Среднее профессиональное образование
Выпуски:
Опубликовано на портале: 20-12-2004
Владимир Иванович Сетков
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 7.
С. 34-36.
Автор статьи отмечает, что в 90-е годы в программах среднего профессионального образования
было введено усиление организационно-управленческой подготовки специалистов-техников
как организаторов первичных звеньев производства, что повлекло за собой повышенное
внимание к экономическим, правоведческим и другим социально-экономическим дисциплинам.
Имел место качественный скачок в преподавании такой дисциплины, как «Основы
управленческой деятельности», которая внесла определенный вклад в дело профессионализации
управления нижнего и среднего уровней руководства.
Важность такого развития обусловлена тем, что число руководящих работников в экономике
и управлении составляет до 20 % от общего числа работающих а народном хозяйстве.
С 1997 года в государственном образовательном стандарте среднего профессионального
образования на смену «Основам управленческой деятельности» пришла новая
дисциплина «Основы менеджмента», которая в новых стандартах, внедряемых
с 2002/03 учебного года, присутствует во всех специальностях промышленного направления
(до 60 часов для базового уровня подготовки).
К сожалению, нет хорошего учебника по менеджменту для студентов средних профессиональных
учебных заведений. Автор статьи предлагает обсудить в качестве проекта такой программы
план учебника, который определился за более чем 10-летний период преподавания «Основ
управленческой деятельности» и «Основ менеджмента».
Приведена структура учебного курса «Основы общего менеджмента»:
1. Менеджмент и менеджер
2. Основы теории менеджмента
3. Основы менеджмента организации
4. Труд менеджера


Опубликовано на портале: 10-12-2004
Надежда Григорьевна Голубь, Наталья Николаевна Кормягина
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 4.
С. 24-26.
Статья посвящена вопросам подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена
в Ярославском строительном техникуме (ЯСТ). Целью публикации является анализ опыта
работы коллектива ЯСТ по обеспечению конкурентоспособности и профессиональной мобильности
выпускников.
В качестве главного критерия конкурентоспособности выпускников рассматривается их
трудоустройство.
В настоящее время наибольшим спросом на рынке труда пользуются выпускники по специальности
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» – одной из основных
традиционных специальностей данного учебного заведения. В техникум поступают заявки
работодателей с предложениями рабочих мест, представители строительных организаций
приходят на вручение дипломов, предлагая вакансии.
Изучение долгосрочных тенденций спроса на рынке труда затруднено из-за неясности
процессов, происходящих в экономике. Так, например, на регистрируемом рынке профессий
экономического профиля (бухгалтеров, экономистов, финансистов) сохраняется достаточно
высокая конкуренция. Предложение превышает спрос, однако по общероссийским прогнозам
потребность экономики в кадрах с экономическим образованием в связи с небольшим,
но стабильным подъемом экономики и развитием производства, наметившимся в последнее
время, будет расти.
В техникуме разработана поэтапная система содействия трудоустройству выпускников
(начиная с приема абитуриентов), в которую такие мероприятия, как встречи с заказчиками
кадров, профконсультирование, проведение курса «Эффективное поведение на рынке
труда» и др.
Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Необходимо управление процессами
взаимоотношений с потребителями – заказчиками кадров. На основании заключенных
с предприятиями договоров производится корректировке учебных планов в соответствии
с требованиями заказчика и организация спецкурсов.


Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.С. Куракина
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 3.
С. 42-44.
Статья посвящена подготовке специалистов экономического профиля в Московском коммерческом
колледже.
Рассматриваются методы развития способности студентов к самостоятельному мышлению
и решению нестандартных вопросов. Для этого формируются учебные задания, которые
помогают повысить интерес студентов к знаниям, полученным во время прослушивания
лекций, задания для самостоятельной работы над учебным материалом. Задания объединяются
по принципу усложнения их логического содержания.
Задания могут быть представлены в различной форме, в том числе в тестовой. Подчеркивается
важность разработки заданий для разных уровней самостоятельности студентов: от буквального
воспроизведения до творческой самостоятельности, способности использовать знания
в нестандартных условиях. Такие задания носят проблемный характер: преподаватель
ставит только цель предстоящей работы, а ее решение осуществляют сами студенты.
Описаны конкретные примеры таких заданий, разработанных автором статьи. Они входят
в систему заданий по теме «Контрольно-кассовые машины» курса «Техническое
оснащение отрасли (торговли) и охрана труда».
В процессе решения заданий студенты должны показать способность самостоятельно изучать
и осваивать работу на контрольно-кассовой машине. Это умение крайне необходимо выпускникам
колледжа экономического профиля, так как в дальнейшей практической деятельности им
предстоит организовывать и контролировать работу администратора магазина и кассиров
или самому выполнять их работу.
Студенты выполняют задания самостоятельно. После того как преподаватель проверил
задания, проводится их обсуждение в группе.
Все описанные в статье задания можно отнести к нестандартным, так как они требуют
самостоятельного поиска и нахождения ответов, получаемых в результате выполнения
различных мыслительных операций: анализ, сравнение, сопоставление, синтез, абстрагирование
и др.


