Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы философии

Опубликовано на портале: 09-02-2010
Сергей Петрович Поцелуев Вопросы философии. 1993.  № 4. С. 54-72. 
Вряд ли будет преувеличением сказать, что в мировую историю философии имя Лукача вошло прежде всего благодаря его книге "История и классовое сознание" (1923). По словам известного французского философа М. Мерло-Понти, эта книга «долгое время била библией того, что можно назвать "западным марксизмом"». Между тем в нашей историко-философской литературе этому произведению Лукача, как и всему его раннему творчеству, уделялось недостаточное внимание. В предлагаемой статье речь пойдет непосредственно о теории "овеществления", составляющей философский стержень всей "Истории и классового сознания". Именно эта теория стала впоследствии одним из важнейших источников для многих современных вариантов "культурной критики" капитализма (или "антикапитализма"); обращение же ныне к такого рода проблематике, помимо законного исторического интереса, оправдано также необходимостью в непредвзятом понимании тех антикапиталистичекских идей, которые неизбежно будут возникать в условиях возможной "вестернизации" традиционных реалий "русского коммунизма".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1994.  № 12. С. 178–184. 
"Мы, немцы, - гегельянцы, даже если бы никогда не было никакого Гегеля". Эта фраза из "Весёлой науки" Ницше афористически выражает парадоксальный факт постоянного присутствия Гегеля во всей последующей истории немецкой философии. Для Хайдеггера она значила нечто иное, а именно, то, что европейская метафизика с самых её истоков является скрытым гегельянством и достигает в системе спекулятивного идеализма лишь своего завершения, раскрывая изначальную претензию мыслить тотальность сущего в форме представления абсолютного субъекта. После Гегеля философия действительно кончается, уступая место планетарной технике, подчиняющей сущее своему неограниченному господству.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-01-2010
Наталия Михайловна Гарнцева Вопросы философии. 2009.  № 5. С. 93-105. 
В современной западной философии сознания за последние десятилетия дуализм постепенно набирал силу и теперь приобрел статус довольно респектабельного подхода к проблеме сознания. Этому подходу удалось достичь широкого признания не только благодаря стараниям его пропагандистов, но и благодаря успехам, достигнутым в длительном противоборстве с материалистическими теориями сознания. Для того, чтобы показать слабость основополагающих установок данных теорий, их критики потратили немало сил на разработку и обоснование аргументов, призванных убедить в нефизической природе сознания. Долгое время данные аргументы рассматривались лишь как вызовы, брошенные материализму (физикализму), а не как возможный базис для построения дуалистической теории сознания. Однако положение дел коренным образом изменилось с появлением книги «Сознающий ум» (1996), автор которой – австралийский философ Дэвид Чалмерс – открыто признал себя дуалистом свойств и разработал собственный проект теории сознания, исключающий редукцию сознания к мозгу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Дмитрий Модестович Угринович Вопросы философии. 1968.  № 2. С. 94-102. 
Рассматривается так называемое социальное направление религиозного модернизма на примере концепции безрелигиозного христианства Д. Бонхёффера. Наибольшее распространение религиозный модернизм получил в протестантской ветви христианства. Суть концепции Д. Бонхёффера, как и других представителей социального направления религиозного модернизма, сводится к отказу от понятия Бога, являющегося заменителем человеческого незнания, и обращению к морально-этической стороне религии. Любовь к ближнему, по мнению Д. Бонхёффера, должна реализовываться напрямую (без участия трансцендентного посредника) и в деятельности (а не в молитвах).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 12-01-2010
Вадим Валерьевич Васильев Вопросы философии. 1999.  № 1.
Иммануил Кант оставил после себя не только фундаментальные трактаты, но и множество изящных или просто запоминающихся высказываний. Некоторые из них - такие как мысль о двух удивительных вещах, звездном небе и моральном законе - известны даже детям. Другие афоризмы Канта совсем не на слуху. Настоящей кладовой таких малоизвестных пассажей является рукописное наследие Канта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Ян Гурановский Вопросы философии. 1967.  № 7. С. 34-44. 
На примере католичества рассматривается состояние религиозности в Польше в конце 60-х годов ХХ века. Отмечается, что в этот период религиозность населения снизилась: все меньшее число людей считали себя верующими, верующие же уже не склонны распространять религиозную этику на все сферы жизни. Католическими социологами установлено усиление процесса секуляризации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Владимир Соломонович Библер Вопросы философии. 1989.  С. 31-42. 
