Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вестник РУДН

Выпуски:
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Михаил Юрьевич Попов Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 174-177. 
Социализация личности в социуме сложный и многоуровневый процесс, для изучения которого существует множество методологий, затрагивающих различные ее аспекты. Выделяемая автором методика векторного анализа социализации поколений представляет собой попытку графического изображения этих процессов в конкретном социуме в общем временном пространстве. Предлагаемая методика позволяет с помощью традиционных социологических исследований получать более полные и объективные представления о социальных процессах, протекающих в современном реформируемом российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Александр Михайлович Никулин Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 148-158. 
В статье проводится анализ работ Джемса Скотта, оказавших большое влияние на представления об исторической эволюции власти на пути от традиционного общества к современному. Разработанный им в книгах «Моральная экономика крестьян», «Оружие слабых», «Господство и искусство сопротивления», «С точки зрения государства» понятийный аппарат историко-социологического исследования власти применяется теперь широко и эффективно антропологами, социологами, политологами, историками, причем не только при изучении традиционных сельских сообществ, но и в исследовании современных социальных институтов Запада.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Дмитрий Михайлович Рогозин Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 184-212. 
Автор проводит анализ целей российских молодежных общественных организаций как институционализированных объектов. Он проводит структурный анализ их уставных целей и задач, пытаясь обнаружить устойчивые семантические конструкции, описывающие декларируемые цели формальных молодежных организаций. На основе частот встречаемости и сочетаемости структурных единиц языка разработана система различений, позволяющих сформулировать особенности функционирования молодежных организаций и построить их типологию. Объектом наблюдения выступили отрывки из уставов 353 молодежных организаций, зарегистрированных с 1991 по 1997 год.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Инна Ивановна Квасова, Юлия Борисовна Кондратьева Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 59-64. 
Основным и универсальным структурообразующим элементом процесса познания, «создания» мира является символ. Повседневная жизнь человека и все социокультурной пространство наполнены символами. В статье приводится исторический обзор исследование данной проблематики в трудах Дюркгейма, Фрейда, Юнга, Мида, Блумера, Сорокина, Лосева, Гуссерля, Хайдеггера, Кассирера и др. Одним из феноменов постиндустриального общества становится так называемое символическое потребление. Символикой насыщено все социальное пространство и все поведение человека. Следовательно, символ является основным структурообразующим элементом деятельности и познания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Е.А. Островская-младшая Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 114-131. 
Данная работа представляет собой аналитической разбор двух концепций институционализации, предложенных в контексте системно-функциональной теории общества Н. Лумана и теории социального конструирования реальности Т. Лукмана и П. Бергера. Автор проводит сравнительное исследование концепций институционализации, созданных Луманом, Лукманом и Бергером, в контексте выдвинутых ими теорий общества, что позволяет осуществить последовательный анализ их теоретико-методологических подходов к исследованию процесса институционализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Ирина Анатольевна Шмерлина Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 65-78. 
Пространство - один из природных ресурсов существования человека, и, следовательно, неразрывно связанный с его бытием. В сегодняшней исследовательской ситуации социологическое изучение пространственных отношений происходит в рамках Gemeinschaft’ных отношений, социологии тела и проблем образование новых государственных общностей и связанного с этим процесса поиска «новых идентичностей». Поднимается вопрос о причиняющей силе пространственного размещения, психологии территориального поведения человека. Автор рассматривает пространство как социообразующий фактор.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Елена Анатольевна Недзвецкая Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 228-235. 
Статья посвящена изучению системы образования как социального института. Автор использует социологические методики для изучения процессов образования с точки зрения его институциональных характеристик. Приведен ретроспективный анализ изучения проблем образования в социологии. Особое внимание уделяется специфическим чертам менеджмента в сфере образования. Институт образования предстает в виде совокупности организаций, включенных в сложную систему внутренних координационно-субординационных отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Галина Витальевна Градосельская Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 236-257. 
Настоящая работа написана на основании опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» осенью 2002 г. Процесс получения образования представляется как рынок, при котором обе стороны – и поставщики, и потребители образовательных услуг – принимают рациональные решения в зависимости от ряда факторов. Приводится концепция мониторинга образования, в которой рассматривается взаимодействие институтов и акторов, действующих на рынке образовательных услуг. На основе результатов прикладного исследования проводится детальный анализ влияния на получение индивидом образования таких факторов как уровень образования родителей, размер материальных затрат, экономический уровень семьи и др. оценки коэффициентов логистической модели проводятся методом максимального правдоподобия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Марина Александровна Маринова Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 166-173. 