Моделирование экономических процессов как средство реализации интегративной функции
курса математики [статья]
Опубликовано на портале: 10-12-2004
Н.А. Бурмистрова
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 4.
С. 48-50.
Статья посвящена вопросам преподавания математики при подготовке специалистов-экономистов
(финансового профиля).
В качестве основной целевой функции рассматривается повышение интегративности образования
как отражение современных требований общества к гармоничному развитию личности. Это,
в частности находит свое отражение в целях и задачах содержания обучения по курсу
математики.
Интеграция содержания образования студентов в структуре методической системы обучения
математике предполагает:
– содержательность и значимость математических знаний для студентов;
– системное представление изучаемого материала;
– реализацию внутрипредметных и межпредметных связей;
– прикладную направленность курса математики.
Интегративным качеством, объединяющим эти компоненты, служит умение математического
моделирования.
Выделены следующие интеллектуальные умения, которыми должны овладеть студенты при
изучении математики и дисциплин финансово-экономического цикла:
– умение решать задачи;
– способность к математическому моделированию;
– умение логически мыслить;
– коммуникативные умения;
– умение применять новые информационные технологии.
Указанные виды учебной деятельности способствуют развитию таких общих интеллектуальных
приемов, как сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование, которые лежат в основе
технологии процесса моделирования.
С целью реализации интегративных связей курса «Математика» и дисциплин
финансово-экономического цикла сформулированы следующие критерии отбора профессионально
ориентированных задач, используемых для обучения студентов моделированию реальных
экономических процессов.


Опубликовано на портале: 10-12-2004
Сергей Алексеевич Фадеев
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 3.
С. 38-39.
В статье директора Калужского государственного технического колледжа, заслуженного
учителя Российской Федерации С.А. Фадеева рассматриваются проблемы преподавания дисциплины
«Основы социологии и политологии» в средних специальных учебных заведениях.
Показана актуальность этого учебного курса, своевременность его введения в государственном
образовательном стандарте среднего профессионального образования.
Описывается метод преподавания дисциплины «Основы социологии и политологии»,
основанный на выделении больших блоков учебного материала. Этот метод рассмотрен
на примере блока по теме «Общество и человек». Основной особенностью данного
метода является активизация умственной деятельности студента, его включение в процесс
познания в качестве активного участника.
В качестве учебника по данной дисциплине для средних специальных учебных заведений
рассматривается пособие Л.М. Куликова «Основы социологии и политологии».
В пособии приводятся многочисленные условные и реальные примеры, исторические ссылки,
справочные примечания. Материал изложен доступно, сжато, четко и просто. В приложении
имеются зачетные карточки, экзаменационные вопросы и экзаменационные билеты.


Опубликовано на портале: 10-12-2004
Роза Александровна Харченко
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 1.
С. 42-43.
Статья директора Колледжа информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского
государственного университета посвящена проблемам подготовки кадров со средним профессиональным
образованием по экономическим специальностям с учетом развития экономических информационных
систем.
Колледж информационных технологий и экономики Кабардино-Балкарского государственного
университета с 1991 года осуществляет подготовку кадров со средним профессиональным
образованием по экономическим специальностям. В настоящее время в колледже реализуются
программы по 8 специальностям, предполагается расширение их перечня.
Развитие информационных систем приводит к формированию новых подходов к решению задач
экономики, управления, реализуемых на базе информационных технологий. В этих условиях
существует тенденция к увеличению спроса на профессиональные навыки владения современными
информационными технологиями.
Анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по экономическим специальностям в части информатики и информационных технологий позволил
выделить три уровня обучения:
1 уровень – по математическим и естественнонаучным дисциплинам – изучение
информатики как научной дисциплины;
2 уровень – по общепрофессиональным дисциплинам – изучение информационных
технологий общего назначения в экономике и управлении;
3 уровень – по специальным дисциплинам – изучение информационных технологий
специального назначения на базе профессионального программного обеспечения.
Подготовка специалиста со средним профессиональным образованием экономического профиля
проходит следующие этапы:
1 этап информационной подготовки – пропедевтическая подготовка с элементами
профориентации при реализации стандарта среднего (полного) общего образования;
2 этап информационной подготовки – фундаментальная подготовка при реализации
стандарта среднего профессионального образования базового уровня;
З этап информационной подготовки – специальная подготовка по профилю специализации
при реализации стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня.


