Высшее образование в России
Опубликовано на портале: 08-09-2004
Сергей Михайлович Пястолов
Высшее образование в России.
2004.
В данной статье понятие « качество образования » рассматривается
с точки
зрения экономической эффективности, понимаемой в самом широком смысле. С использованием
инструментария современной институциональной теории (точнее, ее раздела –
теории
соглашений) был проделан анализ результатов исследования, организованного в рамках
проекта « Исследование параметров индивидуального
предложения труда » (НФПК, ГУ-ВШЭ). Было выяснено, что при принятии решений,
когда условия задачи заданы достаточно
четко и ясно, большинство респондентов ведут себя рационально (действуют в формате
рыночного соглашения). Однако, специфика обыденного познания обусловливает проявления
так называемых пороговых эффектов, которые « ограничивают » рациональность.
Приведенный расчет позволяет также сделать вывод о том, что
диагноз - « аномия »,
наблюдаемая социологами в российском обществе, вряд ли является
универсальной его характеристикой. Скорее, речь может идти о деформации нормативной
структуры, о несоответствии
распределения ценностей и представлений тому, что ожидает наблюдатель.


Мексиканская высшая школа сегодня [статья]
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Высшее образование в России.
1996.
№ 2.
Страны Латинской Америки (о чем свидетельствует пример Мексики) в канун нового
века ищут пути сохранения и преумножения своего научного потенциала, разрабатывают
новую модель образования, в рамках которой высшей школе отводится одно из главных
мест. Нетрудно видеть, что проекты модернизации высшего образования в Мексике нацелены
прежде всего на то, чтобы и теория, и практика вузовского обучения в большей степени
отвечала насущным нуждам национального экономического и социального развития.


Мировые системы высшего образования: Сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков [статья]
Опубликовано на портале: 16-06-2004
Владимир Михайлович Кроль, Е.В. Краснушкин, Т.Н. Назарова
Высшее образование в России.
1996.
№ 2.
Вступление России на рыночный путь и интеграция с мировой системой неизбежно
ведут
к изменениям в экономической инфраструктуре. Соответственно изменится и профессиональная
структура спроса на выпускников высших учебных заведений на рынке труда.
Результаты анализа, основанные на статистических данных позволили сделать следующие
основные выводы:
1. Различия между структурой выпуска специалистов России и развитых стран вдвое
превышают различия между развитыми странами.
2. Наибольшие различия России от развитых стран касаются доли инженерно-технических
профессий, которая в России в четыре раза выше, чем в США; доли специалистов сельского
хозяйства, которая в России в 15 раз выше, чем во Франции и в 7,5 раза выше, чем
в США, доли гуманитарных наук, которая в России в 10 раз меньше, чем во Франции и
в 5 раз меньше, чем в США.
3. Наиболее близкая к России по структуре выпуска Германия отличается тем не
менее
в 7 раз большей долей гуманитарных наук, в 3,5 раза меньшей долей экономистов, в
1,5 раза меньшей долей инженерно-технических профессий и в 2,5 раза меньшей долей
сельскохозяйственных профессий.
На основе этих выводов можно прогнозировать изменение профессиональной структуры
выпуска высшей школы России.


Опубликовано на портале: 04-05-2005
Владимир Алексеевич Зернов
Высшее образование в России.
2004.
№ 9.
С. 52-58.
Вследствие перехода российской экономики от государственного регулирования к использованию
рыночных механизмов учебные заведения поставили своей целью гибкую адаптацию к запросу
пользователей образовательными услугами. Автор проводит данные, касающиеся роста
числа негосударственных вузов за период с 1991 по 2003 годы, выделяет достоинства
и недостатки негосударственного сектора высшего образования, определяет основные
особенности конкурентных отношений в системе высшего образования, а также дает возможный
прогноз развития негосударственных вузов.

Опубликовано на портале: 29-04-2005
Гарольд Ефимович Зборовский, Наум Ефимович Тейтельман, Елена Анатольевна Шуклина
Высшее образование в России.
2004.
№ 9.
С. 18-29.
С 90-х годов система высшего образования начала сама продвигать образовательные услуги
к потребителю в малом городе. По мнению авторов, уже в это время у населения России
была сформирована установка на неизбежность оплаты образовательных услуг, что привело
к возникновению слоя людей, готовых платить за свое обучение. Профессиональное образование
в малых городах России имеет специфические функции: социальные, собственно образовательные,
личностные. Именно с этих позиций авторы проводят глубокий анализ данных социологического
исследования, направленного на изучение образовательных потребностей студентов государственных
и негосударственных вузов малых городов Свердловской области.

Опубликовано на портале: 04-05-2005
Илья Борисович Ильинский
Высшее образование в России.
2004.
№ 9.
С. 39-52.
Ориентация современного образования на многоуровневый процесс международной интеграции
вытеснила стратегию «опоры на собственные силы» из образовательной сферы.
Сегодня знания и образование в решающей степени определяют экономический потенциал
страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. В этой
связи автор предлагает определить экономическую природу образования, рассматривая
его в нескольких ипостасях: как экономическую субстанцию, как производственный процесс,
как услугу и товар, предлагаемую как государственными так и негосударственными вузами.
