Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Среднее профессиональное образование

Выпуски:
Опубликовано на портале: 20-12-2004
Владимир Иванович Сетков Среднее профессиональное образование. 2002.  № 7. С. 34-36. 
Автор статьи отмечает, что в 90-е годы в программах среднего профессионального образования было введено усиление организационно-управленческой подготовки специалистов-техников как организаторов первичных звеньев производства, что повлекло за собой повышенное внимание к экономическим, правоведческим и другим социально-экономическим дисциплинам. Имел место качественный скачок в преподавании такой дисциплины, как «Основы управленческой деятельности», которая внесла определенный вклад в дело профессионализации управления нижнего и среднего уровней руководства. Важность такого развития обусловлена тем, что число руководящих работников в экономике и управлении составляет до 20 % от общего числа работающих а народном хозяйстве. С 1997 года в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования на смену «Основам управленческой деятельности» пришла новая дисциплина «Основы менеджмента», которая в новых стандартах, внедряемых с 2002/03 учебного года, присутствует во всех специальностях промышленного направления (до 60 часов для базового уровня подготовки). К сожалению, нет хорошего учебника по менеджменту для студентов средних профессиональных учебных заведений. Автор статьи предлагает обсудить в качестве проекта такой программы план учебника, который определился за более чем 10-летний период преподавания «Основ управленческой деятельности» и «Основ менеджмента». Приведена структура учебного курса «Основы общего менеджмента»: 1. Менеджмент и менеджер 2. Основы теории менеджмента 3. Основы менеджмента организации 4. Труд менеджера
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Надежда Григорьевна Голубь, Наталья Николаевна Кормягина Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 24-26. 
Статья посвящена вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена в Ярославском строительном техникуме (ЯСТ). Целью публикации является анализ опыта работы коллектива ЯСТ по обеспечению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников. В качестве главного критерия конкурентоспособности выпускников рассматривается их трудоустройство. В настоящее время наибольшим спросом на рынке труда пользуются выпускники по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» – одной из основных традиционных специальностей данного учебного заведения. В техникум поступают заявки работодателей с предложениями рабочих мест, представители строительных организаций приходят на вручение дипломов, предлагая вакансии. Изучение долгосрочных тенденций спроса на рынке труда затруднено из-за неясности процессов, происходящих в экономике. Так, например, на регистрируемом рынке профессий экономического профиля (бухгалтеров, экономистов, финансистов) сохраняется достаточно высокая конкуренция. Предложение превышает спрос, однако по общероссийским прогнозам потребность экономики в кадрах с экономическим образованием в связи с небольшим, но стабильным подъемом экономики и развитием производства, наметившимся в последнее время, будет расти. В техникуме разработана поэтапная система содействия трудоустройству выпускников (начиная с приема абитуриентов), в которую такие мероприятия, как встречи с заказчиками кадров, профконсультирование, проведение курса «Эффективное поведение на рынке труда» и др. Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Необходимо управление процессами взаимоотношений с потребителями – заказчиками кадров. На основании заключенных с предприятиями договоров производится корректировке учебных планов в соответствии с требованиями заказчика и организация спецкурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.С. Куракина Среднее профессиональное образование. 2002.  № 3. С. 42-44. 
Статья посвящена подготовке специалистов экономического профиля в Московском коммерческом колледже. Рассматриваются методы развития способности студентов к самостоятельному мышлению и решению нестандартных вопросов. Для этого формируются учебные задания, которые помогают повысить интерес студентов к знаниям, полученным во время прослушивания лекций, задания для самостоятельной работы над учебным материалом. Задания объединяются по принципу усложнения их логического содержания. Задания могут быть представлены в различной форме, в том числе в тестовой. Подчеркивается важность разработки заданий для разных уровней самостоятельности студентов: от буквального воспроизведения до творческой самостоятельности, способности использовать знания в нестандартных условиях. Такие задания носят проблемный характер: преподаватель ставит только цель предстоящей работы, а ее решение осуществляют сами студенты. Описаны конкретные примеры таких заданий, разработанных автором статьи. Они входят в систему заданий по теме «Контрольно-кассовые машины» курса «Техническое оснащение отрасли (торговли) и охрана труда». В процессе решения заданий студенты должны показать способность самостоятельно изучать и осваивать работу на контрольно-кассовой машине. Это умение крайне необходимо выпускникам колледжа экономического профиля, так как в дальнейшей практической деятельности им предстоит организовывать и контролировать работу администратора магазина и кассиров или самому выполнять их работу. Студенты выполняют задания самостоятельно. После того как преподаватель проверил задания, проводится их обсуждение в группе. Все описанные в статье задания можно отнести к нестандартным, так как они требуют самостоятельного поиска и нахождения ответов, получаемых в результате выполнения различных мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, синтез, абстрагирование и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.А. Бурмистрова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 4. С. 48-50. 
