Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг"

Выпуски:
Опубликовано на портале: 28-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Частота пользования воздушным транспортом прямо зависит от уровня экономики страны. В развитых странах Европы, по данным НИИЭАП, частота пользования воздушным транспортом лежит в пределах 0,8-1,1 полета в год на душу населения, в США и Канаде - до 1,8-2,0 полета в год, в развивающихся странах - в пределах 0,05-0,5 полета в год. В СССР, за счет государственного регулирования тарифов на авиаперевозки, частота пользования воздушным транспортом поддерживалась на уровне около 0,6 полетов в год. В условиях общего экономического спада в России в 1991-96 гг. сокращение примерно вдвое объема ВВП страны, либерализация цен, в том числе на топливо, и прекращение государственного регулирования тарифов на авиаперевозки привели к существенному сокращению частоты пользования воздушным транспортом (до 0,2 полета в год на душу населения в 1996-97 гг.). Доля воздушного транспорта во внутренних пассажирских перевозках сократилась до 15%, в то же время, в связи с развитием международных связей, пассажиропоток на международных авиарейсах вырос и достиг к 1997 г. более 35% всего пассажирооборота на воздушном транспорте (в 1990 г. - около 12%). Грузовые воздушные перевозки в России с переходом на рыночную экономику также сократились - с 2,7 млрд тоннокилометров в год в 1990 г. примерно до 2 млрд тоннокилометров в 1995-96 гг. при некоторой тенденции роста в 1997-99 гг. (до 2,2-2,4 млрд ткм), в основном - за счет роста международных перевозок и перевозок в СНГ, обслуживаемых российскими авиакомпаниями. В период с 1990 г. значительно снизились объемы работ вертолетов гражданской авиации, сократилось использование легкой, сельскохозяйственной и санитарной авиации. До 70-75% легких самолетов местных авиалиний, сельскохозяйственной, санитарной, ведомственной авиации простаивает.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Автомобильная промышленность стала одной из отраслей российской промышленности, которые в наибольшей степени испытали на себе эффект от произошедшей в августе 1998 г. девальвации рубля. В связи с ростом курса доллара резко подскочили рублевые цены на импортные автомобили, в частности, на подержанные машины, которые составляли основную конкуренцию автомобилям отечественного производства. Это способствовало резкому повышению спроса на российские машины даже несмотря на традиционно невысокое качество, низкий уровень менеджмента и слабую обратную связь производителей с рынком. Рост спроса повлек за собой рост объемов продаж российских автозаводов и стимулировал увеличение производства, поэтому производственные показатели и в целом по отрасли, и по отдельным предприятиям в 1999 г. оказались значительно выше предыдущего года. Правда, к концу года эффект девальвации был уже практически исчерпан, что выразилось в снижении спроса, возникновении сложностей со сбытом и повлекло за собой некоторое снижение объемов производства. Теперь, когда внешние факторы перестают действовать, для того, чтобы привлечь потребителя, российскому автопрому предстоит рассчитывать лишь на собственные силы, а это значит, что необходимо осваивать новые технологии, повышать качество продукции, расширять сервис. Прошедший год стал для российского автопрома не только годом возрождения производства, но и годом новых планов, проектов, инвестиций. Несмотря на то, что структура отрасли остается прежней: существование нескольких гигантских автозаводов, рассчитанных на полный цикл производства - от двигателей и кузовов до отделки и пластмассовых деталей, в прошлом году продолжилась работы по созданию отдельных сборочных производств. В основном, правда, это совместные проекты с иностранными фирмами, но есть и отечественный опыт, как, например, сборка ВАЗовских "шестерок" на "РосЛаде" в Сызрани, "Нив" - на "Ижмаше".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
За последние 10 лет парк автомобилей в России вырос почти в 2,5 раза. Коммерческий автотранспорт и автомобили, используемые в домашних хозяйствах, становятся все более важным фактором социального и экономического развития. Автомобильный транспорт имеет неплохие перспективы увеличения своего участия в перевозках грузов и пассажиров в связи с развитием автобусного сообщения, ростом количества легковых индивидуальных автомобилей, улучшением состояния дорожной сети и изменением состава перевозок. В 1999 году статистикой впервые за последние годы зафиксирован рост перевозок и грузооборота автомобильного транспорта (на 2.8 и 3,4% соответственно). В 90-е годы доля российских перевозчиков на рынке международных перевозок сокращалось, среди причин - низкая конкурентоспособность отечественных автотранспортных предприятий, связанная с высокими собственными затратами, а также несовершенством тарифной и налоговой политики. В 1998 году впервые за многие годы