В статье рассматривается несовпадение культурных процессов с процессами образования и просвещения (Человек образованный или просвещенный сегодня не является автоматически культурным человеком). Современная культура стремится в эпицентр человеческого бытия. В XX веке типологически различные культуры живут в одном и том же сознании, взаимодействуют в пространстве одной и той же человеческой жизни. Автор исследует характер исторического наследования культуры и приходит к выводу, что нельзя рассматривать это наследование по упрощенной схеме «восходящей лестницы», когда каждая последующая ступень выше предыдущей, а человек ощущает себя карликом, стоящим на плечах гигантов. Наиболее приемлемой представляется логика развития драматического произведения, представляющая собой механизм художественной наследственности, а не восхождения. В данной логике каждая новая культурно-историческая форма добавляется к предыдущим, ничего не отменяя и не перечеркивая. «Явление четвертое. Те же и Софья» – по такому принципу одновременности, дополнительности в едином пространстве культуры XX века сосуществуют одновременно все исторические типы искусства, философии, нравственности и науки (как формы культуры). Это «схема» диалога, общения, а не обобщения различных культурных форм. Для современного мира в целом характерен диалог всех исторических типов культур (Античности и Средневековья, Запада и Востока и т.д.). Автор показывает, что любая современная культура может развиваться лишь на грани культур, в одновременности и диалоге с другими культурами. В этой ситуации каждая культура оказывается «двуликим Янусом», обращающим свое лицо одновременно к другим культурам и вглубь себя в стремлении изменить и дополнить собственное бытие. Время такого общения – настоящее, форма – произведение. В таком понимании судьба культуры очень тесно связана с судьбой личности. Только в совместной деятельности множества личностей культура может быть представлена как произведение, как «мир впервые», каждый раз заново увиденный и пересотворенный.
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась. (расширенная аннотация)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-03-2010
Илья Инишев Вопросы философии. 2009.  № 4. С. 168-175. 
В нижеследующем речь пойдет о некоторых итогах, или о заключительной стадии, так называемого «лингвистического поворота», произошедшего в первой трети прошлого века в аналитической философии и феноменологии. Мы схематично изложим свое понимание истоков и последствий феноменологической версии «лингвистического поворота». Главный вопрос, который станет предметом нашего обсуждения, звучит следующим образом: остается ли выражение «лингвистический поворо», изобретенное Густавом Бергманом и введенное в оборот Ричардом Рорти, актуальным и по сей день? Не следует ли, скорее, признать, что сегодня оно в меньшей степени, чем когда-либо отражаетактуальное положение дел в современных философских исследованиях?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-02-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1993.  № 11. С. 29-56. 
В необозримом количестве литературы о Гегеле исследования его юношеского периода занимают особое место. Прежде всего, необычна сама тема исследования. На первый взгляд она принадлежит сфере традиционного историко-биографического подхода. Но уже обозрение материала наталкивается на существенную трудность: Гегель сам ничего, за исключением одного мелкого упоминания о своем общении в Гельдерлином, не говорит о времени возникновения своей философии. Весь его так называемый юношеский период (до 30-летнего возраста!) покрыт мраком неизвестности. Однако как раз эта непроясненность истоков одной из самых великих философий постоянно привлекала внимание исследователей. Здесь присутствует не только исторический интерес. С осмыслением духовного развития молодого Гегеля связывалась возможность нового понимания философии вообще.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2003
Г. Е. Векуа Вопросы философии. 1968.  № 2. С. 58-64. 
В статье рассматривается значение социальных и биологических факторов при возникновении и развитии заболеваний. Автор предлагает считать основополагающими факторами биологические, так как болезнь есть процесс биологический, хотя при этом не следует и недооценивать значения факторов социальных. Но последние, в основном, влияют на окружающие условия при возникновении и течении болезни, а уже только эти условия (состоящие из биологических факторов) влияют на болезнь. Следовательно, влияние социальных факторов на болезнь опосредовано факторами биологическими.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1994.  № 4. С. 87-93. 
В философском ландшафте современной Германии школа Йоахима Риттера (к которой принадлежат известные ученые Г.Люббе, О.Марквард, Р.Шпеман, Г.Рормозер) занимает весьма значительное место. Можно сказать, что она является единственной философской школой в подлинном смысле, с учителем во главе и преемственностью философской теории. Основанный Риттером в Мюнстере Collegium Philosophicum объединил совершенно различных философов и учёных, увидевших в риттеровской интерпретации современности плодотворную возможность нового осмысления задач философии и гуманитарных наук. Основополагающим для конституирования школы стал круг идей, введённых Риттером в философскую дискуссию послевоенной Германии, и ожесточённо титулованных критиками "неоаристотелизмом", "неоисторизмом", "неоконсерватизмом" и проч.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2010
Николай Сергеевич Плотников Вопросы философии. 1995.  № 9. С. 169-185. 
Поскольку лишь единицы имели возможность лично общаться с немецким мыслителем (например, Лев Шестов), постольку знакомство с его идеями было опосредствовано восприятием текста "Бытия и времени" в философском сообществе Германии (позднее и Франции). Сопоставление же критических возражений в адрес философской концепции Хайдеггера, выдвинутых в немецкой философии с аргументами русских мыслителей позволяет отчётливее представить направление и характер их критики. Различение "трансцендентально-онтологической" и "экзистенциалистской" интерпретаций "Бытия и времени" может выполнять при этом функцию предварительной ориентации в ходе "рецепции" идей фундаментальной онтологии.
ресурс содержит прикрепленный файл