Статья посвящена вопросам преподавания математики при подготовке специалистов-экономистов (финансового профиля). В качестве основной целевой функции рассматривается повышение интегративности образования как отражение современных требований общества к гармоничному развитию личности. Это, в частности находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения по курсу математики. Интеграция содержания образования студентов в структуре методической системы обучения математике предполагает: – содержательность и значимость математических знаний для студентов; – системное представление изучаемого материала; – реализацию внутрипредметных и межпредметных связей; – прикладную направленность курса математики. Интегративным качеством, объединяющим эти компоненты, служит умение математического моделирования. Выделены следующие интеллектуальные умения, которыми должны овладеть студенты при изучении математики и дисциплин финансово-экономического цикла: – умение решать задачи; – способность к математическому моделированию; – умение логически мыслить; – коммуникативные умения; – умение применять новые информационные технологии. Указанные виды учебной деятельности способствуют развитию таких общих интеллектуальных приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе технологии процесса моделирования. С целью реализации интегративных связей курса «Математика» и дисциплин финансово-экономического цикла сформулированы следующие критерии отбора профессионально ориентированных задач, используемых для обучения студентов моделированию реальных экономических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Сергей Алексеевич Фадеев Среднее профессиональное образование. 2002.  № 3. С. 38-39. 
В статье директора Калужского государственного технического колледжа, заслуженного учителя Российской Федерации С.А. Фадеева рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии» в средних специальных учебных заведениях. Показана актуальность этого учебного курса, своевременность его введения в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. Описывается метод преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии», основанный на выделении больших блоков учебного материала. Этот метод рассмотрен на примере блока по теме «Общество и человек». Основной особенностью данного метода является активизация умственной деятельности студента, его включение в процесс познания в качестве активного участника. В качестве учебника по данной дисциплине для средних специальных учебных заведений рассматривается пособие Л.М. Куликова «Основы социологии и политологии». В пособии приводятся многочисленные условные и реальные примеры, исторические ссылки, справочные примечания. Материал изложен доступно, сжато, четко и просто. В приложении имеются зачетные карточки, экзаменационные вопросы и экзаменационные билеты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Роза Александровна Харченко Среднее профессиональное образование. 2002.  № 1. С. 42-43. 
Статья директора Колледжа информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного университета посвящена проблемам подготовки кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям с учетом развития экономических информационных систем. Колледж информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного университета с 1991 года осуществляет подготовку кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям. В настоящее время в колледже реализуются программы по 8 специальностям, предполагается расширение их перечня. Развитие информационных систем приводит к формированию новых подходов к решению задач экономики, управления, реализуемых на базе информационных технологий. В этих условиях существует тенденция к увеличению спроса на профессиональные навыки владения современными информационными технологиями. Анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям в части информатики и информационных технологий позволил выделить три уровня обучения: 1 уровень – по математическим и естественнонаучным дисциплинам – изучение информатики как научной дисциплины; 2 уровень – по общепрофессиональным дисциплинам – изучение информационных технологий общего назначения в экономике и управлении; 3 уровень – по специальным дисциплинам – изучение информационных технологий специального назначения на базе профессионального программного обеспечения. Подготовка специалиста со средним профессиональным образованием экономического профиля проходит следующие этапы: 1 этап информационной подготовки – пропедевтическая подготовка с элементами профориентации при реализации стандарта среднего (полного) общего образования; 2 этап информационной подготовки – фундаментальная подготовка при реализации стандарта среднего профессионального образования базового уровня; З этап информационной подготовки – специальная подготовка по профилю специализации при реализации стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-12-2004
М.В. Макеев Среднее профессиональное образование. 2002.  № 6. С. 18-20. 