отмечено увеличение доли российских перевозчиков на рынке международных перевозок на 1,6%, что было вызвано более активной защитой интересов российских перевозчиков со стороны государственных органов, в том числе введением в действие закона об осуществлении контроля за международными перевозками, а в 1999 г. эта тенденция продолжилась. Перевозки пассажиров производятся как предприятиями Минтранса РФ, так и частными перевозчиками. В настоящее время автобусный парк значительно сократился в связи с выходом из строя старых машин и недостатком денег в бюджете для обновления парка. Основные принципы организации автомобильного транспорта, присущие рыночной экономике (в первую очередь - разделение субъектов отрасли на наёмных (профессиональных) перевозчиков, перевозчиков собственных грузов (пассажиров) и некоммерческих эксплуатантов автотранспортных средств), не получили пока должного законодательного закрепления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Объем мирового рынка бриллиантов - более 12 млрд долл. Основными мировыми центрами огранки являются Индия (Бомбей), Бельгия (Антверпен), Израиль (Тель-Авив), США (Нью-Йорк), Таиланд (Бангкок), Россия. Ювелирная промышленность наиболее развита в США, Италии и странах Юго-Восточной Азии, наибольшее потребление ювелирных изделий - в США, Японии, Китае, странах ЮВА, а также в Западной Европе. История производства бриллиантов в России берет начало со времен Петра I, основавшего "Алмазную мельницу" в Петергофе. Советская гранильная промышленность начала активно развиваться в 60-е годы двадцатого столетия путем создания крупных гранильных предприятий, основанных на государственной собственности и объединенных в систему "Кристалл", в Смоленске, Москве, Барнауле, Киеве, Виннице, Гомеле, Ереване и в других городах. В начале 90-х годов производство российских бриллиантов сократилось практически наполовину, а начиная с 1994 г. этот кризис начал частично преодолеваться благодаря реорганизации производства, появлению на рынке бриллиантов новых производителей - мелких и средних частных предприятий и СП. И все же доля России в мировом производстве бриллиантов в настоящее время очень мала, примерно 7%. Гранильным бизнесом в России занимается более 100 компаний различных форм собственности. Из них 38 входят в состав Ассоциации производителей бриллиантов (АПБ), которая была создана в 1994 г. На долю предприятий АПБ приходится 85-90% общего объема производства бриллиантов в России. Государственных гранильных предприятий всего три: все они называются “Кристалл” и располагаются в Москве, Смоленске и Барнауле. Российская гранильная промышленность имеет свои специфические особенности, заключающиеся в том, что в основном (на 97% производства) она работает на экспорт.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Виноградарство является главной агрономической отраслью на юге России. Главным образом, выращиванием винограда занимаются хозяйства на Кавказе, менее - на Дону, еще меньше в районах Астрахани, Урала. До 60% винограда, собираемого в России, выращивается на виноградных плантациях Кубани. До 1985 г. виноградарство и виноделие в России развивались в соответствии с отраслевой программой, реализация которой позволила довести общую площадь виноградников до 200 тыс. га. Ежегодно закладывалось в среднем по 11 тыс. га виноградников. Виноградный фонд СССР насчитывал около 2000 сортов при общем мировом ассортименте в 20000 сортов и увеличивался с каждым годом. В 1984 г. был получен рекордный сбор винограда - более 1100 тыс. т. В 1985 г. в связи с реализацией антиалкогольной кампании началось разрушение винодельческой отрасли и ее сырьевой базы - виноградарства. Были введены свободные цены на технику, оборудование, материалы, разработан новый налоговый механизм и увеличилось налогообложение хозяйств, что сделало продукцию российских виноделов неконкурентоспособной по ценам. Объем бюджетных ассигнований на закладку виноградников и уход за молодыми насаждениями был значительно сокращен. Если до 1985 г. полностью восстанавливались раскорчеванные виноградники и закладывались новые, то в 1985-90 гг. новые практически не закладывались, а восстановление составляло половину, а в 1991-96 гг. - только 18%. Специалисты отмечают, что и сейчас происходит раскорчевка и исключение из новых посадок высококачественных классических сортов винограда, как правило, имеющих низкую урожайность. Марочные вина, производимые из этих сортов, выпускаются в незначительных объемах. Всего за 1986-99 годы площади виноградников сократились более чем в 2,5 раза, их ежегодные посадки уменьшились в 10-12 раз, в 1,5 раза снизилась урожайность плодоносящих виноградников, среднегодовое производство винограда с 1991 упало более чем в 4 раза. В последние годы государство начало уделять внимание развитию виноградарства, правда, средства из государственного бюджета выделяются пока в незначительных объемах. Начиная с 1996 г., в соответствии с федеральным законом о бюджете на эти цели предусматривается использование 50% акцизов от реализации вина, шампанского и коньяка. Однако этих средств крайне недостаточно. Так, в 1998 г. при потребности 350 млн руб. в год из бюджета выделено всего лишь 2 млн, а за счет акцизов получено 50 млн руб. В 1999 г. при потребности в 450 млн руб. было выделено бюджетных средств 30 млн руб., за счет акцизов получено 100 млн руб.