Опубликовано на портале: 20-12-2004
М.В. Макеев
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 6.
С. 18-20.
В статье рассматриваются проблемы развития социальной инфраструктуры экономики России
в переходный период. Отмечается, что особенностью социальной сферы является невозможность
прямого измерения уровня ее развития. Оценить уровень можно только с помощью системы
косвенных показателей, допускающих прямое измерение частных параметров. Важным фактором,
затрудняющим оценку уровня развития социальной сферы, является то, что произошедшая
поляризация российского общества делает любой общий вывод в социально-экономической
сфере верным только для одной части населения (или для так называемой средней части).
Рассматривается проблема выбора модели социальной политики в переходной экономике.
По мнению автора, в сложившейся ситуации наиболее результативными были бы реформы,
осуществляемые постепенно, учитывающие специфику российской экономики. Создав соответствующие
адаптационные механизмы, правительство концентрировало бы свои усилия не на снижении
социальной напряженности, а на разработке и реализации стратегии реформирования социального
сектора – переходе от системы всеобщей социальной поддержки и всеобъемлющих
гарантий к эффективной адресной социальной помощи, что, собственно, и является одной
из приоритетных целей проводимых реформ.
В настоящее время социальные мероприятия сохраняют свое вторичное значение по сравнению
с экономическими, административными и собственно политическими вопросами. Редко проводится
социальная экспертиза экономических программ. Источники финансирования для решения
социальных задач ищутся обычно только в областных (краевых, республиканских) бюджетах
без учета других возможностей. В статье подчеркивается потенциально высокая роль
внебюджетных фондов. Подобные фонды формируются преимущественно из неналоговых доходов
– сборов, штрафов, благотворительных пожертвований, взносов на «развитие
инфраструктуры». Сегодня такие фонды не учитываются при определении доходов
и расходов, есть лишь разрозненные данные о некоторых внебюджетных доходах.
В целом социальная инфраструктура в значительной степени остается объектом бюджетного
финансирования и субсидирования. В этой связи важное значение имеет анализ налогово-финансового
механизма ее регулирования с точки зрения повышения эффективности использования выделяемых
ресурсов.


Опубликовано на портале: 10-12-2004
Людмила Алексеевна Корчагова
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 1.
С. 37-39.
Статья преподавателя экономических дисциплин Московского гидрометеорологического
колледжа посвящена рассмотрению проблем образовательного маркетинга на примере деятельности
колледжа. Основной вопрос – как организовать эффективный маркетинг образования?
Применение маркетинга в деятельности колледжей остается ограниченным и зачастую сводится
только лишь к рекламной кампании в период выбора абитуриентами учебных заведений.
Другие же инструменты маркетинга в деятельности колледжей используются недостаточно
или не используются вовсе.
Описаны основные направления маркетинговой деятельности на примере маркетинговых
исследований, проводимых в Московском гидрометеорологическом колледже.
Первое направление исследований – приоритеты обучающихся.
Было выявлено, что большинство учащихся главной целью своего обучения считают возможность
стать хорошими специалистами и получить хорошую работу. Среди факторов, которые позволяют
сделать курс обучения еще более ценным, учащиеся выделяют возможность продолжения
образования, большее количество практических занятий. Среди требований, которые учащиеся
предъявляют к преподавателям, наиболее отмечается хорошее знание предмета и наличие
опыта работы по преподаваемой специальности.
Второе направление исследований – анализ спроса на образовательные услуги колледжа.
Этот анализ позволяет выявить и оценить наиболее перспективные специальности и соответственно
сформировать учебную программу. При этом одной из главных задач маркетинговой деятельности
должно стать целенаправленное формирование и стимулирование спроса с помощью различных
инструментов маркетинга (реклама, разъяснительная работа среди школьников, встречи,
семинары, публикация статей). Необходимо изучать спрос не только непосредственных
потребителей, но и так называемых промежуточных потребителей – предприятий,
учреждений, организаций, включая органы управления, а также посреднических структур
на рынке образовательных услуг (службы занятости и биржи труда, образовательные фонды,
специализированные образовательные и профессиональные центры, средства массовой информации).


Опубликовано на портале: 10-12-2004
Л.В. Морозова
Среднее профессиональное образование.
2002.
№ 2.
С. 47-48.
В статье заместителя директора Орловского политехнического колледжа Орловского ГТУ
отмечается актуальность анализа и сопоставления видов социальной деятельности экономических,
коммерческих структур и современных образовательных учреждений профессиональной направленности.
В условиях формирующегося рынка образовательных услуг степень конкурентоспособности
учебного заведения находится в прямой зависимости от уровня конкурентоспособности
на рынке труда его выпускников, которые фактически являются продуктом деятельности
учебного заведения. Поэтому следует акцентировать особое внимание на поиске аналогий
между образовательными и коммерческими учреждениями.
Отдельные функции коммерческих структур могут быть использованы в качестве основы
при разработке коммуникативной стратегии среднего специального учебного заведения.
В статье рассматривается использование набора инструментов, предназначенных для усиления
ответной реакции целевой аудитории на различные мероприятия в рамках стратегии маркетинга
и коммуникативной стратегии учебного заведения.
Это, прежде всего, следующие инструменты:
– реклама – форма неличного представления определенных идей или услуг;
– public relations – вид коммуникационной целенаправленной деятельности
образовательного учреждения по организации общественного мнения и формированию доброжелательного
отношения и позитивной деятельности со стороны целевой аудитории.
Делается вывод о том, что при проектировании коммуникационной деятельности образовательных
учреждений профессионального профиля необходимо рассматривать ее как часть базовой
стратегии управления процессом профессиональной социализации. При этом коммуникационная
деятельность конкретного учебного заведения должна сочетаться с технологиями менеджмента
образования, с учетом профиля профессий учебного заведения, специфики его социальных
традиций и динамики социального развития региона.