В статье рассматриваются проблемы развития социальной инфраструктуры экономики России в переходный период. Отмечается, что особенностью социальной сферы является невозможность прямого измерения уровня ее развития. Оценить уровень можно только с помощью системы косвенных показателей, допускающих прямое измерение частных параметров. Важным фактором, затрудняющим оценку уровня развития социальной сферы, является то, что произошедшая поляризация российского общества делает любой общий вывод в социально-экономической сфере верным только для одной части населения (или для так называемой средней части). Рассматривается проблема выбора модели социальной политики в переходной экономике. По мнению автора, в сложившейся ситуации наиболее результативными были бы реформы, осуществляемые постепенно, учитывающие специфику российской экономики. Создав соответствующие адаптационные механизмы, правительство концентрировало бы свои усилия не на снижении социальной напряженности, а на разработке и реализации стратегии реформирования социального сектора – переходе от системы всеобщей социальной поддержки и всеобъемлющих гарантий к эффективной адресной социальной помощи, что, собственно, и является одной из приоритетных целей проводимых реформ. В настоящее время социальные мероприятия сохраняют свое вторичное значение по сравнению с экономическими, административными и собственно политическими вопросами. Редко проводится социальная экспертиза экономических программ. Источники финансирования для решения социальных задач ищутся обычно только в областных (краевых, республиканских) бюджетах без учета других возможностей. В статье подчеркивается потенциально высокая роль внебюджетных фондов. Подобные фонды формируются преимущественно из неналоговых доходов – сборов, штрафов, благотворительных пожертвований, взносов на «развитие инфраструктуры». Сегодня такие фонды не учитываются при определении доходов и расходов, есть лишь разрозненные данные о некоторых внебюджетных доходах. В целом социальная инфраструктура в значительной степени остается объектом бюджетного финансирования и субсидирования. В этой связи важное значение имеет анализ налогово-финансового механизма ее регулирования с точки зрения повышения эффективности использования выделяемых ресурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Людмила Алексеевна Корчагова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 1. С. 37-39. 
Статья преподавателя экономических дисциплин Московского гидрометеорологического колледжа посвящена рассмотрению проблем образовательного маркетинга на примере деятельности колледжа. Основной вопрос – как организовать эффективный маркетинг образования? Применение маркетинга в деятельности колледжей остается ограниченным и зачастую сводится только лишь к рекламной кампании в период выбора абитуриентами учебных заведений. Другие же инструменты маркетинга в деятельности колледжей используются недостаточно или не используются вовсе. Описаны основные направления маркетинговой деятельности на примере маркетинговых исследований, проводимых в Московском гидрометеорологическом колледже. Первое направление исследований – приоритеты обучающихся. Было выявлено, что большинство учащихся главной целью своего обучения считают возможность стать хорошими специалистами и получить хорошую работу. Среди факторов, которые позволяют сделать курс обучения еще более ценным, учащиеся выделяют возможность продолжения образования, большее количество практических занятий. Среди требований, которые учащиеся предъявляют к преподавателям, наиболее отмечается хорошее знание предмета и наличие опыта работы по преподаваемой специальности. Второе направление исследований – анализ спроса на образовательные услуги колледжа. Этот анализ позволяет выявить и оценить наиболее перспективные специальности и соответственно сформировать учебную программу. При этом одной из главных задач маркетинговой деятельности должно стать целенаправленное формирование и стимулирование спроса с помощью различных инструментов маркетинга (реклама, разъяснительная работа среди школьников, встречи, семинары, публикация статей). Необходимо изучать спрос не только непосредственных потребителей, но и так называемых промежуточных потребителей – предприятий, учреждений, организаций, включая органы управления, а также посреднических структур на рынке образовательных услуг (службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, специализированные образовательные и профессиональные центры, средства массовой информации).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Л.В. Морозова Среднее профессиональное образование. 2002.  № 2. С. 47-48. 
В статье заместителя директора Орловского политехнического колледжа Орловского ГТУ отмечается актуальность анализа и сопоставления видов социальной деятельности экономических, коммерческих структур и современных образовательных учреждений профессиональной направленности. В условиях формирующегося рынка образовательных услуг степень конкурентоспособности учебного заведения находится в прямой зависимости от уровня конкурентоспособности на рынке труда его выпускников, которые фактически являются продуктом деятельности учебного заведения. Поэтому следует акцентировать особое внимание на поиске аналогий между образовательными и коммерческими учреждениями. Отдельные функции коммерческих структур могут быть использованы в качестве основы при разработке коммуникативной стратегии среднего специального учебного заведения. В статье рассматривается использование набора инструментов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия в рамках стратегии маркетинга и коммуникативной стратегии учебного заведения. Это, прежде всего, следующие инструменты: – реклама – форма неличного представления определенных идей или услуг; – public relations – вид коммуникационной целенаправленной деятельности образовательного учреждения по организации общественного мнения и формированию доброжелательного отношения и позитивной деятельности со стороны целевой аудитории. Делается вывод о том, что при проектировании коммуникационной деятельности образовательных учреждений профессионального профиля необходимо рассматривать ее как часть базовой стратегии управления процессом профессиональной социализации. При этом коммуникационная деятельность конкретного учебного заведения должна сочетаться с технологиями менеджмента образования, с учетом профиля профессий учебного заведения, специфики его социальных традиций и динамики социального развития региона.
ресурс содержит прикрепленный файл