В статье рассматриваются базовые типы субъектов экономики, такие как предприниматели, предприятия (акционеры, руководители и наемные работники), государство. Анализируются пути их интеграции в условиях трансформации российской экономики. Новые социально-экономические условия, изменение ценностей, трансформация экономического сознания, появление новых экономических интересов – все это обусловило существенные изменения в поведении субъектов экономики. Автор выделяет предпринимателей как особый класс в обществе, потенциал которого зависит от степени открытости экономических ресурсов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-11-2004
Нур Серикович Кирабаев Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 5. 
Данный выпуск журнала посвящен памяти выдающегося российского ученого, профессора социологии – Геннадия Семеновича Батыгина. Со своим аспирантом, ныне доцентом кафедры социологии РУДН Д.Г. Подвойским, он подготовил учебное пособие по истории социологии. Предлагаемая читателю публикация главы из этого пособия в вестнике РУДН – это лишь малая толика нашего огромного долга перед Г.С. Батыгиным.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Е.В. Золоторева Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 138-147. 
Статус политической социологии как дисциплины, ее позиция и роль в общей системе социологического знания является предметом постоянных дебатов. Она позволяет увидеть социальное в политике и политику в социальном. Как и любая отраслевая теория, политическая социология использует концептуальный аппарат общих и специальных социологических теорий и может описывать свой объект как группу, деятельность или институт. Она все чаще выступает как мультипарадигмальная и междисциплинарная область знания о политике, обществе, власти, а проводимые ей исследования требуют тесного взаимодействия со специалистами из смежных областей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Жанна Борисовна Онзимба Ленюнго Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 178-183. 
Данная работа посвящена рассмотрению эволюции и развития концепции маргинальной личности в американской социологии. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что в американской социологической литературе утвердилось понимание маргинальной личности как личности, испытывающей чувство внутренней раздвоенности, которая возникла в результате причастности к двум или более противоречащим друг другу реалиям и вызванный этим пограничным состояние комплекс социально-психологических последствий: дисгармонию, потерю самоидентификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Владимир Анатольевич Цвык Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 258-269. 
Статья посвящена изучению мотивации индивида к профессиональному совершенствованию, с точки зрения проблемы личностного и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия. Автор проводит детальное поэтапное рассмотрение профессионализации как процесса оказывающего влияния на развитие российского общества. Приводится соотношение формирования профессионализма и репрофессионализации. Профессионализм личности является критерием социальной стратификации, фактором социальной мобильности и социокультурной динамики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-11-2004
Марина Викторовна Калинникова Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 223-227. 
Сегодня решение глобальных проблем зависит от типа личности, формируемой обществом, от уровня ее индивидуального восприятия, характера, межличностных связей, степени вовлеченности в общественную жизнь. Все эти компоненты играют важную роль в формировании экологической культуры индивида. Опыт Саратовского государственного университета подтверждает, что эти проблемы могут быть решены через распространение «экологической грамотности» на все возрастные категории общества, в котором университетское образование является ключевым звеном. Преследуя эту цель, Саратовский государственный университет создал модель экологического образования представляющую собой непрерывный процесс и разработал общую концепцию преподавания экологии, как междисциплинарной многоплановой науки, имеющей собственную методологическую основу и предмет изучения. Основные черты непрерывного экологического образования можно отразить в пяти установочных принципах: непрерывность – поступательность – плавность – интегративность – преемственность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2004
Галия Галеевна Татарова Вестник РУДН. 2003.  № 4-5. С. 35-46. 
Понятия «анализ социологических данных» и «измерение в социологии» являются базовыми категориями эмпирической социологии. Автор ставит проблему осмысления концепта «язык социологического исследования», под которым понимается совокупность языковых конструктов (понятий, категорий, конструкций), необходимых при планировании и проведении эмпирического социологического исследования. Язык анализа данных порождается, в первую очередь, методологическими процедурами, играющими роль метаметодик (методики конструирования методик) анализа данных, позволяющих сконструировать и эмпирическом социологическом исследовании логическую схему анализа данных в соответствии с исследовательской ситуацией. В качестве метаметодик выделены типологический анализ, факторный анализ и причинный анализ. Приводится язык анализа для каждой выделенной метаметодики.
ресурс содержит прикрепленный файл