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Природный газ является одним из важнейших источников экспортных поступлений страны. Россия имеет самые большие запасы природного газа в мире, треть добываемого газа поступает на экспорт, главным образом, в Европу (в Великобританию, Германию, Францию, Италию, Испанию). Высокая доля газа в структуре энергопотребления в РФ объясняется его низкой ценой по сравнению с ценами на конкурирующие виды топлива, его привлекательностью как легко контролируемого и надежного вида топлива. Эксплуатационный фонд газовых скважин составляет в настоящее врем 6,8 тыс. скважин, протяженность магистральных газопроводов ОАО «Газпром» составляет 150 тыс. км. Газовая отрасль менее чем другие отрасли российской промышленности была затронута экономическим кризисом. Добыча газа в 90-х годах упала незначительно, всего на 14% (1991 г. - 643 млрд. куб. м, 1999 г. - 563 млрд. куб. м). Однако если в 1997-98 гг. наметился рост производства в отрасли, то в 1999 г. добыча газа в РФ начала снижаться. Основной проблемой отрасли является задолженность потребителей за поставленный газ, а оплата "живыми" деньгами составляет всего 18-20%. Падение уровня добычи газа специалисты Минтопэнерго связывают также с недостаточным обновлением основных фондов в отрасли, и сейчас "Газпром" использует потенциал, накопленный еще в советское время Новых инвестиций ждать не приходится в связи с несовершенной действующей налоговой политикой, нерешенностью проблем неплатежей и невозможностью привлекать кредитные ресурсы на финансовых рынках. По мнению специалистов Минтопэнерго, в последние 10 лет в России практически не велась работа по компенсации ресурсов газа. Кроме того, российские газодобытчики не располагают технологиями по добыче низконапорного газа (из тех запасов газа, которые располагаются глубоко на ныне действующих месторождениях). По некоторым данным, запасы такого газа составляют 10-12 трлн кубометров.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
По состоянию на 01.01.2000 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования в РФ составила 579,1 тыс. км (в т. ч.: федеральные - 46,5 тыс. км; территориальные - 532,6 тыс. км), из которых твердое покрытие имеет - 523,0 тыс. км дорог. Протяженность ведомственных дорог составляет 346 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 229 тыс. км. Соответственно, полная протяженность автомобильных дорог в России составляет 922,1 тыс.км, из них с твердым покрытием - 749,0 тыс.км. За 1999 год протяженность дорог общего пользования увеличилась на 5,6 тыс. км.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-01-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение. Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики. В связи с географическими условиями страны и особенностями размещения производства основные объемы перевозок товаров выполняются железнодорожным транспортом, а средняя дальность перевозок в Российской Федерации в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе. Доля железнодорожных перевозок составляет около 80% всего грузооборота (если исключить трубороводный транспорт) и около 30% пассажирооборота России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
По разведанным запасам золота Россия занимает третье место в мире после ЮАР и США и располагает достаточными ресурсами для увеличения добычи золота. Доля рудного золота в запасах составляет в России 80%, россыпного - 20%. Добыча золота из россыпей составляет порядка 65%. Вместе с тем РФ занимает лишь 7-е место в мире по производству золота. Общие проблемы мировой золотодобычи характерны и для России. Главным образом, это проблема истощения запасов золота и низкое содержание металла в породе. Она тесно связана с резким ростом затрат на добычу золота, что, в свою очередь, ведет к снижению рентабельности золотодобывающих предприятий и ухудшению их финансового состояния. В России в результате многолетней интенсивной отработки наиболее богатых россыпей резко ухудшились геолого-экономические и горно-технические условия их эксплуатации - среднее содержание золота в песках снизилось в 2-3 раза, глубина залегания увеличилась и затраты на их обработку резко возросли. В результате себестоимость добычи золота на некоторых россыпных месторождениях в настоящее время выше, чем при обработке коренных золоторудных месторождений. Прирост запасов россыпей в 1999 г. составил 70% от плана, снизились балансовые запасы золоторудных месторождений, произошла убыль прогнозируемых месторождений на 13%, по сравнению с 1998 г. При этом попутные извлечения золота из полиметаллических руд, ввиду отсутствия достаточного финансирования, составили в 1999 г. 70% от возможного. Специалисты Минэкономики РФ называют и другие факторы, оказывающие негативное влияние на предприятия отрасли и, соответственно, на динамику производства. 1. Монопольное право государства на все добытые драгоценные металлы привело в 1996 - 1998 гг. к тому, что Гохран России забирал у недропользователей добытое золото, серебро, платину шлиховую, а своевременная оплата не производилась. В итоге практически все предприятия стали крупными должниками бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. У многих предприятий задолженность не погашена до настоящего времени. 2. Опережающий рост цен на все виды топливно-энергетических и материальных ресурсов при жестко регулируемой государством цене на золото (валютный коридор до августа 1998 г.) привел к значительному росту затрат на производство продукции и снижению прибыли. В ряде случаев цены на материально-технические ресурсы, топливо, машины и оборудование превысили мировые. 3. В РФ 67% золота добывается из россыпных месторождений и добыча носит сезонный характер. В связи с тем, что 70% золота добывается в удаленных районах Крайнего Севера и приравненных к ним, существует объективная необходимость в досрочном завозе топлива, продовольствия, оборудования и материалов, т.е. в кредитовании добычи. Государство с 1998 г. практически прекратило закупки драгоценных металлов в Госфонд России и, соответственно, авансирование предприятий. Практически все добываемое золото приобретается коммерческими банками, которые под предстоящую добычу металла выдают предприятиям кредиты. Плата за пользование кредитами ложится дополнительным бременем на недропользователей. 4. Падение цены на золото на мировом рынке с 370 долл. за 1 тройскую унцию в 1996 г. до 252 долл. в 1999 г. сделало добычу золота нерентабельной на многих месторождениях, привело к массовому банкротству предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Российский рынок кондитерских изделий считается вторым в мире по емкости после американского. За Россией следуют Германия, Великобритания и Бразилия. Но несмотря на высокие объемы производства, потребление кондитерских изделий в России значительно отстает от западных стран. Так, к примеру, среднестатистический россиянин употребляет за год порядка 9 кг сладостей, тогда как среднестатистический американец – 18 кг в год. По российским стандартам в кондитерскую продукцию включаются 3 товарные группы изделий: мучнистая (торты, печенье, пряники), сахаристая (конфеты, шоколад) и пастило-мармеладная. Менее других групп в России популярен шоколад, в настоящее время потребление шоколада в России составляет всего 2 кг на человека, тогда как, к примеру, в Великобритании – достигает 10-12 кг. Потребление печенья на душу населения в России составляет 2-4 кг в год.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Рынок космических запусков и коммерческого использования космических аппаратов (КА) испытывает настоящий бум. По оценкам Euroconsult, в ближайшие 10 лет на орбиту будет выведено более 1500 космических аппаратов, предназначенных для связи и научных исследований. Затраты только на их создание и запуск превысят 45 млрд долл. По оценке «ПМ-Инвест» за тот же период для военных целей будет осуществлено порядка 300 запусков КА с совокупными затратами на них порядка 9 млрд долл. Это притом, что, например, в 1995 г. всего в мире запущено порядка 20 коммерческих спутников, в 1997 г. - 76, а в 1998 г. - 121. Разумеется, окончание «холодной войны» спровоцировало падение спроса на продукцию мировой аэрокосмической индустрии - в среднем на 47% со стороны военных и 14% со стороны квазигосударственных агентств, изучающих космос. Но к этому моменту созрели все условия для коммерциализации космической отрасли, перерождения ее в чисто рыночную отрасль.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) применяются практически во всех отраслях промышленности, в строительстве, быту, поэтому состояние производства ЛКМ может считаться одним из индикаторов состояния различных отраслей промышленности, а также уровня жизни населения. Ассортимент ЛКМ огромен: только в России производится около 2000 наименований продукции, ежегодно создаются новые материалы, соответствующие современным требованиям качества, разработанные с учетом конкретных условий применения. Ужесточение требований к экологической безопасности выпускаемых материалов, а также проблема снижения вредного воздействия производства ЛКМ на окружающую среду ставит перед лакокрасочным производством дополнительные задачи. Решить эти задачи под силу далеко не всем отечественным предприятиям, однако в течение последнего года наметилась тенденция к улучшению ситуации в производстве ЛКМ. ЛКМ разделяют на шесть видов: лаки, краски, эмали, грунтовки, шпатлевки, порошковые краски. Лак - раствор вещества, способного на поверхности субстрата после испарения растворителя образовывать прозрачное однородное покрытие. Краска - суспензия твердых частиц в олифе, в водной дисперсии синтетических полимеров или в природном полимере. В результате потери летучих компонентов или химических реакций краска, нанесенная на твердую поверхность тонким слоем, превращается в непрозрачное покрытие. Эмаль - лакокрасочный материал, похожий на краску, образует более твердое, нежели краска, и блестящее покрытие. Порошковая краска - композиция, составленная из порошкообразных пленкообразователей, пигмента, наполнителя. Грунтовка - краска или эмаль, которая способна образовывать покрытие с особо высокой прочностью. Шпатлевка – густая, вязкая композиция, предназначенная для заполнения неровностей и сглаживания окрашиваемых поверхностей. Сырьем для производства ЛКМ являются как природные компоненты, так и продукты химического производства, специально синтезированные полимеризационные и поликонденсационные пленкообразователи, пигменты, красители, добавки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Текстильная и легкая промышленность России - крупный народнохозяйственный комплекс, состоящий из 17 подотраслей. Он объединяет более 22 тыс. предприятий и организаций, в том числе 3 тыс. средних и крупных с общей численностью занятых около 900 тыс. человек. Ассортимент изделий, выпускаемых текстильной и легкой промышленностью, достаточно широк: это и производство тканей (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), пошив одежды, выпуск трикотажных, чулочно-носочных, швейных и ковровых изделий, изделий из кожи и обуви, нетканых материалов, пряжи (хлопчатобумажная, шерстяная и штапельная), искусственного меха, ниток, технических тканей и др. С распадом СССР отрасль оказалась в тяжелом положении, что было связано с целым рядом причин, главными их которых являются потеря собственной сырьевой базы в виде дешевого хлопка и шерсти из бывших среднеазиатских республик, снижение платежеспособного спроса со стороны населения, устаревшая техническая база, а также рост конкуренции со стороны импортных товаров. Все эти обстоятельства привели к тому, что за годы реформ отечественная легкая промышленность, и до того не блиставшая особыми успехами, буквально, оказалась на краю пропасти. Объемы производства в подотрослях легпрома упали с начала 90-х гг. в 5-15 раз, а в среднем по отрасли падение производства составило 90-100%. Неизбежным следствием снижения объемов производства является низкий уровень использования производственных мощностей, который упал до 20-30%. Большое влияние на качество продукции легкой промышленности оказывает работа смежных отраслей. Так, для производства тканей чрезвычайно важен вклад химической промышленности: это изготовление синтетических нитей, красителей, фурнитуры. Все это определяет внешний вид изделий и в итоге уровень спроса. В 1998-1999 гг. в отрасли наметились положительные тенденции, следствием чего стал рост производства. Однако ситуация, по мнению специалистов, остается неустойчивой, и рост также легко может смениться падением. Дело в том, что ситуация на предприятиях легпрома сильно зависит от налаживания постоянных связей с поставщиками сырья и покупателями готовой продукции. Многие предприятия в настоящее время работают на давальческом сырье, что в условиях недостатка оборотных средств и доступных кредитов явилось единственным способом сохранить предприятие и кадры. В основном по этой системе работают швейные предприятия, объем давальческих заказов на некоторых из них в 1999 г. достигал 40-80%.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Наметившаяся в 1999 году в экономике страны тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора стимулировала возрастание спроса на услуги морского транспорта. В связи с продолжающимся воздействием на экономику девальвации национальной валюты в августа 1998 года, повышением мировых цен на нефть и другими положительными факторами спрос на перевозки грузов морем в 1999 году оказался больше, чем в предыдущем. Кроме того, существенную роль сыграла реализация комплекса мероприятий по загрузке портов Калининград, Мурманск, Архангельск, привлечения транзитных грузов в порты Дальнего Востока. Вместе с тем, флот российских судовладельцев перевозит не более 6% национальной грузовой базы, а ежегодные затраты грузовладельцев на фрахтование иностранного тоннажа оцениваются в 2,5-3,0 млрд. долл.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-01-2004
Отраслевой обзор, ЗАО "РосБизнесКонсалтинг". 2000. 
Животноводство остается самой убыточной отраслью сельского хозяйства. По данным Минсельхозпрода РФ, в среднем по России убыточность производства крупного рогатого скота (КРС) без дотаций и компенсаций в 1998 г. составила 60%, свиней – 39%, птицы – 25%.
ресурс содержит прикрепленный файл