Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы истории естествознания и техники

Опубликовано на портале: 16-04-2005
Сергей И. Романовский Вопросы истории естествознания и техники. 1999.  № 3. С. 43-56. 
Дважды Россия как бы разбавляла свое население инородцами, т. е. людьми, родившимися за ее пределами. Первое массовое впрыскивание носителей иной культуры происходило на протяжении двух с половиной столетий татарского ига. Второе разделилось на две порции: первая - в продолжение всего XVIII столетия, вторая - в начале ХIХ в. Сначала Россия "отатарилась", затем "онемечилась" и, наконец, "офранцузилась". В XVIII в. началось онемечивание и правящей династии. Все эти процессы достаточно сильно влияли на трансформацию культурного слоя нации: на древнерусское миросозерцание накладывались европейские традиции, и Россия постепенно привыкала жить не по заветам предков, а по заемным рецептам.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-04-2005
Элизабет Хектен Вопросы истории естествознания и техники. 2001.  № 3. С. 37-62. 
Старая американская политическая поговорка гласит: "Политика может быть только местной". Cовременные работы в области истории и социальных исследований науки подводят к заключению, что наука также может быть только местной. Во множестве историографических и теоретических направлений, - таких, как социология научного знания, культурологические исследования науки, этнографические изучения лабораторных практик, - особое внимание обращается на важность специфического места, локальности (locale), где наука производится и применяется. Звучат требования "прописки знания" ("situatedness"), признания науки "местным знанием", осознания важности "местного контекста" (в каких бы терминах - материальных, дисциплинарных или социокультурных - он ни определялся) как основной составляющей научного предприятия.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-04-2005
Дмитрий Юрьевич Гузевич Вопросы истории естествознания и техники. 2003.  № 1. С. 64-93. 
За последние два с лишним тысячелетия понятие школа стало широко использоваться во всех областях деятельности. Чтобы разобраться в ситуации, необходимо: 1) понять, почему язык называет «школой» множество на первый взгляд различных явлений, т.е. понять причины полифункциональности термина; 2) вычленить инварианты (атрибутивы), и среди них – системообразующие признаки всего класса объектов; 3) с их помощью выделить два подкласса: школы как учебные заведения и школы как формы деятельности; 4) на основании инвариантов дать общее определение школ, относящихся ко второму подклассу, с проверкой его необходимости и достаточности; 5) предложить общую и внутренне непротиворечивую типологию и систематизацию явлений, для которых используется термин «школа». Анализ определений и контекстов употребления термина (проанализировано более 900 работ, где используется понятие школа) приводит к выводу, что пять инвариантов (элементарных признаков) можно считать общепризнанными: 1) Школа – это люди, точнее, их совокупность (сообщество); 2) Каждая школа относится к какой-либо области деятельности, и уже в силу этого речь идет о людях, занимающихся этой деятельностью; 3) Вопрос о школе возникает тогда, когда совокупность людей продуцирует нечто, что позволяет выделять ее из множества аналогичных сообществ. Для его обозначения предлагается понятие эпистемологической системы, которое охватывает весь «знаниево-умениевый» комплекс, определяющий человеческую деятельность и отражающийся на продукции, т.е. все мыслимые варианты этого нечто; 4) Школа есть там, где обеспечено наследование этого нечто; 5) Наследование возможно лишь при наличии в рамках рассматриваемого сообщества, как минимум, двух поколений.
Опубликовано на портале: 16-04-2005
Труди Дехью Вопросы истории естествознания и техники. 2001.  № 4. С. 37-45. 
Весной 1997 г. голландский министр здравоохранения внесла на рассмотрение парламента одно щекотливое предложение. Она хотела выяснить, какие последствия могла бы иметь свободная раздача героина людям с неизлечимой зависимостью от наркотиков. В особенности ее интересовало, что именно провоцирует болезненное состояние наркоманов и их асоциальное поведение, — сам героин или же его дороговизна на черном рынке.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-04-2005
Roger Smith Вопросы истории естествознания и техники. 2000.  № 2. С. 51-72. 
История науки в Великобритании — это пестрое собрание родственных, но независимых проектов с различной институциональной поддержкой. Причины тому, довольно интересные, коренятся в истории и культуре страны. Можно рассуждать о том, как отсутствие единого институционального и интеллектуального центра влияет на историю науки, задерживает ли ее развитие или ему способствует. Но как бы мы это влияние ни оценили, мы можем воспользоваться сложившейся ситуацией — многообразием подходов в британской истории науки, — чтобы рассмотреть состояние области в целом и попытаться ответить на вопрос о ее целях и задачах. В статье читатель найдет взгляд одного британского историка науки на развитие его области за последние тридцать лет.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-04-2005
Наталья Сумбатовна Агамова, Александр Георгиевич Аллахвердян Вопросы истории естествознания и техники. 2000.  № 1. С. 141-153. 
На исходе XX в. женщины России, как и многих других стран, на равной с мужчинами правовой основе имеют свободный доступ к высшему образованию и занятиям наукой. Так, в 1995/1996 учебном году женщины-студентки составляли 54% от общего числа российских студентов, а 48,8% кадрового потенциала науки в 1994 г. приходилось на женщин-ученых. Подобное соотношение числа женщин и мужчин в системе высшего образования и науки в России ныне воспринимается как явление вполне естественное. Но таким равновеликим участие женщин в научно-образовательной сфере, если обратиться к ее истории, было далеко не всегда.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию