяет обеспечить нацеленность обучения и оценивания на достижение конкретных результатов и дает возможность оценивать компетенции, освоенные за рамками формального образования и обучения, а также помогает обучающимся лучше понять, что от них ожидается, а работодателям – что означает та или иная квалификация. В статье рассматриваются различные типы оценивания: «формирующее» и «итоговое». Формирующая оценка устанавливает «обратную связь» между обучающимися и степенью успешности достижения ими целей обучения в процессе обучения. Итоговая оценка связана с выставлением отметок и предполагает вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь обучающийся в курсе обучения. Описаны требования к персоналу, проводящему оценивание обучающихся в системе профессионального образования. Рассмотрены основные принципы оценивания: надежность, обоснованность, гибкость и непредвзятость. Выделены этапы разработки стратегии оценивания, основанного на компетенциях.
ресурс содержит прикрепленный файл